ПУТЕВОДНАЯ “ЗВЕЗДА” РЕКОРДСМЕНА

Л. ШУГУРОВ, инженер

Нарастающий слитный гул форсированного двигателя — и мимо восторженных зрителей серебристой ртутной каплей проносится аппарат, который сразу и не назовешь автомобилем. А через несколько минут становится известно, что заезд оказался рекордным — московский гонщик, инженер Александр Пельтцер, на. машине собственной конструкции “Звезда-1” прошел один километр с ходу со скоростью 139,6 километра в час! Всесоюзное достижение!

“Всего-то? — удивится избалованный скоростью современный читатель. — Да это и для “жигуленка” не предел!” Но давайте оставим скепсис. Ведь рабочий объем цилиндров двигателя “Звезды” составлял всего 350 см3 — вчетверо меньше, чем у современных малолитражек.

Счастливой оказалась судьба автомобиля Александра Пельтцера. “Звездный” дождь рекордов сопровождал всю ее долгую спортивную жизнь. После установления па этой машине в 1946 году первого всесоюзного рекорда в августе 1947 года инженер-испытатель мастер спорта А. Понизовкин побивает рекорд 146,938 км/ч, принадлежавший ранее итальянцу Р. Чекини, выступавшему на машине “Мошерино”. Но резервы совершенствования “Звезды” на этом исчерпаны не были. Дальнейшая работа по регулировке и доводке двигателя позволила в еще большей степени форсировать его и улучшить скоростные качества этой машины.

И вот 13 августа 1949 года А. Понизовкин вступил в борьбу за еще один мировой рекорд скорости на дистанции один километр с ходу — итальянца Д. Дурани (169,170 км/ч). Попытка оказалась неудачной, хотя советскому гонщику удалось вплотную приблизиться к этому показателю. “Звезда-3” достигла скорости 164,158 км/ч. Затем еще одна попытка, и на этот раз она оказалась успешной: 19 августа 1949 года “Звезда-3” установила новый мировой рекорд — 172, 827 км/ч.

Ходовые качества “Звезды” оказались настолько высокими, что было решено попробовать машину и на другой — пятикилометровой трассе. В 1951 году, используя двигатель класса 350 см3, гонщик А. Подкутев показал на этой дистанции скорость 167,754 км/ч, что на 12 км/ч превысило прежнее мировое достижение.

Следующий год — 1952-й — можно смело называть годом “Звезды”: водитель-испытатель А. Амбросенков установил на этой машине последовательно девять всесоюзных рекордов в трех классах — 250, 350 и 500 см3. Важнейшим, пожалуй, можно назвать финиш заезда на один километр с ходу в классе 350 см3. Скорость, показанная в нем, составляла 215,182 км/ч, что на 2 км/ч превышало мировой рекорд в данном классе! Мировой рекорд был установлен и в классе 250 см3 — 189,473 км/ч.

Многочисленные выдающиеся достижения “Звезды” и ее модификаций явились закономерным результатом работы выдающегося инженера, а его машина уникальной конструкции стала первенцем советского спортивного автомобилестроения.

Александр Иванович Пельтцер начал свою автомобильную карьеру на строительстве Нижегородского (ныне Горьковского) автомобильного завода. Там же разрабатывал он и первые отечественные газогенераторы, а перед самым началом Великой Отечественной войны вместе с единомышленниками — А. Понизовкиным и Н. Титовым — установил всесоюзный рекорд скорости на легковой машине с... газогенератором.

Еще тогда задумал инженер создать специальный гоночный автомобиль. Но воплотить свою мечту в жизнь он сумел только после Победы...

Шесть месяцев заняло проектирование “Звезды”, и всего три — собственно постройка. Машина была весьма тщательно проработана с точки зрения аэродинамики: кузов ее напоминал сплющенную, прижатую к земле каплю. На его поверхности находились четыре выпуклых обтекателя, прикрывавших колеса сравнительно большого диаметра. В совершенно гладком днище имелось четыре выреза под колеса. Это также было необычным — раньше автоконструкторы даже на аэродинамически совершенных автомобилях не облагораживали скрытую от глаз (но не от набегающего потока) часть корпуса.

Кузов был спроектирован сужающимся к хвостовой части, и поэтому колею задних колес пришлось сделать более узкой, чем передних. Силовой агрегат — двигатель и трансмиссию — разместили за сиденьем гонщика. Оригинальной была система охлаждения мотора: чтобы избавить машину от воздухозаборника радиатора, портящего “аэродинамику”, на “Звезду” установили 25-литровый водяной бак. Все эти меры позволили автомобилю с 30-сильным двигателем развивать скорость до 150 км/ч!

Кузов машины собирался из алюминиевых панелей, приклепанных к дюралюминиевому каркасу. Он состоял из двух половин: съемной верхней и жестко связанной с рамой нижней. Подвеска передних колес, рулевой механизм, а также тормоза были от “Москвича-400”. Подвеску задних колес сделали независимой, на поперечной рессоре. Колеса — мотоциклетного типа с 19-дюймовыми обедами.

Двигатель от гоночного мотоцикла ДКВ-УЛ350, двухтактный, двухцилиндровый, с водяным охлаждением и поршневым нагнетателем. Он имел так называемую двухпоршневую схему Цоллера. Два цилиндра объединяла общая камера сгорания. Поршень, ходивший в одном из цилиндров, управлял открытием и закрытием впускных окон. Поршень другого “командовал” выпускными. Кинематика кривошипного механизма давала возможность при ходе поршней вверх сначала перекрыть выпускные окна, а чуть позже — перепускные. Это позволяло подавать горючую смесь в цилиндры под давлением. В них поступал больший по объему заряд горючей смеси, увеличивая мощность двигателя.



В 1947 году в автомобиль внесли ряд усовершенствований, и он получил название “Звезда-2”. У него улучшили аэродинамику кузова, установили новую коробку передач, а поршневой нагнетатель заменили лопаточным. Мощность двигателя увеличили с 31 до 42 л. с.

В 1949 году появилась “Звезда-3”, где вместо зарубежного мотора был установлен отечественный с аффективным коловратным нагнетателем, прямоточным советским карбюратором “Ленкараз”, центробежным водяным насосом и термостатом. Мощность нового мотора составляла 47 л. с., позже 50—52 л. с. Иной стала трансмиссия. Теперь двигатель располагался не поперек, а вдоль машины, отсутствовала цепная передача. Весь силовой блок скомпоновали по традиционной автомобильной схеме: двигатель — главная передача — коробка передач, что делало агрегат компактным и легким. В результате “Звезда-3” стала легче “Звезды-1” почти на 155 кг, хотя форма ее кузова практически не изменялась. Уменьшился размер колес — они получили 16-дюймовые обода.



В 1950 году масса новой гоночной машины “Звезда-3М” снизилась до 500 кг благодаря более эффективному нагнетателю, усовершенствованию системы охлаждения, применению рулевого механизма от “Победы”. К сожалению, высокофорсированный двухтактный двигатель “Звезды-3М” часто выходил из строя. Его детали не выдерживали тепловой перегрузки, и расчетная мощность автомобиля достигалась лишь на стенде, а не на гоночной трассе.

Работы по дальнейшему усовершенствованию “Звезды” проводились в бюро скоростных автомобилей НАМИ, где в 1951 году была сконструирована “Звезда-М-НАМИ”. Повысилась надежность ее двигателя, рабочий объем которого стал 342 см3, построили и 368-кубовый вариант, позволявший выступать в спортивном классе до 500 см3. Оба развивали мощность — 58—61 л. с. при частоте вращения вала 6800 об/мин.



Разрабатывались и более совершенные модели, например, “Звезда-5”, значительно отличавшаяся от своих предшественниц и формой кузова, и ходовой частью. Она стала родоначальницей нового типа советских гоночных автомобилей, среди них знаменитые “Звезда-6”, “Дзержинец” и “Харьков Л-250”, не раз выходившие на штурм рекордов скорости.




“ХАРЬКОВ-6”




“ЗВЕЗДА-5”




“ЗВЕЗДА-6”




“ДЗЕРЖИНЕЦ”




“ХАРЬКОВ Л-250”

АБСОЛЮТНЫЕ РЕКОРДЫ СССР

Дата

Автомобиль

Рабочий объем двигателя, см3

Скорость, км/ч

Дистанция, км

Гонщик

13.8.1949

Звезда-3

342

164,16

1

А. Понизовкин

19.8.1949

Звезда-3

342

172,83

1

А. Понизовкин

15.7.'952

Звезда-3М

342

203,05

1

А. Амбросенков

17.5.1952

Звезда-3 М

342

204,54

1

А. Амбросенков

11.9.1952

Харьков-6

1970

203,27

1

В. Никитин

11.9.1952

Дзержинец

2.932

215,18

1

И. Помогайбо

29.10.1952

Звезда-3М

342

215,18

1

А. Амбросенков

5.11.1952

Дзержинец

2957

230,67

10

И. Помогайбо

1952

Звезда-3 М

342

169,00

50

А. Амбросенков

1952

Звезда-3 М

342

153,80

100

А. Амбросенков

10.12.1953

Харьков-6

1970

230,16

1

В. Никитин

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АВТОМОБИЛЕЙ “ЗВЕЗДА”

Модификации автомобиля

Звезда-21

Звезда-2

Звезда-3

Звезда-3М

Звезда-М-НАМИ

Звезда-ЗМ НАМИ

Год выпуска

1946

1947

1349

195Э

1951

1952

Мощность, л. с.

31,5

42

47

50-54

СО

58

Максимальная скорость, км/ч

140

170

180

200

230

230

Рабочий объем двигателя, см3

342

342

342

342

346

368

Частота вращения коленвала, об мин

5500

6500

7000

7000

6800

6800

Тил нагнетателя

поршневой

коловратный

коловратный

коловратный

коловратный

коловратный

Число передач

4

4

4

4

4

4

Главная передача

цепь

цепь

шестерни

шестерни

шестерни

шестерни

Размер шин

4,00—19

4,00—19

5,00—16

5,00—16

5,00—16

5,00—16

Масса, кг

600

545

500

500

500



РЕКОРДНО-ГОНОЧНЫЙ АВТОМОБИЛЬ “ЗВЕЗДА-ЗМ” 1 — контур кузова, 2 — жалюзи радиатора, 3 — радиатор. 4 — колесо, 5 — сошка рулевого механизма, f — — рулевой вал, 7 — рычаг переключения передач, 8 — рычаг ручного тормоза, 9 — приборный щиток (справа и слева — термометры; в центре — тахометр, окраска заштрихованных зон красная, справа внизу, — манетка воздушного корректора карбюратора), 10 — сиденье гонщика, 11 — трубопровод системы охлаждения, 12 — двигатель, 13 — маслобак для принудительной смазки трансмиссии, 14 — картер главной передачи, 15 — коробка передач, 16 — кронштейн крепления переднего моста, 17 — передний мост, 18 — цилиндр подвески типа “дюбоне”, 19— передние топливные баки, 20 — магнето, 21 — водяной насос системы охлаждения, 22 — задние топливные баки, 23 — выхлопной патрубок, 24 — пружина подвески заднего моста, 25 — задний мост, 26 — рама, 27 — узел крепления днища кузова к раме.



ВНИМАНИЕ! Пунктиром показаны отличия автомобиля от “Звезды-З”(1): сдвинутое вперед место водителя, укороченный рулевой вал, перенесенный вперед козырек и надставленный обтекатель-заголовник. Позиция 2 показывает элементы внешнего оформления автомобиля “Звезда-3М”. Линия, обозначенная позицией 3, представляет собой границы окраски автомобиля “Звезда-М-НАМИ”. Декоративная никелированная решетка (4) устанавливалась только на воздухозаборнике автомобиля “Звезда-3”.



ДВИГАТЕЛЬ АВТОМОБИЛЯ “ЗВЕЗДА-ЗМ” В БЛОКЕ С ТРАНСМИССИЕЙ: 1 — поплавковая камера карбюратора, 2 — карбюратор, 3 — головка цилиндра, 4 — свеча зажигания, 5 — полость охлаждающей жидкости, 6 — выхлопной патрубок, 7 — шестерня привода нагнетателя, 8 — картер сцепления, 9 — картер главной передачи, 10 — картер неробки передач, 11 — воздухозаборник карбюратора, 12 — механизм переключения передач, 13 — задняя опора агрегата, 14 — выхлопные трубы двигателя, 15 — рама, 16 — картер двигателя, 17 — кривошип, 18 — привод тахометра, 19 — подвесной шатун П-образного цилиндра, 20 — шестерня привода водяного насоса, 21 — компрессор, 22 — предохранительный клапан.

СОВЕТЫ ПО МОДЕЛИРОВАНИЮ

Внешне “Звезда-3” мало отличалась от “Звезды-3М” или “Звезды-М-НАМИ”. Последние имели в носовой части кузова воздухозаборник, причем “Звезду-М-НАМИ” отличала характерная окраска. Швы стыков алюминиевых панелей тщательно зашпаклеваны и не видны. Однако фланцы обтекателей над колесами ярко выражены и на толщину металла (1—1,1 мм) выступают над поверхностью кузова. Перед водителем небольшое ветровое стекло из органического стекла. Рулевое колесо черное, залитое эбонитом, как на “Москвиче-400” первых выпусков. На щитке приборов перед гонщиком три циферблата: большой — тахометра с красным сектором и два малые — термометры.

У “Звезды-3М” на воздухозаборнике — решетка с семью вертикальными прутьями. На лобовой части — накладная выпуклая хромированная пятиконечная звезда. В 1950 году на тенно-голубом кузове “Звезды-ЗМ” можно было видеть стартовый номер 3 на белом прямоугольном фоне. Номер располагался на правой половине носовой части кузова. Шины этого автомобиля имели протектор в виде неглубоких продольных канавок. Плоскость разъема верхней и нижней половин кузова не видна. На кузове нет заправочных горловин или отверстий для выхлопных труб.

Чертежи для печати

Источник: "Моделист-Конструктор" 1984, №3
OCR: mkmagazin.almanacwhf.ru



Новости Партнеров

Дизан группы A4J
Rambler's Top100