БОЛЬШОЙ ПЛАВАЮЩИЙ АВТОМОБИЛЬ-АМФИБИЯ «ЗИЛ-485» (БAH1)

Автомобиль «485» выполнен по классической схеме трехосного шасси формулы 6X6. (Все колеса - ведущие, передние - управляемые.) Оно смонтировано на двухлонжеронной раме, которая заключена в водонепроницаемый цельносварной корпус (толщина стенок 1,5-2,5 мм) с арками для колес, тоннелями для карданных валов и винта.

Корпус автомобиля представляет собой плоскодонную, с вертикальными бортами, водонепроницаемую лодку понтонного типа. Жесткость ее создается силовой рамой изнутри и усилителями корытообразного профиля с наружной стороны стенок.

В центральном отсеке корпуса расположена открытая рубка для экипажа (2 человека) с органами управления и контрольными приборами. Рубка спереди и сбоку закрывается откидным ветровым стеклом, сверху - съемным брезентом и зимой может отапливаться. Подушки и спинки обоих сидений могут служить спасательными средствами, так как обладают плавучестью.

За рубкой, перед грузовой платформой, на специальной раме установлена барабанная лебедка, которая служит для самовытаскивания автомобиля, погрузки и разгрузки неделимых грузов, вытаскивания других машин. Трос лебедки может пропускаться вперед (через люки рубки и мотоотсека, направляющий ролик и носовую скобу) и назад (через окно в центральной перегородке и направляющий ролик в корме автомобиля).

Кормовой отсек занимает отапливаемая зимой грузовая платформа (площадью 10,4 м2) с откидным задним герметичным бортом и съемным брезентовым верхом. Легкосъемные грузовые трапы облегчают погрузку на платформу артсистем и другой колесной техники.

В задней части машины размещаются также 2 бензобака емкостью по 120 л.

Носовой отсек закрыт сверху алюминиевой палубой с тремя герметичными люками для доступа к воздуховодам и к мотоотсеку, а при необходимости - для дополнительного воздухопритока. В этом отсеке размещен форсированный 6-цилиндровый рядный карбюраторным двигатель ЗИС (макс, мощность 110-112 л. с. при 2900 - 3000 об/мин). Здесь же расположена довольно развитая система охлаждения - радиатор, водяной теплообменник, водомаслорадиатор, воздуховоды и другие системы, обслуживающие двигатель. Воздух для охлаждения засасывается вентилятором сзади, из центрального отсека.

В блоке с двигателем двухдисковое сцепление и пятиступенчатая стандартная коробка передач с силовым диапазоном 7,7. (Пятая передача - ускоряющая.) Механизм отбора мощности с одноступенчатым отключаемым приводом на винт и с реверсивным - на лебедку присоединен к задней части коробки передач.

Вращение колесам передается от силового агрегата к ведущим мостам с одноступенчатой главной передачей через промежуточный карданный вал, двухступенчатую раздаточную коробку (силовой диапазон 1,97) и 5 основных карданных валов (из которых 4 располагаются вне корпуса и имеют герметичные выходы).

Передний мост подвешен, как обычно, на двух продольных полуэллиптических рессорах с гидроамортизаторами. Оба задних моста объединены в тележку с рессорно-балансирной подвеской и реактивными штангами.

Барабанные негерметичные тормоза имеют гидравлический привод с пневмоусилителем. Ручной тормоз - ленточный, герметичный.

Движение на воде осуществляется с помощью трехлопастного винта (диаметром 635 мм), который получает вращение от двигателя через коробку отбора мощности, карданную передачу (из трех валов) и гребной вал. При движении на плаву включается 1-я или 2-я (по течению) передачи или задний ход, причем колеса с помощью раздаточной коробки отключаются. При поломке винта машина может двигаться по воде и за счет вращения колес, но с гораздо меньшей скоростью.

Управление автомобилем на суше и на воде производится штурвалом. Он связан через рулевой механизм с передними управляемыми колесами, а через систему тросов и роликов - с водяным рулем.

Для удаления воды, попавшей в корпус, автомобиль снабжен центробежным трюмным насосом (производительность до 300 л/ммн) и крыльчатым насосом отсеков с тремя обогреваемыми зимой приемниками (производительность до 150 л/ммн). Оба насоса имеют цепной привод от линии гребного винта. (Там же имеется специальный храповик для ручного запуска прогретого двигателя в случае необходимости.) При стоянке на плаву для откачки воды, попавшей в трюм, служит ручной поршневой насос. В трюме есть также ручной кингстон.

Пневматическая система автомобиля постоянно пополняется двухцилиндровым компрессором и питает усилитель тормозов, централизованную систему подкачки шин, пневмосигнал и привод стеклоочистителя.

Шины (размером 11,00-18", впоследствии - 12,00-18") монтируются на разъемном, состоящем из двух половин ободе с распорным внутренним кольцом. Запасное колесо расположено горизонтально в нише правого борта (на БАВ-А - вертикально в кузове).

Давление воздуха в шинах (одновременно во всех или порознь) можно менять с места водителя, контролируя его по манометру, с помощью центрального крана управления и блока шинных кранов в зависимости от характера грунта, по которому двигается автомобиль.

Амфибия «485» имеет на борту электросирену, магнитный компас, позволяющий двигаться в условиях отсутствия видимости, а также якорь, флаг-отмашку, различные концы и другое шкиперское снаряжение.

Из тактико-технических данных машины отметим следующие: грузоподъемность на суше - 2,5 т, на воде - до 3,5 т, масса в снаряженном состоянии - 7100-7150 кг, с грузом и экипажем - до 9800 кг, максимальная скорость на суше - 73 км/ч, на воде - 10,7 км/ч, запас хода по шоссе - 570-690 км, по воде с максимальной скоростью - до 70 км.

Автомобиль способен преодолевать подъемы по твердому грунту без груза до 30-32° и 29° - с грузом. Машину отличает хорошая маневренность на воде - радиус циркуляции составляет всего 9 м (на суше - 11,25 м).

На модели «485-А» были установлены более совершенные шины увеличенного размера 12.00-18" с внутренней (через ступицу) системой подвода воздуха. Были применены усиленные ведущие мосты с пневматическим приводом тормозов и расширенной колеей (на 130 мм). Заметно усовершенствовали двигатель, повысили надежность задней подвески, увеличили емкость аккумуляторной батареи. Масса машины возросла на 200-250 кг.

Модификация «485-Б» отличалась наличием однодискового сцепления, синхронизированной коробки передач, новой, отдельно расположенной реверсивной коробки отбора мощности для привода винта лебедки, телескопических амортизаторов в передней подвеске, усовершенствованного тормозного крана. Однако, как уже говорилось, этот опытный вариант промышленностью освоен не был.

СОВЕТЫ ПО МОДЕЛИРОВАНИЮ

Автомобиль «485» имеет простые, четкие, подчеркнуто функциональные формы. Следует обратить внимание, что корпус его - без поверхностей двоякой кривизны (с глубокой вытяжкой) - образован взаимным пересечением плоских или гнутых панелей с большим количеством усилительных ребер, накладок, отбортовок, швов.

«Промышленный» внешний вид амфибии дополняет множество деталей узкоцелевого назначения: рымы, крючки, барашки, застежки, люки, решетки.

Палуба - клепанная по швам и по периметру - соединяется с носовым обводом корпуса множеством болтов, кстати, хорошо заметных. Различное снаряжение (лопата, багор, топор) закреплено вдоль правого борта, ручной насос - вдоль левого. На люке мотоотсека находится спасательный круг (одна половина его покрашена в белый цвет, другая - в красный).

Па левом крыле рубки расположен двухрожковый воздушный сигнал, на правом - вертикально стоящая довольно массивная электросирена. Под ними на вертикальных стенках рубки находятся отличительные ходовые огни: слева - красный, справа - зеленый.

Впереди машины, на палубе - две стандартные фары с подфарниками, защищенные решетками. Сзади по правому борту - белый гакобортный огонь, по левому - красный фонарь.

Пол грузовой платформы, а также наклонный и основной пол рубки - съемный, деревянный (толстая фанера).

Щитки, закрывающие ниши колес, - съемные. Рисунок протектора шин - упрямая елка» (на автомобиле БАВ-А - «косая расчлененная елка»).

Машина целиком, в том числе и колесные диски, красится в цвет хаки (матовый или полу глянцевый). Полированная поверхность латунного винта ярко блестит. Подушки сидений, штурвал руля, циферблаты приборов черного цвета.





Шасси ЗИЛ-485: 1 - радиатор, 2 - люк мотоотсека, 3 - двигатель, 4 - муфта сцепления, 5 - рычаг переключения передач, 6 - рулевое колесо, 7 - рубка, 8 - цепной привод лебедки, 9 - лебедка, 10 - кронштейн лебедки, 11 - 1-й карданный вал привода гребного винта, 12 - грузовой отсек, 13 - 1-й карданный вал привода заднего моста, 14 - 2-й карданный вал привода гребного винта, 15 - запасное колесо, 16 - 2-й карданный вал привода заднего моста, 17 - 3-й карданный вал привода гребного винта, 18 - штанга головки подвода воздуха, 19 - 3-й карданный вал привода заднего моста, 20 - дейдвудная втулка, 21 - задняя балансирная подвеска, 22 - вал гребного винта, 23 - опора вала гребного винта, 24 - гребной винт, 25 - задний буксирный крюк, 26 - водяной руль, 27 - рама, 28 - задний мост, 29 - шарнирная головка подвода воздуха, 30 - средний мост, 31 - - карданный вал привода среднего моста, 32 - барабан ручного тормоза, 33 - раздаточная коробка, 34 - основной промежуточный карданный вал, 35 - карданный вал привода лебедки, 36 - карданный вал привода переднего моста, 37 - коробка отбора мощности, 38 - коробка передач, 39 - рулевой механизм, 40 - передний мост, 41 - рессора передней подвески, 42 - теплообменник.



Органы управления и контрольные приборы: 1 - штурвал рулевого управления, 2 - кнопка электрического сигнала, 3 - включатель бортовых огней, 4 - кнопка центрального переключателя света, 5 - рычаг управления системой регулирования давления воздуха в тинах, 6 - включатель освещения приборов, 7 - кран стеклоочистителя, 8 - тахометр, 9 - стеклоочиститель, 10 - часы, 11 - манометр воздушного баллона, 12 - компас, 13 - манометр давления в шинах, 14 - лампа командира, 15 - флаг-отмашка, 16 - мегафон, 17 - трехходовой кран переключения бензиновых баков, 18 - рычаг включения раздаточной коробки, 19 - рычаг включения переднего моста, 20 - рычаг включения гребного винта, 21 - рычаг переключения коробки передач, 22 - рычаг включения лебедки, 23 - замочная петля рычага включения лебедки, 24 - рычаг ручного тормоза, 25 - педаль подачи топлива, 26 - педаль тормоза, 27 - педаль сцепления, 28 - рычаг заслонки коллектора обогрева насосов водоотлива, 29 - ножной переключатель света, 30 - кнопка включения воздушного сигнала, 31 - кнопка ручного управления дроссельной заслонкой, 32 - замок зажигания, 33 - кнопка управления воздушной заслонкой карбюратора, 34 - включатель стартера, 35 - переключатель реостатов уровня бензина в баках, 36 - щиток приборов.

Чертежи для печати

Источник: "Моделист-Конструктор" 1981, №5
OCR: mkmagazin.almanacwhf.ru



Новости Партнеров

Дизан группы A4J
Rambler's Top100