ШХУНЫ И БАРКЕНТИНЫ

Когда гремят пушки — музы молчат. Впрочем, несладко приходится в это время не только покровителям искусств, но и Меркурию, покровителю торговли. Вторая мировая вейка резко сузила спектр международных торговых операций, сведя их к сугубо военным поставкам. Однако после ее завершения торговые контакты между различными странами значительно оживились.

Это сразу же отразилось на растущем торговом флоте нашей страны — ему стало явно не хватать квалифицированных кадров, а также учебных судов для их подготовки.

Для "мореходок" в первую очередь требовались парусники. Однако до войны в составе советского учебного парусного флота таких парусников было совсем немного — лишь несколько шхун да баркентина "Вега". Кстати, баркентина эта, построенная еще в 1902 году в Лифляндии и поначалу называвшаяся "Таара", успела поплавать и в качестве транспорта, и как учебно-производственное судно, дав путевку в жизнь более чем двум тысячам будущих морских специалистов. Однако в 1941 году это судно погибло.

После войны было решено заказать целую флотилию баркентин и шхун судостроительным верфям города Турку, в Финляндии. И к 1951 году учебный флот нашей страны пополнился 12 деревянными баркентинами и 72 шхунами. Баркентина, переданная Таллинскому мореходному училищу, в память погибшего учебного парусника была названа "Вегой". Это судно и стало впоследствии прототипом всех строящихся ныне баркентин.

Вот лишь несколько основных характеристик таких парусников: водоизмещение 595 т, максимальная длина — 53 м, ширима — 8,9 м, осадка — до 3,5 м. Баркентины, подобные "Веге", несли 14 парусов общей площадью 822 м2. Вспомогательный двигатель в 300 л. с. давал возможность развивать скорость до 7,5 узла.

Баркентины и шхуны строились с расчетом двадцатилетней эксплуатации. Однако многие из них находились в плаваниях по 25 лет и более. Так, послевоенная "Вега" эксплуатировалась 27 лет. Главной причиной долголетия "Веги" оказались ее клееные, особо надежные и прочные набор и рангоут. Это едва ли не самый первый и тем не менее весьма удачный опыт постройки крупного деревянного судна с клееным набором.

Значительное число таких судов несло службу на Балтике. Кроме "Веги", здесь плавали "Сириус" и "Кропоткин" (Ленинград), "Меридианос" (Клайпеда), "Менделеев", "Тропик" и "Капелла" (Рига). На севере обеспечивали практику "Иван Месяцев" и "Ратманов" (Архангельск, Мурманск), на Дальнем Востоке — "Горизонт" (Владивосток), в Азовском море — "Альфа" (Ростов-на-Дону).

Несмотря на то, что эти парусники были сравнительно низкобортными и на них при постройке устанавливались вспомогательные двигатели весьма малой для судов такого водоизмещения мощности (в основном 220 л. с.), позволявшие тем не менее совершать переходы через океан и годные для эксплуатации в крайне тяжелых условиях Крайнего Севера и бассейна Тихого океана. Более подробно об условиях плавания на таких парусниках можно узнать из книги "Под парусами через два океана", написанной в 1952 году капитаном шхуны "Коралл" Б. Д. Шанько. Книга посвящена сложнейшему переходу в 1947 году первых построенных в Финляндии шхун "Кальмар" и "Коралл" из Лиепаи во Владивосток.

Тысячи курсантов мореходных училищ прошли практику на баркентинах, которыми командовали известные советские капитаны Л. А. Чечулин, Л. К. Шарбаронов, И. Н. Мезенцев, А. Э. Рауд, С. А. Клунников, Б. И. Дворкин.

Прекрасными учебными парусниками были и трехмачтовые шхуны "Кодор" (Ленинград), "Запад" (Архангельск) и "Восток" (Одесса) с более простым бермудским вооружением, принимавшие на борт по 44 курсанта. Эти суда были несколько короче баркентин (50,8 м) и несли меньше парусов (721 м2). Наиболее известной из них была ленинградская шхуна "Кодор", построенная на верфи города Турку в 1951 году. Этот парусник-долгожитель находился в эксплуатации около 30 лет — фантастический "возраст" для деревянного судна, построенного с расчетом двадцатилетнего срока плавания! С курсантами на борту "Кодор" побывал в ведах Атлантического океана и 11 морей. Командовал шхуной в это время известный парусник и яхтсмен капитан А. А. Аристов. На ее борту прошли практику около трех тысяч курсантов морских учебных заведений, ставших впоследствии морскими специалистами высокой квалификации.

Судьба отслуживших срок баркентин и шхун сложилась неодинаково. "Кропоткин" ныне установлен в Севастополе как памятник парусному флоту, "Менделеев" стал неплавающей базой подготовки рядового плавсостава. Ну а "Сириус" превратили в популярный у ленинградцев ресторан "Кронверк". Аналогично переоборудованы шхуны "Кодор" и "Меридианос".

Шхуна "Запад" долгое время использовалась на Севере: на ее борту проходили практику курсанты старейшего мореходного училища страны — Архангельского. В связи с выводом из эксплуатации по техническому состоянию шхуна стала филиалом Морского музея Северного пароходства. Она установлена в Архангельске у Красной пристани, и на ней развернута экспозиция истории освоения Севера нашей Родины. Ну а на "Веге" открылся филиал Морского музея города Таллина.

И. ШНЕЙДЕР, капитан дальнего плавания , Ленинград

СОВЕТЫ ПО МОДЕЛИРОВАНИЮ

"Вега" — однопалубная, с приподнятыми полубаком и полуютом баркентина. На главной палубе расположены три надстройки, две бортовые рубки и четыре спасательные шлюпки, на полуюте — рулевая рубка, путевой компас и сдвоенный штурвал (второе штурвальное колесо установлено в рубке). Корпус судна имеет пять водонепроницаемых переборок. В фальшбортах на главной палубе проделаны шпигаты для слива попадающей на палубу воды. Вдоль фальшбортов идет усиление из досок несколько большей, чем у досок палубного настила, ширины, повторяющих конфигурацию палубы в плане. Палубный настил уложен параллельно диаметральной плоскости. Для освещения внутренних помещений предусмотрены световые люки и палубные иллюминаторы.

Рангоут деревянный. Степсы мачт покоятся в башмаках, крепящихся к килю и шпангоутам. Подводная часть корпуса обшита латунными листами.

Стоячий такелаж рангоута изготовлен из жесткого стального троса (штаги, ванты, фордуны, ватер-бакштаги, утлегарь-бакштаги), такелажных цепей (ватер-штаг, мартин-штаг) и металлических прутков (путенс-ванты).

БЕГУЧИЙ ТАКЕЛАЖ РАНГОУТА И ПАРУСОВ

Изготовлен из стального (драйрепы, шкентели, мантыли) и растительного (лопари, тали) тросов.

Проводка снастей бегучего такелажа достаточно подробно показана на чертежах и схемах. Вот лишь несколько пояснений к ним.

Фока-шкоты. Коренной конец лопаря шкота крепится скобой за обух на планшире. Ходовой конец проводится через шкив в фальшборте и крепится на соответствующем битенге. Фока-галсы — из растительного троса. Коренной конец копится скобой в шкотовом углу паруса. Ходовой конец Проводится через отводный блок, укрепленный на соответствующем галс-боканце и крепится на утке. Шкоты верхнего марселя глухие, ходовые концы шкотов проводят через шкивы на задней стороне ноков нижнего марса-рея и далее вдоль рея к его середине, где крепят к бугелю бейфута с бензелем из гибкого стального троса.

Брам- и бом-брам-топенанты сделаны из стального шкентеля, топенанты глухие.

Грота- и бизань-гафель-гардель представляют собой растительные тросы, проведенные между трех- и двухшкивным блоками.

Через верхний (трехшкивный) блок растительный трос проводится таким образом, что оба конца получаются ходовыми: один выходит на правый борт, другой на левый.

Грота-гика-шкот — это также растительный трос, пропущенный через два трехшкивных блока.

Бизань-гика-шкоты. Их на баркентине два, каждый из растительного троса, проведенного между двумя блоками. Ходовые концы крепятся на утках, установленных на нижнем блоке, или непосредственно на блоках с фиксацией полуштыками.

Грота- и бизань-шкоты. Их ходовые концы крепятся на одном из свободных нагелей у мачты.

На чертежах не показаны также временные снасти: завал-тали грота- и бизань-гика, которые заводятся при курсах фордевинд, полный бакштаг или на сильном волнении, чтобы неподвижно закрепить гик, а также фока-булинь-снасть, служащая для оттягивания к носу наветренной шкаторины фока на курсе бейдевинд.

Окраска: надводная часть корпуса, надстройки, рубки, шлюпки, шлюпбалки, сходные тамбуры и световые люки, вентиляционные дефлекторы, релинги, маргин-гик, цепной такелаж и битенг бушприта, топы мачт и стеньг, марсы, салинг, эзельгофты, ноки, бугели и бейфуты реев, гиков, гафелей и бушприта, талрепы, бензели на штагах и вантах — белого цвета; подводная часть корпуса — зеленого; ватерлиния — красного; фальшборт изнутри, кофель-нагельные планки — коричневого; люки, кнехты, киповые планки, вьюшки, бра-шпиль, якорные и швартовные клюзы, якорные цепи и их стопоры, якоря — черного.

Верхняя палуба, палубы полубака и полуюта, крыши надстроек и рулевой рубки имеют деревянный настил.

Планширь, декоративный буртик и руслени на нем, решетчатый банкет у штурвала, штурвальные колеса — темное дерево.

Шлюпки закрыты серыми брезентовыми чехлами.

Ю. БЕЛЕЦКИЙ, г. Рига



Парусно-моторная баркентина "Вега": 1 — бом-кливер нирал, 2 — кливер-нирал, 3 — фор-стень-стаксель-нирал, 4 —бом-кливер-шкот, 5 — кливер-шкот, 6 — фор-стень-стаксель-шкот, 7 — фока-гитов. 8—. шкот нижнего марселя, 9 — шкот верхнего марселя, 10 — гитов нижнего марселя, II — фор-стень-стаксель-фал, 12 — кливер-фал, 13 — гитов верхнего марселя. 14 — бом-кливер-фал. 15 — фор-брам-шкот, 16 — фор-брам-гитов. 17 — бом-брам-шкот, 18 — бом-брам-гитов, 19 — топовый огонь, 20, 21 — отличительные огни парусного судна (соответственно зеленый и красный), 22 — талреп, 23 — изоляторы, 24 — антенна, 25 — фор-бом-брам-брасы, 26 — грот-стень-стаксель-фал, 27— грот-стень-стаксель-нирал, 28 — фор-брам-брасы, 29 — брасы верхнего марселя, 30 — грота-стаксель-фал, 31 — брасы нижнего марселя, 32 — грота-стаксель-нирал,33 — грот-стень-стаксель-шкоты, 34 — грота-стаксель-шкоты. 35 — фока-брас, 36— грота-гафель-гардель. 37 — грота-дирик-фал, 38 — клотиковый огонь, 39 — бизань-дирик-фал, 40 — рамка антенны радиопеленгатора. 41 — бизань-гафель-гардель, 42 — грота-гика-шкот, 43 — бизань-гика-шкот, 44 — якорная подушка, 45 — латунная обшивка подводной части корпуса, 46 — фока-галс, 47 — грота-гика-топенант, 48 — грот-топсель-шкот, 49 — грот-топсель-галсы, 50 — грот-топсель-нирал, 51 — грот-топсель-гитовы, 52 — грот-топсель-фал, 53 — бизань-гика-топенант, 54— крюйс-топсель-шкот, 55 — крюйс-топсель-галсы, 56 — крюйс-топсель-гитовы, 57— крюйс-топсель-фал, 58 — крюйс-топсель-нирал, 59 — фор-бом-брам-фал, 60 — фор-брам-фал, 61 — фор марса-фал, 62 — фока-топенант, 63 — фока-шкот. 64 — фор-марса-топенант, 65 — фор-брам-топенант, 66 — фор-бом-брам-топенант, 67 — компас с пеленгатором, 68, 97 — галс-боканцы, 69 — утлегарь-штаг, 70 — талреп, 71 — ватер-штаг, 72 — подбушпритные перты, 73 — мартин-штаг, 74 — бушприт. 75 — утка, 76 — якорь Холла (становой), 77 — якорная цепь, 78, 84, 110, 120 — сходные тамбуры, 79 — судовой колокол, 80 — якорь Холла (запасной). 81 — фок-мачта, 82, 100, 124 — вентиляционные дефлекторы. 83 — грот-мачта, 85 — бизань-мачта, 86 -- антенна РЛС, 87 — штурвал, 88 — запасной винт (четырехлопастный), 89 — флагшток, 90 — машинный телеграф, 91 — утлегарь-бакштаг, 92 — подбушпритная сетка, 93 — ватер-бакштаг, 94 — киповая планка с одним роульсом, 95 — битенг бушприта. 96 — клюз, 98 — люк в парусную кладовую, 99 — обух, 101 — киповая планка, 102 — трап на полубак, 103, 118, 141 — надстройки, 104, 107, 112. 114, 122. 138 — световые люки, 105 — палубный иллюминатор. 106, 144 — шлюпбалки, 108 — спасательная шлюпка, 109, 113, 115. 130 — кофель-нагельные планки, 111 — крестовый кнехт. 116. 134 — бортовые рубки. 117 — решетчатый банкет, 119, 136 — брас-блоки, 121 — верп адмиралтейский, 123 — трап на полуют, 125— вьюшка, 126 — кнехт, 127 — рулевая рубка. 128 — стопор якорной цепи, 129— брашпиль, 131 — фока-руслень, 132 — переходный мостик, 133 — пожарные ведра, 135 — грот-руслень, 137 — стопанкер адмиралтейский, 139 — выхлопная труба главного двигателя, 140 — бизань-руслень. 142 — тумба для снижения антенны, 143 — люк в кладовую ахтерпика, 145 — рабочая шлюпка. 146 — бугель бушприта, 147 — реек для сигнальных флагов, 148 — сигнальный фал, 149 — флаг-фал.



Схема крепления концов лопарей бегучего такелажа

А. На нагелях и утках: 1 — бом-кливер-нирал, 2 —, кливер-нирал, 3—фор-стень-стаксель-нирал, 5 — фока-галсы, 6, 7 — кливер-шкоты, 8, 9 — бом-кливер-шкоты. 10,11—фор-стень-стаксель-шкоты, 12, 13 — шкоты нижнего фор-марселя, 14, 15 — свободные нагели. 16, 17 — фор-брам-шкоты, 18, 19 — фор-бом-брам-шкоты, 20, 21 -свободные нагели, 22. 23 — фока-топенанты, 24, 25, 26, 27 — свободные нагели, 28, 29 — топенанты верхнего марселя, 30 — грота-стаксель-нирал, 31 - грот-стень-стаксель-нирал, 32 — грота-стаксель-фал, 33 — грот-стень-стаксель-фал, 34, 35 — грот-топсель-гитовы, 36, 37 — грота-топсель-галсы, 38 — грот-топсель-нирал, 39 — грот-топсель-шкот, 40. 41 — грота-гика-топенанты. 42, 43— крюйс-топсель-гитовы, 44, 45 — крюйс-топсель-галсы, 46 — крюйс-топсель-нирал, 47 — крюйс-топсель-шкот, 48, 49— бизань-гика-топенанты, 50, 51 — фока-гитовы, 52, 53 — фока-нок-гордени, 54, 55 — наружные гордени фока, 56, 57 — внутренние гордени фока. 58, 59 — гитовы нижнего фор-марселя, 60. 61 — наружные гордени нижнего фор-марселя, 62. 63 — внутренние гордени нижнего фор-марселя, 64, 65 — гитовы верхнего фор-марселя, 66, 67 — наружные гордени верхнего фор-марселя, 68, 69— внутренние гордени верхнего фор-марселя, 70. 71 — фор-брам-гитовы, 72, 73. — фор-брам-гордени, 74. 75 — фор-бом- -брам-гордени. 76, 77 — фор-бом-фал-гитовы. 78 — фор-стень-стаксель-фал. 79 — кливер фал, 80 — фор-брам-фал. 81 — фор-марса-фал, 82 — бом-кливер-фал, 83 — фор-бом-брам-фал. 84. 85 — грот-стень-стаксель-шкоты. 86. 87 — фока -шкоты, 88, 89 — фор-брам-брасы, 90, 91 — фор-бом-брам-брасы, 92 — грота-гафель-гардель, 93 — ходовой конец лопаря гинцев грота-гафель-гардели. 94, 95 — свободные нагели, 96 — ходовой конец лопаря гинцев грота-дирик-фала, 97 — грота-дирик-фал, 98 — грот-топсель-фал, 99 — свободный нагель, 100, 101 — грота-стаксель-шкоты, 102. 103 — грот стень-стаксель-шкоты, 104, 105 — фока брасы, 106, 107 — брасы нижнего марселя, 108, 109 — брасы верхнего марселя. 110, 111 — грота-гафель-эрис-бакштаги, 112, 113. 114, 115, 117, 124, 125 — свободные нагели, 116 — крюйс-топсель-фал, 118 — бизань-гафель-гардель, 119 — ходовой конец лопаря гинцев бизань-гафель-гардени. 120 — ходовой конец лопаря гинцев бизань-дирик-фала. 121 — ходовой конец лопаря, бизань-дирик-фала. 122, 123— бизань-гафель-эрис-бакштаги.

Б. Скобой за обухи: 126 127 — отводные блоки фока-гаясов, 128, 139 — коренные концы лопарей бом-кливер-шкотов , 130, 131 — коренные концы лопарей кливер-шкотов. 132. 133 — коренные концы лопарей фор-стень-стаксель-шкотов, 134, 135 — нижние блоки талей шкотов нижнего марселя, 136. 137—нижние блоки талей фока-топенантов, 138 — коренной конец мантыля марсафала, 139 — нижний блок талей марса-фала, 140 — нижний блок талей брам-фала, 141 — отводной блок ходового конца лопаря талей марса-фала, 142 — отводной блок ходового конца лопаря талей брам-фала, 143 — нижний блок талей бом-брам-фала, 144 — отводной блок ходового конца лопаря талей бом-брам-фала. 145. 146 — коренные концы лопарей фока-шкотов. 147, 148 — коренные концы лопарей грот-стаксель-шкотов. 149. 150 — коренные концы лопарей грот-стень-стаксель-шкотов, 151, 152 — нижние блоки талей грота-гика-топенантов, 153 — нижний блок гинцев грота-гафель-гарделя, 154 — нижний блок гинцев грота-дирик-фала, 155, 156 — нижние блоки талей бизань-гика-топенантов, 157 — нижний блок гинцев бизань-гафель-гардели. 158 — нижний блок гинцев бизань-дирик-фала. 159. 160 — коренные концы лопарей бизань-гафель-эрис-бакштагов, 161; 162 — нижние блоки талей бизань-гика-шкотов, 163 — 177 — свободные нагеля.

Чертежи для печати (5 листов)

Источник: "Моделист-Конструктор" 1988, №9
OCR: mkmagazin.almanacwhf.ru



Новости Партнеров

Дизан группы A4J
Rambler's Top100