НОВИНКА ЗАВОДА «КОММУНАР»

Особой популярностью у автолюбителей многих стран мира пользуются автомобили особо малого класса: юркие, легкие, подвижные, длиной не больше 4 м. Машины эти составляют немалую долю в выпуске таких автогигантов, как ФИАТ, «Рено», «Пежо-Ситроен» и многих других. Сравнительно невысокие розничные цены, относительно низкие эксплуатационные затраты, простота управления и отличная маневренность в сочетании с вполне удовлетворительным комфортом для четырех человек — все это делает «легковушки» привлекательными для молодых семей, деловых людей и, что характерно, для... женщин. Как показывает статистика, представительницы прекрасной половины человечества тяготеют к миниатюрным автомобилям больше, нежели водители-мужчины. В соответствии с последними тенденциями в конструировании отечественной и зарубежной техники на автозаводе «Коммунар» сейчас готовится к серийному производству новый «Запорожец» модели ЗАЗ-1102.

Еще в 1970 году молодые энтузиасты предприятия начали работу по проектированию переднеприводного автомобиля, направив все усилия на определение оптимальных параметров новой компоновки — таких, как развесовка масс узлов машины по осям, габариты салона, схема трансмиссии.

В итоге появились десятки вариантов автомобилей, различных и по внешнему виду, и по компоновке, со всевозможными комбинациями подвесок и тормозных систем. Тысячи километров пристрастных испытаний дали богатейшую информацию для разработки и запуска в серию «Запорожца» нового поколения.

Многое менялось от модели к модели, но одно оставалось неизменным — передний привод.

Способность к разгону и экономичность — в числе самых главных показателей любого современного автомобиля. Оба этих параметра в значительной степени зависят от его массы. Именно поэтому конструкторы с самого начала взяли под особый контроль соблюдение «культуры веса». В результате ЗАЗ-1102 получился легче, чем аналогичные зарубежные машины Еще одно достоинство: новый «Запорожец» прекрасно приспособлен к работе в разнообразных и зачастую трудных дорожно-климатических условиях нашей страны.



Передний привод, поперечно расположенный двигатель водяного охлаждения, кузов «хатчбек» — основные достоинства новой модели автомобиля «Запорожец» с индексом 1102.



Прочный и жесткий кузов ЗАЗ-1102 с двумя широкими боковыми дверями и одной задней для багажа универсален. В соответствии с требованиями эргономики рассчитаны габариты дверей и вместимость салона. Заднее сиденье складывается, спинка отклоняется вперед, закрывая смещенную вниз подушку. Таким образом, в грузовом отсеке образуется ровная площадка, что высвобождает дополнительное место для груза.

В салоне прежде всего обращаешь внимание на обилие пластмассовых цельноформованных элементов интерьера — потолка, дверных панелей, багажного отделения. Они красивы и практичны в эксплуатации. Некоторые детали внешнего оформления кузова — например, бамперы и облицовка радиатора — отформованы из модифицированного полипропилена. Современные технологии позволяют получать из пластмасс даже такие крупногабаритные детали, как приборная панель. За счет этого сэкономлен не один килограмм общей массы машины.



Теперь откроем капот нового автомобиля. Первое, что бросается в глаза, — запасное колесо, надетое, словно шляпа, на круглую выпуклую чашку крепления амортизатора передней подвески типа «Мак-Ферсон». Решение это, защищенное авторским свидетельством, позволило увеличить полезный объем багажника до 0,25 м3, что для машины подобного класса достаточно высокий показатель. А поперечное расположение двигателя с последовательно соединенной с ним коробкой передач дает возможность емко вписать все агрегаты в подкапотное пространство.

Схема переднеприводного автомобиля с таким расположением силового агрегата была предложена еще в 1906 году американским изобретателем В. Кристи, но только через шесть десятилетий она была использована в первом серийном итальянском автомобиле «Аутобьянни Примула», а затем получила широкое распространение и в других странах мира, хотя у этой схемы есть и немаловажный недостаток — неравновеликие полуоси.

В новом двигателе «Запорожца» с верхним распределительным валом нет ничего общего с V-образными «четверками» предыдущих моделей. Работает он значительно тише благодаря рубашке системы жидкостного охлаждения, отсутствию мощного и шумного вентилятора и применению для привода распределительного вала зубчатого ремня.

Рабочий объем цилиндров нового двигателя — 1,091 л, развиваемая мощность 35,3 кВт (48 л. с.) при частоте вращения коленвала 5300 об/мин. Максимальный крутящий момент мотора 78,5 Н-м (8,0 кгс-м) при частоте вращения вала 2500 об/мин. Рекомендуемая марка бензина — АИ-93.

Коробка передач у ЗАЗ-1102 — пятиступенчатая, передаточное отношение на четвертой и пятой передачах — меньше единицы. Современный двигатель с приемлемой нагрузочной характеристикой в совокупности с небольшой массой автомобиля (в снаряженном состоянии — 710 кг) дает возможность сократить расход топлива до 4,8 л на 100 км пути при скорости 90 км/ч, а при движении по городскому циклу — 7,2 л на 100 км. Сцепление у нового двигателя — с центральной диафрагменной пружиной и тросовым приводом.

Передняя подвеска — типа «Мак-Ферсон», или, как называют ее иначе, «качающаяся свеча», стала чуть ли не единственной для всего семейства легковых машин, выходящих на дороги страны в текущей пятилетке. О ее достоинствах читатели уже знают из публикаций, посвященных переднеприводным «Спутнику» («М-К» №6 за 1986 г.) и «Москвичу» («М-К» №11 за 1986 г.). Задняя подвеска независимая, с продольными рычагами, стабилизирующей поперечиной и цилиндрическими пружинами. Рычаги и поперечины образованы единой балкой открытого в центральной части профиля, к которой приварены кронштейны крепления колес.

Много интересных конструкторских находок воплощено в новом автомобиле. Например, передние дисковые тормоза, имеющие диск-кольцо с внутренним охватом тормозной скобой. Их преимущество в снижении массы неподрессоренных частей и повышении эффективности торможения. Недаром именно такая система используется на многих гоночных автомобилях и мотоциклах. Тормоза задних колес — барабанные. Барабанный и стояночный тормоз с ручным приводом.

Механизм рулевого управления, расположенный на переднем щите корпуса, — реечный, он обладает повышенной надежностью и способствует хорошему «восприятию» дороги водителем. Управляемость обеспечивают также современные радиальные низкопрофильные бескамерные шины размером 155/70 SR13. Максимальная скорость ЗАЗ-1102 при полной нагрузке 132 км/ч, время разгона машины до скорости 100 км/ч — 24 с.

Новая машина прошла полный комплекс всесторонних испытаний, и, по мнению водителей, «Запорожец» с индексом ЗАЗ-1102 найдет широкое признание и в нашей стране, и за рубежом.

В. МАМЕДОВ, инженер

СОВЕТЫ ПО МОДЕЛИРОВАНИЮ

При изготовлении модели-копии автомобиля ЗАЗ-1102 следует обратить внимание на нижние боковые части кузова. Они имеют образующую одного профиля, как бы протянутую вдоль всей боковины. Окно двери и заднее боковое облицованы металлической штампованной рамкой, окрашенной в черный цвет. Окончательный вид модели, ее сходство с прототипом зависят от точного воспроизведения облицовки радиатора и тщательного выполнения горизонтальной выштамповки, окрашенной в черный цвет, на боковой поверхности кузова. Глубоко посаженные прямоугольные фары прикрыты защитным стеклом заподлицо с кузовом.

Окраска копии может быть любой из принятых в автомобильной промышленности. Предпочтительными цветами являются желтый, белый, серебристый и голубой.







Расположение органов управления и контрольно-измерительных приборов автомобиля ЗАЗ-1102: 1 — рычаг переключения света фар, 2 — рычаг переключателя указателей поворотов, 3 — противосолнсчный козырек, 4 — комбинация приборов, 5 — кнопка звукового сигнала, 6 — рычаг переключения стеклоочистителя и включателя омывателя, 7 — зеркало заднего вида, 8 — рулевое колесо, 9 — рукоятка регулирования жалюзи дефлектора в горизонтальной плоскости, 10 — место установки радиоприемника, 11 — рукоятка регулирования жалюзи дефлектора в вертикальной плоскости, 12 — рукоятка управления краном подвода воды от двигателя к радиатору отопителя, 13 — пепельница, 14 — перчаточный ящик, 15 — рычаг переключения передач, 16 — воздухораспределительная крышка кожуха отопителя, 17 — рычаг стояночного тормоза, 18 — педаль «газа», 19 — переключатель вентилятора отопителя, 20 — включатель наружного освещения, 21 — педаль тормоза, 22 — кнопка привода управления воздушной заслонкой карбюратора, 23 — патрон включения переносной лампы, 24 — педаль сцепления, 25 — рукоятка привода замка капота двигателя, 26 — замок зажигания, 27 — включатель аварийной сигнализации, 28 — указатель уровня бензина, 29 — указатель температуры жидкости в системе охлаждения, 30 — контрольная лампа давления масла, 31 — контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи, 32 — контрольная лампа включения указателей поворота, 33 — контрольная лампа включения дальнего света фар, 34 — контрольная лампа аварийной сигнализации исправности тормозов, 35 — спидометр.



Передняя подвеска автомобиля: 1 — верхняя опора телескопической стойки, 2 — пружина подвески, 3 — буфер сжатия, 4 — телескопическая стойка, 5 — нижний рычаг подвески, 6 — переднее колесо в сборе, 7 — приводной вал с шарниром равных угловых скоростей, 8 — диск тормоза кольцевого типа.



Задняя подвеска: 1 — заднее колесо в сборе, 2 — рычаг задней подвески, 3 — балка, 4 — пружина, 5 — амортизатор, 6 — ступица.

Чертежи для печати

Источник: "Моделист-Конструктор" 1987, №8
OCR: mkmagazin.almanacwhf.ru



Новости Партнеров

Дизан группы A4J
Rambler's Top100