БИОГРАФИЯ ПАРОВОЗА

(Техническая часть статьи. Начало - о первом в стране коммунистическом субботнике 12 апреля 1919 года - пропущено.)

Локомотив Ов-7024 построили в 1909 году на Сормовском паровозостроительном заводе, служил он на Московско-Казанской железной дороге. В знаменательный день - 13 апреля 1919 года паровоз умчал воинский эшелон на восток и, по всей видимости, передал его другому локомотиву на станции Рыбное, так как именно там заканчивался участок железной дороги, который обслуживало депо Москва-Сортировочная. О судьбе исторического паровоза вплоть до 26 августа 1944 года почти ничего не известно - паспорт локомотива во время войны был утрачен. Дальнейшую судьбу «овечки» проследим по записям в дубликате паспорта.

До 1952 года Ов-7024 работает на западе нашей Родины. Его видят то в Бресте, то в Вильнюсе, то в Барановичах.

Затем «овечку» перебрасывают за 10 тыс. км на Дальневосточную железную дорогу. Здесь она попадает сначала в запас МПС, потом в промышленный транспорт на подъездные пути Оборского леспромхоза Хабаровского края.

Началась переписка рабочих депо и леспромхоза. Весть о том, что найден один из паровозов, отремонтированных на первом коммунистическом субботнике, сделала эту машину популярной. За право работать на ней стали соревноваться паровозные бригады леспромхоза.

По просьбе коллектива Москва-Сортировочная было решено вернуть Ов-7024 в родное депо. 2 марта 1959 года его отремонтировали на коммунистическом субботнике в депо Хабаровск-2 и в холодном состоянии отправили в Москву. Право сопровождать локомотив в столицу завоевал бригадир бригады коммунистического труда Б. Каляда.

Через всю страну неторопливо прошел Ов-7024. Его вели мощные электровозы и тепловозы по тем магистралям, где когда-то он сам водил воинские эшелоны. Навстречу прославленной машине выходили ветераны гражданской войны, комсомольцы и пионеры. И наконец 12 апреля 1959 года в 40-летний юбилей первого коммунистического субботника Ов-7024 был торжественно установлен на вечную стоянку в цехе № 2 периодического ремонта депо Москва-Сортировочная. Именно этому цеху впервые в стране было присвоено звание коллектива коммунистического труда.

Теперь это место стало ритуальным. Здесь посвящают в рабочие, отсюда провожают ветеранов труда на заслуженный отдых. Участники соцсоревнования депо борются за право сфотографироваться у исторического локомотива.

Каждый день сюда приходят посетители. Они с интересом осматривают эту машину, кажущуюся сегодня такой неказистой по сравнению с современными тепловозами и электровозами, которые ремонтируют тут же рядом. Уходя, экскурсанты задерживаются у мемориальной доски, на которой навечно высечены фамилии рабочих, участвовавших в первом в стране коммунистическом субботнике 12 апреля 1919 года.

КРАТКАЯ ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Начало серийной постройки - 1901
Осевая формула - 0-4-0
Вес в рабочем состоянии, т - 53,2
Диаметр колес, мм - 1200
Количество цилиндров паровой машины - 2
Диаметр цилиндров: высокого давления, мм 500. . низкого давления, мм 730
Ход поршня, мм - 650
Давление пара в котле, атм - 12
Поверхность нагрева котла, м2 - 153
Площадь колосниковой решетки, м2 - 1,85
Конструкционная скорость,км/ч - 55
Средние показатели:
мощность, л. с - 600
сила тяги, кг - 10000
КПД % - 4.2

Паровоз серии ОВ, как и большинство товарных паровозов, окрашивался следующим образом.

Рама паровоза, буферный брус, колеса, дышла и шатуны, ходовой мостик вдоль котла с торца - красные. Колеса с белой окантовкой. Все остальные части паровоза черного цвета. Номерной знак белый в красной окантовке. Наносился с обеих сторон на нижней части будки машиниста и на буферном брусе.





ПАРОВОЗ ОВ: 1 - свисток, 2 - паровоздушный насос, 3 - кожух предохранительного клапана котла, 4 - воздушный резервуар, 5 - пожарный рукав, 6 - сухопарник, 7 - заводская марка, 8 - песочница, 9 - фонарь, 10 - инжектор Фридмана, 11 - котловой манометр, 12 - рукоятка реверса, 13 - водомерное стекло, 14 - рычаг регулятора, 15 - масленка, 16 - дверца топки, 17 - привод колосников, 18 - тяга маятника, 19 - маятник, 20 - золотниковая скалка, 21 - ползун, 22 - золотниковая тяга, 23 - параллель, 24 - шатун, 25 - кулиса, 26 - кулисная тяга, 27 - переводная тяга, 28 - контркривошип, 29 - заднее сцепное дышло, 30 - водоприемная труба, 31 - резиновый рукав воздухопровода, 32 - тяга сифона, 33 - тяга песочницы, 34 - предохранительный клапан сухопарника, 35 - тяга привода сифона, 36 - пробки люка, 37 - мостик между будкой и тендером, 38 - водоприемный рукав, 39 - дверца дымовой камеры, 40 - сцепной крюк, 41 - маневровые цепи.





ТЕНДЕР Ов: 42 - задний инструментальный ящик, 43 - горловина водяного бака, 44 - ушко для подъема водяного бака, 45 - -водоприемный рукав, 46 - стяжка, 47 - кронштейн крепления буферного фонаря, 48 - сцепной крюк, 49 - концевой кран, 50 - маховичок водозапорного клапана, 51 - левый передний инструментальный ящик, 52 - буферные стаканы, 53 - ручной тормоз, 54 - правый передний инструментальный ящик, 55 - вилка для укладки инструмента.



Чертежи для печати

Источник: "Моделист-Конструктор" 1969, №4
OCR: Евгений Хитряк



Новости Партнеров

Дизан группы A4J
Rambler's Top100