В ЧЕСТЬ ПОДВИГА ЧЕТЫРЕХ

В. СОРОКОЛЕТОВ, руководитель судомодельного кружка, Ленинград

Это произошло 17 января 1960 года. Самоходная баржа Т-36 стояла на рейде у одного из островов Тихого океана. На судне несли службу четыре советских солдата: младший сержант Асхат Зигангиин и рядовые Анатолий Крючковский, Филипп Поплавский, Иван Федотов. Внезапно подул сильный ветер. Команда приняла решение войти в бухту. Но налетевший шквал не позволил выполнить этот маневр. Повалил мокрый снег, началось обледенение судна, в густом тумане исчезли ориентиры, вышла из строя радиостанция, баржу понесло в океан.

Сорок девять дней советские солдаты находились в открытом океане. Попав в такие исключительно тяжелые условия, экипаж баржи сумел одержать победу над силами стихии. По возвращении на Родину за проявленное мужество четверо воинов были награждены орденами Красной Звезды.

Самоходная баржа Т-36 - небольшое судно. Длина по ватерлинии 17,3 м, ширина 3,6 м, высота корпуса 2 м, осадка 1,2 м, водоизмещение около 100 т. На барже установлены два двигателя, обеспечивающие скорость хода 9 узлов.

Модель самоходной баржи имеет следующие главные размерения: длина наибольшая L = 400 мм, ширина наибольшая В = 90 мм, осадка средняя Т = 30 мм, высота борта (от киля до палубы) Н=50 мм.

На ней может быть установлен любой микроэлектродвигатель московского школьного завода «Чайка» (ДП-2, ДП-4, ДП-10). Для постройки понадобятся следующие инструменты: лобзик с пилками; плоский напильник со средней насечкой; наждачная бумага и материалы, перечисленные в спецификации.

Для склеивания модели можно использовать быстросохнущие клеи «Рапид», «Аго», БФ-2.

По размерам, указанным на чертежах, на фанере вычертите все детали корпуса и выпилите их лобзиком. Две заготовки наружного борта сложите вместе, скрепите мелкими гвоздиками и обработайте. Затем детали разъедините и к ним приклейте рейки (см. сборочный чертеж), а просушив - палубу и днище (к наружному борту). При склеивании все соединения тщательно зачистите напильником.

Подогнав по месту кормовую и носовую части днища, транец и настил аппарели, приклейте их к собранным ранее деталям. В корпус вставьте части внутреннего борта. На них уже должны быть укреплены рейки, на которых будет держаться грузовая палуба. Деталь внутреннего борта съемная.

После просушки корпус модели обработайте напильником, наждачной бумагой и приступайте к сборке аппарели. Для этого настил ее расчертите по вертикали на 6, а по горизонтали на 4 части. В первую очередь изготовьте вертикальные ребра жесткости и приклейте их по всей высоте аппарели (сверху вниз). Горизонтальные ребра вставьте между вертикальными.

После сборки аппарели ребра жесткости, находящиеся по краям ее, спилите под углом к настилу.

Рубка, световой люк, кранец, изготавливаются из фанеры тем же способом, что и корпус.

Перед окончательной отделкой изготовьте и установите механическую часть. К ней относятся: винт, руль, кронштейн винта, гребной вал, дейдвуд и фундамент для мотора. К корпусу фундамент крепится клеем. Руль припаивается к баллеру, длина которого 55-60 мм.

Гельмпорт изготавливается из березовой палочки, а затем вклеивается в корпус между палубой и кормовой частью днища. Когда руль вставлен в гельмпорт, баллер руля должен выступать над палубой на 5-8 мм. Гребной вал делают из велосипедной спицы. Длина его 75 мм.

Винт припаяйте к одному из концов гребного вала. В качестве соединительной муфты используйте ниппельную резинку.

Из полоски жести шириной 5 мм изготавливается кронштейн винта и крепится к корпусу.

Мачта, компас, дверь, иллюминатор, ступенька, прожектор, кнехты, вьюшка выполняются из кусочков дерева, картона или целлулоида.

После того как изготовлены основные узлы, приступают к отделке. Об отделке, шпаклевке и окраске моделей уже сообщалось в предыдущих номерах журнала. Закончив отделку, начинайте предварительную сборку. Вдоль выступающей части внутреннего борта через каждые 30 мм наклейте кницы. На основной палубе в районе надстроек установите леера. Высота леерных стоек и расстояние между ними 20 мм. На грузовой палубе и в верхней внутренней части аппарели приклейте две дорожки упоров (длина и расстояние между ними 10 мм). На световом люке устанавливаются сделанные из проволоки решетки. Надводную часть борта, от ватерлинии до палубы, выступающую часть внутреннего борта с кницами, а также грузовой отсек, от грузовой палубы до буртика, и все надстройки красят в шаровый цвет, главную, грузовую и палубу на рубке - в коричневый или темно-салатовый, подводную часть, руль и винт - в красный или зеленый. Внутреннюю сторону бортовых отличительных огней красят: левый - в красный, правый - в зеленый цвет.

После того как краска высохнет, произведите окончательную сборку модели. По чертежам общего расположения (вид сверху и вид сбоку) размешают дельные вещи и приклеивают их, кроме кранца, который делают съемным. На готовой модели устанавливают мотор, винт, вставляют и закрепляют руль. В корпус вкладывают две батарейки от карманного фонарика и подключают их к мотору по схеме, показанной на рисунке. Чтобы не повредить винт, руль, сделайте для модели подставку (кильблоки).

Законченную модель надо отрегулировать на воде. Для этого корпус ставят на воду; он должен сидеть точно по ватерлинию. Если осадка меньше заданной или наблюдается дифферент на нос или на корму, загрузите модель балластом (свинцовые пластинки, чугунные гирьки и пр.).

№ п/п.

Наименование

Количество деталей (шт.)

Материалы

1

Наружный борт

2

Фанера 3 мм

2

Палуба

1

Фанера 3 мм

3

Грузовая палуба

1

Фанера 3 мм

4

Внутренний борт

2

Фанера 3 мм

5

Аппарель

1

Фанера 3 мм; сосновая рейка

6

Носовая часть днища

1

Фанера 3 мм

7

Днище

1

Фанера 3 мм

8

Источник питания

2

Батарейки карманного фонарика

9

Фундамент под моторчик

1

Сосна; береза

10

Моторчик

1

ДП-2; ДП-4; ДП-10

11

Соединительные муфты

2

Медная трубка 15 X 1, 5X5 мм; ниппельная резинка

12

Гребной вал

1

Велосипедная спица

13

Дейдвуд

1

Медная трубка 25XX1,5X5 мм

14

Кронштейн винта

1

Медная трубка 25 X 1,5X5 мм

15

Винт

1

Белая жесть; латунь

16

Руль

1

Белая жесть; проволока Ø4 мм

17

Кормовая часть днища

1

Фанера 3 мм

18

Транец .

1

Фанера 3 мм

19

Выключатель

1

 

20

Ступенька

2

Картон

21

Поручень

2

Проволока Ø 0,8 мм

22

Скоб-трап

 —

Проволока Ø 0,8 мм

23

Прожектор

1

Проволока Ø 0,8 мм

24

Мачта

1

Бамбук

25

Компас

1

Береза; картон; проволока Ø 0,8 мм

26

Иллюминатор

4

Картон

27

Дверь

2

Картон

28

Спасательный круг

2

Проволока Ø 3 мм, свить в спираль и разрезать

29

Световой люк

 

Фанера; проволока Ø 0,8 мм

30

Леера

 

Канцелярские булавки; проволока Ø 0,2-0,4 мм

31

Кнехты

2

Береза; картон

32

Буртик

1

Проволока Ø 3 мм

33

Кницы

18

Картон; цитулон

34

Рубка .

1

Фанера 3-4 мм; картон; проволока Ø 0,8 мм

35

Кранец

 

Фанера 3-4 мм

36

Вьюшка

 

Береза; картон

37

Упоры

 

Проволока медная Ø2 мм

38

Деталь внутреннего борта

 

Фанера 3 — 4 мм

А

Гельмпорт

 

Береза; липа

Б

Баллер руля

 

Проволока Ø 3 — 4 мм

В

Ходовой отличительный

 

Зеленый

Г

Ходовой отличительный

 

Красный

Д

Топовый

 

Белый





Чертежи для печати

Источник: "Моделист-Конструктор" 1967, №3
Scan: Владимир Петрушенко



Новости Партнеров

Дизан группы A4J
Rambler's Top100