Вообще-то полезно иметь для ноутбука несколько запасных батарей, особенно в дальних поездках и походах. Вопрос только в том, как их и где заряжать. Стандартный способ, приходящий в голову – это вставить их последовательно в ноутбук и зарядить по очереди – хорош, но неудобен.

Во-первых, это время, а его у вас не будет, если вы пользуетесь запасными батарейками регулярно, а не время от времени. А во-вторых, крепление батареек не рассчитано на их втыкание-вытыкание несколько раз в сутки. Оно очень хлипкое и долго не выдержит.

Хорошо бы заряжать батарейку от ноубука напрямую, без самого ноутбука, но как это сделать? Ведь, там, на батарейке куча контактов, через которые ноутбук контролирует правильность заряда батареи, и как ее ставить на зарядку эту батарейку без ноутбука – непонятно. Раньше, в былые времена, производители ноутбуков выпускали отдельно устройства для зарядки запасных батареек, но вот уже лет 7-8, как с этой практикой покончено.

На форумах в интернете приводятся разные хитрые схемы распайки и зарядки отдельных марок батареек, но вряд ли вы найдете среди этих схем схему именно вашей батарейки. А все эти многочисленные контакты на батарейке – существуют не спроста. Ведь она состоит из последовательно-параллельно соединенных литиевых элементов, которые могут при перезаряде – взорваться, и при слишком глубоком разряде – сразу выйти из строя. Поэтому надо тщательно контролировать напряжение на каждом из элементов. А поскольку у них есть разброс параметров, то при последовательном соединении они будут заряжаться неравномерно, до разных напряжений, что для литиевых элементов – неприемлено и пожароопасно. Вот поэтому, такое количество контактов, чтобы контролировать и заряжать каждый элемент по отдельности.

Всё описанное выше – чистая правда. Однако, как это часто бывает, правда – не имеющая никакого отношения к нынешней практической реальности. Действительно, после того, как в батарейках ноутбуков стали использоваться литиевые элементы, все  ноутбуки стали снабжаться контролерами заряда батарей, а для зарядки батарей вне ноутбука производители начали выпускать специальные зарядные устройства.

Но ведь отдельное зарядное устройство – оно стоит денег, и – не маленьких, поэтому по всему миру отдельные умельцы стали ставить эксперименты по самостоятельной зарядке батареек без ноутбука. С непременными взрывами и пожарами, сопровождающими этот процесс.

И хотя таких умельцев было немного, а взрывов и пожаров еще меньше, но и тех, что случалось, оказалось достаточно для того, чтобы производители ноутбуков быстренько перенесли контролеры зарядки из компьютеров в сами батарейки. Так что в настоящее время в мире не существует ни одного производителя (ну разве, что найдется какой-нибудь китайский ноунеэйм), который не снабжал бы батарейки для своих ноутбуков встроенным контролером питания. Во всяком случае, для нотбуков, выпущенных в последние 5 лет – это непреложное правило.

А это значит, что для самостоятельной зарядки батарейки для современного ноутбука достаточно просто подать на входную и выходную клемму батарейки напряжение питания чуть-выше того, которое указано на ней, в идеале – напряжение соответствующее блоку питания самого компьютера. Встроенный контролер сам позаботится о балансе заряда литиевых элементов и прервет зарядку, когда напряжение на них достигнет предельного уровня.

Найти входные и выходные клеммы – просто. Это всегда крайние клеммы батарейки – для бытовых устройств – это отраслевой стандарт. Плюс и минус, как правило также обозначены. Если не обозначены, проверьте полярность при помощи тестера (вольтметра). Тестер вам так же потребуется если вы используете в качестве запасной не оригинальную батарейку, а китайскую, купленную не ибее или алиэкспрессе. Конечно, они все тоже снабжены внутренними контроллерами. Должны быть снабжены. Обязаны быть снабжены – все же это требование безопасности.

Но проверить – не мешает.

Проверяем при помощи того же тестера. Замеряем напряжение на батарейке. Подключаем тестер к контактам блока питания и тыкаем их в контакты батарейки. Если напряжение на контактах блока питания падает до значения близкого к напряжению батарейки, значит батарейка – заряжается.

Далее проверяем защиту от перезаряда. Оставляем батарейку заряжаться с подключенным вольтметром и периодически смотрим. Напряжение будет плавно подниматься, при этом оно не должно (так же плавно) перевалить за следующие значения:

  •  8,2-8,4vдля батареек промаркированных, как 7,4v
  • 12,3-12,6vдля батареек промаркированных, как 10,8v
  • 16,4-16,8vдля батареек промаркированных, как 14,8v

Если по достижении указанных значений напряжение резко скакнет до напряжения блока питания или (что реже, но тоже бывает) залипнет на верхних предельных цифрах, значит все ОК – защита работает. Если плавно перевалит и будет плавно же подниматься – значит китайцы вас обманули и продали вам батарейку с неправильным контроллером.

Если же защиты в китайской батарейке не оказалось, а вы прошляпили момент достижения максимально-допустимого напряжения, то будет взрыв и пожар. Поэтому проводите замеры в пожаробезопасном месте и не зевайте.

Дизан группы A4J
Rambler's Top100