В ПОГОНЕ ЗА БЛУЖДАЮЩИМИ ПОЛЮСАМИ

FONT FACE="Verdana, Arial" SIZE=2>

На первый взгляд эта шхуна мало чем отличается от множества судов такого класса: три мачты, семь косых парусов, низкие надстройки, в носовой части — длинный бушприт. Однако опытный глаз моряка быстро уловит необычное в оборудовании судна. Взять хотя бы кнехты. В местах, протертых концами, сквозь черную краску проступает золотистый металл. Кнехты — из бронзы?..

Да. И не только кнехты. На всем паруснике — царство бронзы, меди, латуни и алюминия. Из этих материалов отлиты якоря и цепи, сделана якорная лебедка, сплетены тросы... Ну а все ферромагнитное — электродвигатели, генераторы, дизельная установка — сосредоточено в кормовом отсеке.

Читатель уже, наверное, догадался, что это за судно. У пирса ошвартовалась знаменитая “Заря” — единственная в мире немагнитная шхуна, предназначенная для проведения систематических геомагнитных измерений в Мировом океане.

То, что наша планета — огромный магнит, известно всем. И все мы как-то привыкли отождествлять магнитные полюса с полюсами географическими. Однако стрелка компаса убеждает нас в обратном: она никогда не показывает точно на север, а отклоняется от этого направления на некоторый угол, который моряки и географы называют “магнитным склонением”. Его необходимо учитывать и при морской и при воздушной навигации. Сделать это было бы несложно, будь склонение постоянным. Однако оно своенравно, с течением времени изменяется, и магнитные полюса то и дело “гуляют” по поверхности нашей планеты.

Надо ли удивляться, что непоседливое человечество всегда было очень заинтересовано в изучении закономерностей этих изменений. Тем не менее до последних десятилетий его знания в этой области оставались весьма поверхностными. Вести геомагнитные наблюдения с кораблей и судов оказалось бессмысленным, так как влияние крупных масс железа и стали непредугадываемо искажало показания самых точных приборов, предназначенных для наблюдения за земным магнетизмом.

Выход оставался один: построить такое судно, на котором был бы минимум ферромагнитных устройств, способных оказать влияние на наблюдения в морях и океанах.

Создать специальные, полностью немагнитные суда для измерения магнитных полей в морях и океанах пытались не раз. В начале XX века, например, американские ученые получили небольшую немагнитную шхуну “Карнеги”. Но в 1929 году она прекратила существование. Попытки спроектировать подобные суда предпринимались и в других странах, но — безрезультатно. А с развитием межконтинентальных транспортных связей постоянные наблюдения за геомагнитными изменениями становились все более необходимым делом.

Сразу же после окончания Великой Отечественной войны в Финляндии, на судостроительной верфи А. о. Лайватеоллиуус, была заказана для Института земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн Академии наук СССР немагнитная шхуна. Выбор этот не был случайным: и в прошлом фирма строила для Советского Союза грузовые шхуны и учебные баркентины. Служили они надежно и подолгу, По контракту шхуна, получившая название “Заря”, не должна была иметь на борту ферромагнетиков. Избежать притягивающего стрелку компаса металла и при этом сделать судно, отвечающее современным требованиям мореплавания, — задача чрезвычайно трудная, однако на “Заре” количество таких устройств удалось свести до минимума. Весь крепеж корпуса, набранного из сосны, ели и дуба, сделан латунным. Латунью же обшиты подводные части корпуса. Дельные вещи — кнехты, планки, утки, все тросы и якоря с якорными цепями — также изготовили из немагнитных материалов.

Конечно, полностью исключить ферромагнетики из судовых устройств не удалось: без них не будут работать электромоторы, электронные приборы, радиооборудование, но эти узлы заэкранировали, в исследовательские приборы внесли поправки, компенсирующие их влияние на измерения. Кроме того, самые важные приборы — магнитометры — вынесли в нос, где влияние металлических масс ощущается меньше всего. В итоге получилось небольшое судно, прекрасно приспособленное для плавания по океанским просторам. Его полное водоизмещение около 600 т, наибольшая длина с бушпритом — 52,25 м, ширина — 8,75 м.

После основательной и длительной подготовки 3 августа 1957 года шхуна отправилась из Ленинграда в далекое плавание. Научным руководителем экспедиции назначили кандидата физико-математических наук М. Иванова, капитаном — выпускника Бакинского мореходного училища А. Юдовича.

Сразу же по выходе в море были включены измерительные приборы. Они работали непрерывно по 20 и более суток, замеряя характеристики геомагнитного поля каждой точки, через которую проходила шхуна.

Сложным оказался путь “Зари” в Мировом океане. Она прошла Северное море, совершила первый переход через Атлантический океан — от берегов Англии до канадского порта Галифакс. Далее, спустившись к югу и повернув снова на восток, “Заря” направилась к Испании, зайдя по пути на Азорские острова. На этом переходе шхуну несколько суток подряд трепал жестокий шторм. После кратковременной стоянки на Азорах судно взяло курс на Испанию. Затем, пройдя Гибралтарский пролив, “Заря” продолжала измерения в Средиземном море. И снова Гибралтар, и вновь — в третий раз! — парусник пересекает Атлантику, на этот раз в зоне пассатов. Новый год экипаж “Заря” встретил на экваторе на пути в бразильский порт Билем. И наконец, еще один переход — от Буэнос-Айреса до Кейптауна. Работа в Атлантике закончена.

Магнитные измерения, проведенные “Зарей”, выявили много нового. Были открыты неизвестные до сих пор аномалии в северных и южных частях Атлантического океана, установлена связь распределения магнитных сил и строения дна океана, получены новые ценные сведения для дальнейшего изучения земной коры.

Работа “Зари” привлекла живейшее внимание ученых-магнитологов обоих полушарий. В каждом порту судно посещали иностранные специалисты, чтобы ознакомиться с уникальным оборудованием “Зари”, с результатами научной работы экипажа.

Почти 15 месяцев провело судно в плавании, десятки тысяч миль оставило за кормой. Обширные районы Мирового океана перестали быть белым пятном на магнитных картах.

4 ноября 1958 года шхуна бросила якорь в Одесском порту. На основе проведенных геомагнитных измерений были изданы новые пособия для навигации на море и в воздухе, исправлены и дополнены магнитные карты морей, уточнены параметры геомагнитного поля в различных районах земного шара.

В 1976 году “Заря” прошла капитальный ремонт. На ней были установлены новые мачты из специальных сортов немагнитных сплавов. Изменился и тип парусного вооружения: убрали тяжелые гафели, и “Заря” стала трехмачтовой бермудской шхуной. Это облегчило работу экипажа с парусами и улучшило маневренные качества шхуны, позволив ей идти круче к ветру, что имеет немаловажное значение для парусника со слабой машиной и ограниченным запасом топлива.

И сегодня “Заря”, несмотря на солидный возраст, продолжает нести научную вахту. В сентябре 1982 года, когда исполнилось ровно тридцать лет работы “Зари” в морях и океанах, судно возвратилось из 96-суточного рейса в порт приписки Ленинград.

Комплексные наблюдения в этом юбилейном рейсе проводились в северной части Финского залива и в южных районах Балтики. На борту шхуны находились, кроме советских геофизиков, ученые из ГДР, Финляндии и ПНР.

Тридцать лет проплавала “Заря” по морям и океанам нашей планеты и за это время побывала в самых отдаленных уголках мира, чаще всего вдали от трасс судоходства, где до нее не появлялись суда под советским флагом. Большой объем магнитных измерений при их точности и непрерывности, выполненный “Зарей”, показал, что советские ученые обладают великолепным судном, позволяющим получать уникальные сведения о магнитном поле Земли.

Во время своих научных рейсов шхуна прошла свыше 700 тысяч миль и проводила научные работы во всех океанах нашей планеты и примыкающих к ним морях. Молено надеяться, что отремонтированная и помолодевшая “Заря” сделает еще не один научный рейс, обогатив науку новыми данными.

И. ШНЕЙДЕР, П. ВЕСЕЛОВ



Главные размерения шхуны “ЗАРЯ”, м:

Длина наибольшая без бушприта ..... 44,35
Длина по палубе .... 43,50
Длина между перпендикулярами .... 37,50
Ширина наибольшая . . . 8,75
Высота борта ...... 3,90
Осадка ........ 3,30



НЕМАГНИТНАЯ ШХУНА “ЗАРЯ”: 1 — бом-утлегарь-штаг, 2 — талреп, 3 — ватер-штаг, 4 — бушприт, 5 — якорь Холла, 6 — цепная труба, 7—сходной тамбур, 8—фок-мачта, 9—грот-мачта, 10 — мачта антенны РЛС, 11 — бизань-мачта, 12 — штурвал, 13 — кормовой огонь, 14 — шлюпбалка, 15 — бом-утлегарь-бакштаг, 16 — подбушпритная сетка, 17 — ватер-бакштаг, 18 — киповая планка, 19 — сходный люк, 20—палубная обделка якорного клюза, 21 —брашпиль, 22 — палубный иллюминатор (20 шт.), 23 — прямые кнехты, 24 — левый бортовой огонь (красный), 25 — вьюшка, 26, 28, 35 — кофельнагельные планки, 27 — трап на бак, 29, 33, 37, 38, 39 — световые люки, 30 — спасательная шлюпка (4 шт.), 31 — сходной люк, 32 — носовая надстройка, 34 — крестовые кнехты, 36 — средняя надстройка, 40 — кормовая надстройка, 41 — трап на ют, 42 — магнитный компас, 43 — решетчатый банкет, 44 — рулевая рубка, 45 — рабочая шлюпка, 46 — сходной люк, 47 — правый бортовой огонь (зеленый), 48 — кулачковый стопор якорной цепи, 49 — антенна радиопеленгатора, 50 — реек фор-стеньги-стакселя, 51 — фал, 52 — антенна, 53 — флаг, 54 — фока- и грота-гафели, 55 — бизань-гафель, 56 — фока-гик, 57 — фор- и грот-марсы, 58 — крюйс-марс, 59 — брифок-рей, 60 — гаф-топсель-шкот, 61 — фал (фока, грота и бизани), 62 — дирик-фал, 63 — гика-топенанты, 64 — топовый огонь, 65 — брифок-топенанты, 66 — гордени брифока, 67 — леер для крепления брифока, 68 — риф-тали, 69 — брифок-гитов, 70 — брифок-шкот, 71 — брифок-галс, 72 — борг, 73 — перты, 74 — швартовный клюз, 75 — флаг-фал, 76 — снижение антенны.

ПАРУСА ШХУНЫ “ЗАРЯ”: А — бом-кливер, Б — мидель-кливер, В — кливер, Г — фор-стеньги-стаксель, Д — брифок, Е — фок, Ж — фор-гаф-топсель, И — грот, К — грот-гаф-топсель, Л — бизань, М — крюйс-гаф-топсель.



“Заря” — это деревянная трехмачтовая парусно-моторная шхуна, однопалубная, с приподнятыми полубаком и полуютом. На главной палубе размещены три надстройки, а на полуюте — рулевая рубка, путевой компас и сдвоенный штурвал (второе штурвальное колесо расположено в рубке). Корпус судна разделен пятью водонепроницаемыми переборками. Степсы мачт устроены в специальных башмаках, крепящихся к килю и шпангоутам. В фальшбортах на главной палубе имеются шпигаты для слива попадающей на палубу воды. Для освещения внутренних помещений предусмотрены палубные иллюминаторы.

Становые якоря Холла изготовлены из латуки, а якорные цепи — из бронзы. Выбирание и отдача якорей — с помощью электрического брашпиля. Рангоут шхуны до ее модернизации в 1976 году был деревянным, клееным.

Окраска. Надводная часть корпуса, надстройки, рулевая рубка, шлюпки, шлюпбалки, релинги, мартин-гик, цепной такелаж бушприта, эзельгофы, талрепы, ноки, бейфуты и бугели брифок-рея, гиков, гафелей, бушприта — белый цвет; подводная часть корпуса — зеленый; ватерлиния — красный; внутренняя поверхность фальшборта, кофельнагельные планки — светло-шарозые; люки, кнехты, вьюшки, киповые планки, якорные и швартовные клюзы, брашпиль, якорные цепи и их стопоры, якоря — черный; шлюпки закрыты чехлами серого цвета. Верхняя палуба, палубы полубака и полуюта, а также крыши надстроек имеют деревянный настил. Планширь, решетчатый банкет у штурвала, штурвал, рангоут и марсовые площадки — деревянные, покрыты бесцветным лаком.

Ю. БЕЛЕЦКИЙ

Чертежи для печати (4 листа)

Источник: "Моделист-Конструктор" 1983, №9
OCR: mkmagazin.almanacwhf.ru



Новости Партнеров

Дизан группы A4J
Rambler's Top100