НАВЕЧНО В КОМСОМОЛЬСКОМ СТРОЮ

Никогда не забудется в памяти советских людей подвиг юной героини Зои Космодемьянской. Имя ее носят населенные пункты, улицы, школы и дружины. Есть в латвийском пароходстве теплоход «Зоя Космодемьянская». Он отслужил положенный ему срок и скоро будет списан. Об этом узнали комсомольцы и пионеры Кунцевского района столицы. Они обратились ко всей молодежи Москвы и Московской области, ко всем, кому дорога память о героях войны, с предложением начать сбор металлолома для нового судна, которое будет носить имя Героя Советского Союза московской комсомолки Зои Космодемьянской. Комсомольцы и молодежь города корабелов Николаева и всей Николаевской области поддержали инициативу москвичей. Кораблестроители октябрьского судостроительного завода «Океан» уже почти закончили строительство гигантского рудовоза, которому будет дано имя «Зоя Космодемьянская».

Закладка первой секции рудовоза была поручена бригаде судосборщиков Семена Ивановича Спицы. Взяв над строящимся кораблем шефство, комсомольцы и пионеры обязались собрать 20 т металлического лома.

Сейчас комитеты комсомола и советы дружин столицы и Московской области уже заканчивают борьбу за почетное право победителя в этом соревновании. Лучшие сборщики металлолома поедут на октябрьский судостроительный завод «Океан», на праздник, который состоится в день, когда рудовоз будет покидать свою колыбель.

КАК ПОСТРОИТЬ МОДЕЛЬ РУДОВОЗА «ЗОЯ КОСМОДЕМЬЯНСКАЯ»

По роду перевозимых грузов это судно специальное. Оно предназначено для транспортировки руды и рудных концентратов. Основные элементы рудовоза следующие: длина наибольшая (Lнб) — 214, 2 м, ширина (В) — 31,8 м, высота борта (Н) — 16,8 м, осадка по грузовую марку (Т) — 11,7 м, полная грузоподъемность (Р) — 50 тыс. т, водоизмещение (D) — 63 тыс. т, скорость хода (V) — 15 узлов.

Характерной особенностью этого однопалубного судна являются бульбообразная носовая оконечность и транцевая корма. Машинно-котельное отделение и жилые помещения экипажа находятся в кормовой части. Грузовое пространство судна разделено на 8 трюмов.

Чертежи рудовоза «Зоя Космодемьянская» уменьшены в 500 раз по сравнению с прототипом, поэтому основные элементы модели этого судна будут равны: длина наибольшая (Lнб) — 428 мм, длина по конструктивную ватерлинию (L) — 415 мм, ширина (В) — 64 мм, высота борта (Н) — 34 мм, осадка по КВЛ (Т)-24 мм.

Принцип конструирования деталей корпуса модели подобного типа уже нами описан в «МК» № 10 за 1972 год («Универсальное сухогрузное судно «Кишинев»).

Форма форштевня и ахтерштевня нового рудовоза изображена на теоретическом чертеже. На чертеже №1 дана разработка диаметральной плоскости (ДП), которая является деталью набора корпуса модели. Эту деталь вычертите согласно размерам чертежа на картоне и по черным полоскам сделайте прорезы.

На чертеже № 2 изображены все шпангоуты модели. Шпангоуты № 3, 4, 5, 6 такие же, как и мидель-шпангоут (№ 5). На модели шпация равна 41,5 мм. Материалом для шпангоутов служит картон. Не забудьте сделать по черным полоскам прорезы.

На чертеже № 3 показана плоскость конструктивной ватерлинии. Ее также изготовьте из картона и по черным полоскам сделайте прорезы. Теперь соберите корпус.

На чертеже № 4 дан раскрой палуб, который лучше всего изготовить из чертежной бумаги. Места сгиба предварительно необходимо продавить шилом. Соберите раскрой палубы и набор корпуса вместе. После того как вы убедитесь, что все детали сделаны правильно и подходят друг к другу, склейте наборс палубой.

На чертеже № 5 изображен раскрой обшивки корпуса модели, который соответствует ее набору корпуса. Раскрой обшивки следует сделать из чертежной бумаги. Сборка корпуса подобной модели подробно описана в журнале «МК» № 10 за 1972 год.

Детали палубы, надстроек, рубок, грузовых люков, грузового крана, дымовой трубы и прочего даны на чертеже общего вида судна № 7.

Порядок сборки грузового люка показан на чертеже № 8. На модели семь больших люковых закрытий и одно малое, поэтому по чертежу №9 изготовьте семь деталей, а по чертежу № 10 — одну.

Швартовные лебедки, которых на судне семь, изображены на чертеже № 7.

На чертеже №6 дан теоретический чертеж модели рудовоза в масштабе 1:500. Используя сделанные по нему бумажные шаблоны, корпус можно изготовить наборным из жести или из дерева.

Раскрой палуб, шлюпочной, мостика и ходовой рубки показаны на чертежах № 11, 12 и 13. '

Раскрой дымовой грубы дан на чертеже № 14, раскрой надстройки — на чертеже № 15, а ходовой рубки и рубки грузового насосного отделения — на чертежах № 16 и № 17.

Если вы хотите сделать вашу модель самоходной, используйте винто-рулевой комплекс, который мы рекомендовали для модели теплохода «Кишинев». Советуем вам увеличить гребной винт и кронштейн в 1,5 раза. Полтора десятка резиновых нитей для мотора будет вполне достаточно.

Вл. КОСТЫЧЕВ

ОКРАСКА МОДЕЛИ

Ватерлиния, козырек полубака, надписи на борту, рубки, лобовые стенки надстройки, трапы, леерные стойки, поручни, мачты, флагшток, шлюпки, шлюпбалки и дымовые трубы — белым. Подводная часть корпуса — зеленый. Надводный борт — черный. Палубы — темно-зеленый. Фальшборт с внутренней стороны, комингсы грузовых люков снаружи, люковые закрытия, рабочая шлюпка внутри — светло-серый. Кнехты, киповые планки, вьюшки тросов, все дельные вещи н верхний обрез дымовой трубы — черный. Марка на дымовой трубе — красный, эмблема на марке дымовой трубы (серп и молот) — золотой, спасательные шлюпки — оранжевый (яркий).

ПЕРЕЧЕНЬ ЧЕРТЕЖЕЙ МОДЕЛИ РУДОВОЗА «ЗОЯ КОСМОДЕМЬЯНСКАЯ»: №1 — диаметральная плоскость (ДП). №2 — шпангоуты. №3 — плоскость конструктивной ватерлинии, №4 — раскрой палуб. №5 — раскрой обшивки корпуса модели. №6 — теоретический чертеж. №7 — общий вид модели. №8 — порядок сборки грузового люка. № 9 — люковое закрытие. №10 — люковое закрытие. №11 — шлюпочная палуба. №12 — палуба мостика. №13 — палуба ходовой рубки. №14 — раскрой дымовой трубы. №15 — раскрой надстройки. №16 — раскрой ходовой рубки. №17 — раскрой рубки грузового насосного отделения.



СПЕЦИФИКАЦИЯ МОДЕЛИ РУДОВОЗА «ЗОЯ КОСМОДЕМЬЯНСКАЯ»: 1. Стойка якорного фонаря — 1. 2. Леерное ограждение — 1. 3. Швартовные роульсы на фальшборте — 3. 4. Судовой колокол — 1. 5. Двойной кнехт (прямой литой) — 3. 6. Двойной кнехт (сварно-литой) — 10. 7. Сходной люк — 4. 8. Автоматическая швартовная лебедка — 8. 9. Швартовная вьюшка — 4. 10. Якорь Холла — 2. 11. Клюз швартовный с роульсами (палубный) — 14. 12. Якорный шпиль — 2. 13. Швартовный клюз — 4. 14. Фок-мачта с «вороньим гнездом» — 1. 15. Вентиляционная цилиндрическая головка — 9. 16. Люковое закрытие — 8. 17. Раструбный дефлектор — 7. 18. Волнорез — 2. 19. Рубка грузового насосного отделения — 1. 20. Ходовая рубка — 1. 21. Забортный трап — 2. 22. Антенна радиопеленгатора — 1. 23. Грот-мачта — 1. 24. Спасательная шлюпка — 2. 25. Гравитационная двухшарнирная шлюпбалка — 4. 26. Кормовая надстройка — 1. 27. Плавательный бассейн — 1. 28. Рабочая шлюпка — 1. 29. Электрический кран — 1. 30. Дымовые трубы — 2. 31. Штормовой шпигат — 2. 32. Флагшток — 1. 33. Руль полуподвесной балансирный — 1. 34. Гребной четырехлопастный винт — 1.











Чертежи для печати

Источник: "Моделист-Конструктор" 1972, №12
OCR: mkmagazin.almanacwhf.ru



Новости Партнеров

Дизан группы A4J
Rambler's Top100