САНИ-ТРУЖЕНИКИ

Копенгаген, 1934 год. Международная авиационная выставка. Среди машин для освоения Севера привлекли особое внимание аэросани ОСГА-6. Комфортабельные и многоместные, они выгодно отличались от других конструкций технологичностью, удачной компоновкой. Мощный авиационный двигатель М-11 позволял им развивать скорость до 80 км/ч.

...Путь создания ОСГА-6 был коротким. В 1932 году по инициативе общества «Автодор» аэросанная секция при НИИ Гражданского воздушного флота была реорганизована в отдел опытного строительства глиссеров и аэросаней — ОСГА. В течение первого же года под руководством главного конструктора М. М. Андреева спроектировали несколько типов машин. Уже в следующем, 1933 году аэросани ОСГА-2 участвовали в арктическом походе ледокола «Красин». Они перевозили продукты, снаряжение и людей к местам зимовок. Другая машина, ОСГА-4, быстрая и юркая, с мотоциклетным двигателем в 18 л. с. служила для разведывательных поездок.

Шестиместные ОСГА-6 (позднее НКЛ-6) были третьей машиной ОСГА.

Так уж получилось, что судьба не замедлила испытать и эту конструкцию, причем в самых суровых условиях — аэросани участвовали в кампании по спасению челюскинцев. Машина «привыкла» к суровым зимам, обильным снегопадам, а люди Севера привыкли к ней, связывая ее появление со свежими новостями, почтой с Большой земли. Несколько модернизированных ОСГА-6 долгое время работали на Чукотке в районе Уэллена, обслуживали аэродромы.

В 1939 году в войне с белофиннами на аэросанях патрулировались отдельные участки фронта, выполнялись десантные и боевые операции. Часть машин в связи с этим была снабжена турельными пулеметами. На них к передовым позициям подвозили боеприпасы и продукты, вывозили раненых.

Аэросани ОСГА-6 нашли применение и в Великую Отечественную войну, особенно в первую снежную и морозную зиму 1941/42 года. Закрепленные за штабами войск, они осуществляли связь с боевыми подразделениями фронта, использовались разведкой, взаимодействовали с лыжниками-десантниками, неожиданно появляясь в тылу врага.



Военный и санитарный варианты.

Как же выглядят аэросани?

Корпус обтекаемой формы. Сзади в виде отдельного агрегата располагается винтомоторная группа. Это создает хорошие условия для охлаждения цилиндров двигателя, а при ремонте обеспечивает свободный доступ к агрегатам.

В передней правой части машины находится люк с откидной складывающейся крышкой для водителя и механика. В закрытом положении крышка фиксируется с помощью направляющих штырей. Закрывается она натяжным замком изнутри кабины. Около люка на борту машины подножка и поручень. Дверь в пассажирский салон с левой стороны. Она крепится на петлях и снабжена пружинным замком.

Каркас — деревянный. Обшивка снаружи и изнутри — фанерная. В местах крепления силовых узлов — подвески шасси и моторной установки — имеются усиливающие бобышки.

Для большей жесткости корпус в местах вырезов под люк водителя и пулеметную турель усилен окантовкой. Снаружи окрашен и отделан деревянными рейками.

Изнутри салон оклеен дерматином. Стекла кабины (в пассажирском варианте) закрываются шелковыми занавесками. В салоне три двойных сиденья с мягкими дерматиновыми подушками на шесть человек, включая водителя. Бензиновый бак размещен между спинками, сверху они соединены деревянной панелью, в которой имеется отверстие для вывода горловины бака.

Проводка управления односторонняя, тросовая, проходит по корпусу через ролики.

Передняя лыжа — поворотная. Мягкий рулевой трос намотан на барабан, установленный на трубе рулевой колонки. Барабан имеет канавки для троса и зажимной ролик, предотвращающий проскальзывание. С барабана трос через систему роликов подходит к ролику концевого троса, закрепленного на секторе поворотной передней колонки.

На аэросанях устанавливались лыжи двух типов: деревянные каркасные, сигарообразной формы и стальные сварные, окантованные уголком и имеющие вогнутую верхнюю обшивку. Оба типа лыж — с металлическими стальными или дюралюминиевыми ходовыми подошвами, на которых по центру устанавливались подрезы-направляющие.

На передней лыже подрез несколько смещался по отношению к точке подвески лыжи к ее хвостовой части. Это автоматически возвращало лыжу при движении аэросаней в первоначальное положение — вдоль продольной оси машины. Подрезы предотвращали и боковое скольжение машины, делая ее устойчивее на ходу. На лыжах, для крепления их к подвеске аэросаней, ставились кронштейны — кабанчики.

Задняя подвеска лыж состояла из правой и левой полуосей, прикрепленных к силовому узлу на корпусе, и двух разгрузочных подкосов. Один подкос идет от переднего узла на корпусе к ушку на шайбе, ограничивающей положение втулки кабанчика лыжи. Второй подкос — от корня полуоси к ушку на хвостовой части лыжи. Для смягчения ударов при движении в подвесках установлены пружинные амортизационные стойки.

В качестве тормозов использовались два стальных штыря, вставленные в направляющие трубки приводных рычагов, которые крепились на задних лыжах. Нажимая на педаль тормоза, водитель выдвигал штыри за пределы ходовой подошвы лыжи.

Двигатель установлен на съемной моторной раме, состоящей из двух дугообразных труб, в нижней части соединенных в два прочных узла Я оканчивающихся ушками. По кольцу, образованному на передней дуге, обращенной к мотору, по оси труб привариваются втулки для крепежных болтов двигателя.

На поперечную трубку подкосов моторной рамы навешивается масляный бак. Он имеет заправочную горловину, входной и выходной штуцеры для подсоединения труб, идущих от масляного насоса двигателя, и трубку подогрева (через нее подается теплый воздух) от двигателя. Для предохранения масла от переохлаждения бак защищен капотом обтекаемой формы.

Выхлопная система двигателя для верхних трех цилиндров состоит из индивидуальных выхлопных патрубков, которые имеют косой срез, направленный по потоку воздуха. Это обеспечивает отсос выхлопных газов и облегчает наполнение цилиндров свежей рабочей смесью. Выхлопные патрубки двух нижних цилиндров проходят через кожух подогрева воздуха на входе в карбюратор. Подогрев улучшает работу двигателя во время сильных морозов, предотвращает обмерзание карбюратора. От кожуха подогрева теплый воздух подается по теплоизолированной трубке для подогрева масла.

Установленный на аэросанях двигатель М-11 и его модификации (М-11В и С-11Д) имеют систему зажигания топливной смеси от двух магнето типа БСМ-5. Каждое из них подает напряжение на свой ряд свечей (по две, на каждом цилиндре). Это повышает надежность работы двигателя и улучшает его запуск при низких температурах. Тем не менее для еще большего облегчения запуска в кабине водителя было ручное пусковое магнето.

Винт на аэросанях ОСГА-6 — толкающий, деревянный, двухлопастный, левого вращения. Он крепится на хвостовик коленчатого вала двигателя через промежуточную деталь — втулку винта. Рабочие кромки лопастей окантованы металлом. Применялись винты двух Ø2,35 и 2,4 м.

Ограждение винта трубчатое, окрашенное в ярко-красный цвет, на концах укреплены габаритные огни (красный и зеленый).

Для поездки ночью имелся прожектор, который питался от аккумуляторной батареи емкостью 80 А.ч. Внутреннее освещение в кабине — плафоны.

Конструкция ОСГА-6 оказалась настолько удачной, что при незначительных усовершенствованиях она долго не устаревала.

И. ЮВЕНАЛЬЕВ

КРАТКАЯ ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Габариты, м:
длина — 6,35
ширина — 2.7
высота по винту — 2,8
База, м — 3,3
Колея по задним лыжам, м — 2,1
Диаметр воздушного винта, м — 2,35-2,4
Вес, кг:
сухой — 700
полезная нагрузка — 500
Тяговое усилие воздушного винта, кг — 320
Качество аэросаней — 0,26
Удельное давление — 500
Мощность двигателя, л. с. — 100
Скорость, км/ч:
максимальная — 80
эксплуатационная — 35-50



Рис. 1. Аэросани ОСГА-6: 1 — кабан передней лыжи, 2 — сектор управления, 3 — корпус, 4 — рулевое колесо, 5 — лобовое стекло, 6 — откидной люк водителя, 7 — прожектор, 8 — вырез для установки турели под пулемет, 9 — подкос моторной рамы, 10 — ограждение винта, 11 — обтекатель масляного бака, 12 — выхлопные патрубки верхних цилиндров, 13 — двигатель. М-11, 14 — воздушный винт, 15 — моторная рама, 16 — амортизатор задней подвески лыж, 17 — тормозной рычаг, 18 — полуось, 19 — разгрузочный подкос, 20 — аккумулятор, 21 — сиденья пассажиров, 22 — бензиновый бак, 23 — горловина бензобака, 24 — сиденье водителя, 25 — узел передних подкосов, 26 — передний разгрузочный подкос.



Рис. 3. Расположение агрегатов управления и контрольных приборов в кабине: 1 — пусковое магнето, 2 — воздушный кран, 3 — педаль газа, 4 — педаль тормоза, 5 — воздушный насос, 6 — подножка, 7 — переключатель магнето, 8 — штурвал.

Рис. 4. Ручка и замок двери кабины: 1 — ручка двери, 2 — ось, 3 — пружина, 4 — защелка, 5 — направляющая.

Рис. 5 Подножка: 1 — угольник, 2 — рифленая резина, 3 — упорная трубка.

Рис. 6. Замок откидного люка: 1 — направляющий штырь, 2 — кронштейн, 3 — скоба, 4 — натяжной замок, 5 — кронштейн оса.



Рис. 7. Узлы аэросаней ОСГА-6.
A. Передняя амортизационная стойка и тросовая система управления: 1 — вилка крепления передней лыжи, 2 — сектор управления передней стойки, 3 — верхняя неподвижная часть амортизатора, 4 — вилка крепления передней стойки, 5 — барабан для намотки троса управления, 6 — зажимной ролик, 7 — трос управления, 8 — фланцевый узел крепления рулевой трубы, 9 — осевая труба рулевого колеса, 10 — верхний бортовой ролик, 11 — нижний бортовой ролик, 12 — натяжной тандер, 13 — подвижной ролик блока, 14 — короткий трос управления.
Б. Моторная рама: 1 — ушко подкоса, 2 — задняя и передняя трубчатые дуги, 3 — полукольцо, 4 — втулки под болты крепления двигателей, 5 — поперечная труба, 6 — подкосы, 7 — ушко крепления рамы к узлу на корпусе.
B. Верхний узел крепления моторной рамы на корпусе: 1 — ушко крепления моторной рамы, 2 — угольник, 3 — ушко крепления ограждения винта, 4 — ушко крепления задней амортизационной стойки.
Г. Задняя амортизационная стойка: 1 — регулировочная вилка, 2 — направляющая труба, 3 — кожух, 4 — подвижная труба, 5 — пружина основная, 6 — упорный фланец, 7 — пружина обратная, 8 — опорно-упорная шайба.
Д. Узел крепления полуоси: 1 — угольник, 2 — ушко крепления полуоси, 3 — ушко крепления ограждения винта.
Е. Полуось крепления задней лыжи (левая): 1 — труба полуоси, 2 — ушко крепления амортизационной стойки, 3 — колпак упорный, 4 — конусный болт, 5 — ушко крепления разгрузочного подноса.
Ж. Узел задней подвески: 1 — подрез лыжи, 2 — диафрагма лыжи, 3 — силовая труба, 4 — кабанчик лыжи, 5 — трос тормоза, 6 — подкос разгрузочный, 7 — полуось, 8 — амортизационная стойка, 9 — втулка кабанчика, 10 — тормозный штырь, 11 — тормозные рычаги, 12 — возвратная пружина тормоза, 13 — ушко крепления пружины.



Рис. 8. Бензиновый бак: 1 — сливной кран, 2 — донышко, 3 — диафрагма, 4 — горловина, 5 — обечайки.

Чертежи для печати

Источник: "Моделист-Конструктор" 1976, №9
OCR: mkmagazin.almanacwhf.ru



Новости Партнеров

Дизан группы A4J
Rambler's Top100