«ВАРЯГ» — СЫН «ВАРЯГА»

А. ХАНМАМЕДОВ, инженер

C этого номера мы начинаем публикацию материалов о знаменитых кораблях русского и советского военно-морского флота. Помимо рассказа о самих кораблях. Мы будем давать подробные чертежи их моделей. Читатели нашего журнала смогут в 1968 году начать работу над моделями легендарного крейсера "Варяг", шлюпа "Восток", монитора "Железняков", брига "Муркурий", эсминца "Самсон", крейсера "Красный Кавказ" и других кораблей, вошедших в героическую историю отечественного флота.

Начало корабельной династии «Варягов» положил в 1861 году 18-пушечный парусно-винтовой деревянный корвет. Второй «Варяг» — крейсер 1-го ранга водоизмещением 6500 т, построенный фирмой «В. Кромпф» в Филадельфии по заказу русского адмиралтейства, вступил в строй в 1901 году.

Если по крутой дороге взобраться на вершину сопки, оставив позади улицы Владивостока, можно увидеть черные буквы, выбитые на граните: «Нижним чинам крейсера «Варяг», погибшим в бою с японской эскадрой при Чемульпо 27 января 1904 года». А ниже — медь памятной доски: «Героям легендарного крейсера «Варяг» от их наследников — экипажа гвардейского ракетного крейсера «Варяг».

«Варяг»... Прошлое и настоящее-Разные корабли, разные поколения моряков. Это слово осталось в сердце каждого русского человека символом мужества и героизма нашей страны.

Сейчас на Тихом океане несет свою вахту гвардейский ракетный крейсер «Варяг».

Громада скал окружает небольшую бухту. Серые скалы, серые тучи, серые корабли... У причальной стенки их несколько. Среди них «Варяг». Волнение овладевает человеком, когда он видит этот великолепный корабль.

Мне приходилось делать модель старого «Варяга», и сейчас перед глазами стоят тонкие жала его 152-миллиметровых орудий главного калибра, а с берега я вижу на новом корабле вместо пушек огромные жерла ракетных контейнеров — это главный ракетный комплекс.

На корабле, где все доведено до совершенства, есть помещение со множеством приборов и пультов. Один из них, внешне более простой, чем другие с их бегающими линиями осциллографов, матово-зелеными блюдцами локаторов, десятками тумблеров, маховичков, выключателей. На его панели — прикрытые металлическими колпаками кнопки. Они обтянуты резиной, чтобы не скользили пальцы. На вид они очень просты, эти кнопки. Но стоит нажать одну из них, как все вокруг приходит в движение: люди и сотни приборов, четко выполняющие каждый свою работу, этот сгусток рожденной человеком гигантской энергии, заключенной в сталь.

«Варяг» в заданном квадрате... Обнаружен надводный объект, определены его координаты. Данные поступают в боевой информационный пост (сокращенно БИП) — своего рода генеральный штаб сражения. Здесь — мозг корабля. Сюда стекается информация обо всем, что нужно в боевой обстановке. Здесь нити сплетаются в электронный клубок; и кажется, что не разобраться в этом нагромождении чисел. Но проходят секунды, и все расписано до предела — техника сделала свое, и теперь у каждого четкая, ясная задача. Раздаются команды:

— Дистанция до цели...

— Залп!

В белом ослепительном зареве вверх взмывают ракеты. Глазам за ними не уследить. Помогают приборы: на них видна цель и летящие ракеты. Проходит несколько минут, и один из приборов фиксирует прямое попадание...

Щелкают приборы, мерцают лампы. На экране локатора мечется белый лучик. Он ищет, ищет новые цели — «Варяг» несет вахту.

Если ты, дорогой читатель, решишь сделать модели обоих крейсеров или хотя бы одного из них, помни, что ты делаешь модель не простого крейсера, а модель символа славы и гордости нашего флота — модель «Варяга».

На стр. 34-37 мы публикуем чертежи крейсера «Варяг»: общий вид и полуширота носовой и кормовой частей в масштабе 1:400; корпус, узлы и детали в масштабе 1:200.

Крейсер «Варяг» имеет длину более 140, ширину порядка 16 и осадку более 6 м. Он вооружен двумя счетверенными стартовыми установками главного ракетного комплекса, одной сдвоенной стартовой установкой системы зенитных управляемых ракет, двумя многоствольными пусковыми установками реактивных глубинных бомб, двумя трехтрубными торпедными аппаратами, двумя двухтрубными универсальными артиллерийскими установками и одним вертолетом конструкции Камова (чертежи вертолета см. в журнале «Моделист-конструктор» № 7 за 1966 год, статья «Ракетоносец «Баку»).

Корабль снабжен самым совершенным радиолокационным оборудованием.

Читателю, задумавшему строить модель, предоставляется право самому решать, будет ли модель настольной или самоходной, будет ли она с резиномоторным или с механическим двигателем. Настоящая статья не преследует целей технологии — поэтому моделист должен сам решать, из какого материала и как ее строить.

Окраска модели рекомендуется следующая:

Корпус (до ватерлинии), все надстройки, дымовые трубы, оружие — светло-шаровые (светло-серые с голубым отливом); корпус ниже ватерлинии — темно-зеленый или черный, ватерлиния — белая, спасательные плоты — красные, палуба — стальная (графитовка), бортовой номер и посадочные круги вертолетной площадки — белые; якоря, кнехты, козырьки дымовых труб — черные, винты — бронзовые.

Чертежи якоря, винтов, катера, зенитных ракет вы найдете в седьмом номере «Моделиста-конструктора» за 1966 год. Там же дана и технология окраски.

В следующем номере мы опубликуем рассказ о старом «Варяге», дадим его чертежи и подробное описание.







Чертежи для печати

Источник: "Моделист-Конструктор" 1968, №2
OCR: mkmagazin.almanacwhf.ru



Новости Партнеров

Дизан группы A4J
Rambler's Top100