ПЕРВЕНЕЦ ЧЕРНОМОРСКИХ ВЕРФЕЙ

Имя городу, который в 1789 году вместе с корабельной верфью был заложен на слиянии Буга и Ингула, дал князь Потемкин-Таврический. Он назвал его «Николаевым» в честь взятия Очакова — события, которое произошло в день св. Николая. И первый военный корабль — фрегат «Святой Николай», — который построили в этом городе, также назвали в память этого дня. Судно заложили на стапелях николаевского Адмиралтейства 6 января 1790 года и спустили на воду 25 августа того же года. Это был фрегат длиной 46,75 м, шириной 12,96 м, вооруженный 44 пушками. Строил его корабельный подмастерье Александр Петрович Соколов.

Несколько лет назад старейший моделист города Николаева С. Ф. Вовчарук разыскал в архивах своего города часть строительных чертежей этого корабля и некоторые ведомости по его постройке. В одной из них говорится, что на строительство фрегата привезли 4856 м3 дуба, 924 м3 лиственницы, 326 м3 сосновых кряжей, 1179 сосновых бревен, 8922 сосновые доски и 16 еловых бревен — всего на сумму 94 тысячи 273 рубля 71 копейку.

В другой сообщается, что для спуска со стапеля «Св. Николая» израсходовано 70 ведер подсолнечного масла, 60 пудов топленого сала и 20 кусков горячей серы...

История «Св. Николая» тесно связана с героическим прошлым нашего Черноморского флота. Фрегат входил в состав эскадры адмирала Ушакова, принимал участие во многих походах и морских сражениях.

Не прошло и года после спуска фрегата на воду, как он под командованием капитана второго ранга Львова в составе эскадры Ушакова уже участвовал в знаменитом сражении при Калиакрии.

Выйдя из Севастополя с 16 кораблями, 2 фрегатами (включая «Св. Николай»), 2 бомбардирскими и несколькими мелкими судами, Ушаков 31 июля 1791 года застал турецкий флот стоявшим на якоре у черноморского мыса Калиакрия под прикрытием береговых батарей. Хотя наша эскадра по числу кораблей была в два раза меньше турецкой, Ушаков стремительно атаковал неприятеля, пройдя между берегом и крайними турецкими кораблями. Несмотря на выстрелы береговых батарей, русские корабли начали огибать неприятельскую линию. Турки были так озадачены этим неожиданным и смелым маневром, что начали в панике рубить свои якорные канаты, чтобы вступить под паруса. При довольно сильном ветре турецкие корабли наваливались друг на друга, сталкивались, ломая рангоут. Едва они сумели перестроиться в боевой порядок, как корабли Ушакова, сомкнув дистанцию, вновь устремились в атаку. Корабль Ушакова «Рождество Христово», подойдя на расстояние полукабельтова (90 с небольшим метров) к флагманскому судну адмирала Саид-Али, сбил у него фор-стеньгу и грот-марса-рей.

Жестокий бой, продолжавшийся более трех часов, окончился полным поражением турок. Неприятель бежал в беспорядке к Константинополю. Многие турецкие корабли потеряли мачты и стеньги, а флагманский корабль капудана-паши Гуссейна и несколько других пошли ко дну от пробоин. Только на одном корабле адмирала Сайда-Али было около 500 человек убитых и раненых.

Славная победа при Калиакрии стоила русскому флоту всего 17 человек убитых и 27 раненых, а повреждения, полученные нашими кораблями, оказались настолько незначительными, что были исправлены за три дня.

За храбрость, проявленную в этом сражении, командир фрегата «Св. Николай» был награжден золотой шпагой.

В течение следующего десятилетия фрегат участвовал в походах эскадры адмирала Ушакова в Средиземном море. Когда эскадра возвратилась в Россию, «Св. Николай» остался в Италии в составе отряда кораблей под командованием капитана второго ранга Сорокина. Однако век деревянных парусников был недолог. И 12 апреля 1801 года старый фрегат прекратил свое существование: пошел на слом.

* * *

Публикуемые в этом номере журнала чертежи фрегата «Св. Николай» разработаны С. Ф. Вовчаруком по частично сохранившимся в архивах чертежам и описаниям этого корабля. Изготовленная по этим чертежам модель фрегата была подарена автором краеведческому музею города Николаева.

Мы рекомендуем строить модель «Св. Николая» по прилагаемой спецификации в масштабе 1:100.

Л. СКРЯГИН

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ КОРПУСА

Мы рекомендуем один из многих способов изготовления корпуса, а именно, склейку из нескольких досок нужной толщины. Разумеется, модель можно делать из кости, пластмассы или другого материала, но работа с этими материалами требует большого мастерства и умения. Для моделистов, впервые начинающих работать с настольной моделью, удобнее выбрать для изготовления корпуса именно дерево, оно легче обрабатывается и менее дефицитно. Из целого куска дерева корпус делать не рекомендуется, так как при высыханий и длительном хранении модели часто появляются трещины, и модель приходит в негодность. Приступая к работе над корпусом, следует выбрать породу дерева. Для этого подходят липа, ольха, тополь, осина. Дерево должно быть хорошо просушено.

Исходя из размеров будущей модели, подбирают соответствующие доски толщиной от 10 до 20 мм. Поверхность досок должна быть ровной и гладкой. Доски обрабатываются под угольник, рубанком и фуганком. Поверхность покрывается ровным слоем казеинового или столярного клея, и с двух сторон доски зажимаются струбцинами. Полученный пакет-брус должен соответствовать наибольшей длине и высоте модели. Склеенные доски сохнут при комнатной температуре в течение двух суток. Затем на пакете проводят линию диаметральной плоскости, линию палубы и нулевого батокса. Затем начинают обработку бруска пилой и стамеской по нулевому батоксу и линиям палубы.

По теоретическому чертежу выпиливают из фанеры шаблоны шпангоутов, которые переносятся на болванку. Все шпангоуты и их шаблоны во избежание путаницы должны быть пронумерованы. Обводы корпуса обрабатываются полукруглой стамеской. Постепенно, снимая тонкую стружку в местах, где находятся шпангоуты, корпус обрабатывается до тех пор, пока шаблоны не будут соприкасаться всеми точками со своими шпангоутами. После этого снимаются излишки дерева между шпангоутами. Доводка плавности обводов производится напильниками и наждачной бумагой. Корма, кормовая раковина и штульцы вырезаются по чертежам кормовой раковины с учетом погиби кормовой раковины и угла скоса штульцев. Форштевень с княвдигедом выпиливается из фанеры и вклеивается в паз на обработанной болванке. По плану верхней палубы вырезается прямослойная фанера, которая обрабатывается наждачной бумагой; остро отточенным твердым карандашом на ней проводятся линии, имитирующие палубный настил. После этого ее еще раз обрабатывают, мелкой наждачной бумагой и покрывают бесцветным лаком. Корпус выдалбливается глубже высоты фальшборта на высоту палубного настила. В фальшборте прорезаются орудийные порты. Палуба, смазанная клеем, устанавливается на модели вплотную к фальшборту. Руслени выпиливаются из фанеры с припуском для вклейки в пазы, выдолбленные в корпусе. После того как корпус обработан и вклеен княвдягед, руслени, штульцы и кяль, то есть все выступающие части, приступают к шпаклевке, которую желательно делать нитрошпаклевкой. Она быстрее сохнет и дает более гладкую поверхность. Если ее нет, можно шпаклевать обычной масляной. Все впадины и неровности на корпусе покрывают тонким слоем шпаклевки. После полного высыхания корпус обрабатывают мелкой наждачной бумагой, смачиваемой керосином или водой. После прошкуривания шпаклюют оставшиеся неровности и снова шкурят до тех пор, пока борта не станут гладкими. На палубу по ее форме наклеивают на канцелярском клее бумагу, чтобы при покраске модели не испачкать палубный настил. Первый слой краски наносят жирной грунтовкой. Если при изготовлении модели применялась нитрошпаклевка, то грунтовать следует нитрокраской белого цвета, в случае масляной шпаклевки грунтуют свинцовым или железным суриком. В дальнейшем краска наносится тонким слоем, чтобы она не давала потеков. После грунтовки и высыхания корпус еще раз шлифуется мокрой шкуркой или порошком пемзы. Отбивается ватерлиния.

Закончив работу по окраске корпуса, приступают к установке мачт, стоячего и бегучего такелажа. Для этого следует придерживаться следующего порядка: на модель устанавливается бушприт, который крепится к княвдигеду тросовым ватервулингом; устанавливаются колонны мачт; накладываются огоны нижних вант, сначала первая пара с правого борта, затем первая пара с левого борта и т. д. Тянутся ванты кручеными нитками черного цвета, имитирующими пеньковый талреп. Талрепы тянутся между юферсами, ввязанными в нижние концы вант, и юферсами, основанными на русленях и укрепленными вант-путенсами; тянутся штаги. Штаги огонами надеваются на топы мачт. Фока-штаг и фока-лось-штаг тянутся талрепами на бушприте; крепятся стеньги и тянутся стень-штаги и стень-ванты; тянутся стень-фордуны талрепами, основанными между юферсами; крепятся брам-стеньги, тянутся брам-ванты через кипы на ноках краспиц салинга; тянется стоячий такелаж бушприта и утлегаря.

При тяге вант и стоячего такелажа необходимо следить, чтобы мачту не перекосило. После проводки такелажа на модели устанавливаются шлюпки и т. д. Для модели нужно сделать футляр из стекла. Модель, сделанная длиной менее 254 мм, относится к классу УШ-А или С4 по классу НАВИГИ. Модель длиной более 254 мм относится к классу УШ-Б или С1.

М. МИХАЙЛОВ, судья Всесоюзной категории



1 — ватер-штаг, 2 — носовое украшение (орел), 3 — мартин-бакштаг, 4 — мартин-гик, 5 — бушприт, 5 — бугель, 7 — бушпритный эзельгофт, 8 — блинда-рей, 9 — кливер-галс, 10 — мартин-штаг, 11 — утлегарь, 12 — утлегарь, 13 — крамбол, 14 — становой якорь, 15 — фор-руслень. 16 — нижние фок-ванты, 17 — фор-штаги, 18 — фок-мачта, 19 — бугель, 20 — фор-марс, 21 — чиксы, 22 — юферсы, 23 — эзельгофт, 24 — фор-стень ванты, 25 — фор-стеньга, 26 — обушок, 27 — леер, 28 — блок одношкивый, 29 — блоки брасов, 30 — подпертки, 31 — перты, 32 — фока-рей, 33 — фор-лось стень-штаг, 34 — фор-стень-штаг, 35 — кливер-леер, 36 — фор-брам-штаг, 37 — бом-кливер-леер, 38 — нирал, 39 — фор-бом-брам-штаг, 40 — салинг, 41 — фор-стень-эзельгофт, 42 — фор-бом-брам-рей, 43 — клотик, 44 — фор-брам-рей, 45 — фор-марса-реи, 46 — фор-бом-брам-фордуны, 47 — фор-брам-фордуны, 48 — фор-стень-фордуны, 49 — пушечные порты, 50 — баркас, 51 — колокольня, 52 — грота-штаги, 53 — нижние фока-ванты, 54 — нижние грота-ванты, 55 — нижние бизань-ванты, 56 — грот-руслень, 57 — грот-мачта, 58 — грот-стень-ванты, 59 — грот-стеньга, 60 — грот-рей, 61 — грот-марса-рей, 62 — грот-стень-эзельгофт, 63 — грот-брам-ваеты, 64 — грот-брам-стеньга, 65 — грот-брам-рей, 66 — грот-стень-штаги, 67 — грот-брам-штаги, 66 — грот-бом-брам-штаги, 69 — фор-брам-ванты, 70 — грот-бом-брам-рей, 71 — грот — бом — брам — фордуны, 72 — грот-брам-фордуны, 73 — грот-стень-фордуиы, 74 — крюйсель-руслень, 75 — шестивесельный ял, 76 — командирский вельбот, 77 — гик, 78 — гика-шкоты, 79 — шкив шкота контр-бизани, 80 — эркс-бакштаги, 81 — крюйсель-марс, 82 — грота-марс, 83 — гика-топенанты, 84 — бегин-рей, 85 — бегин-топенанты, 86 — бегин-брасы, 87 — бизань-штаг, 88 — крюйс-стень-штаг, 89 — крюйс-брам-штаг, 90 — крюйс-бом-брам-штаг, 91 — крюйс-стень-ванты, 92 — крюйс-стеньга, 93 — гордель-блоки, 94 — эркс-шкентели, 95 — гафель-гордель. 96 — дирик-фал, 97 — гафель, 98 — крюйс-марса-рей, 99 — крюйс-марсы-брасы, 100 — крюйс-брам-рей, 101 — крюйс-бом-брам-фордуны, 102 — крюйс-брам-фордуны, 103 — крюйс-стень-фордуны, 104 — крюйс-брам-стеньга, 105 — крюйс-брам-ванты, 106 — крюйс-бом-брам-рей, 107 — крюйс-бом-брам-брасы, 108 — крюйс-брам-брасы ходовые, 109 — крюйс-брам-брасы коренные, 110 — балкон, 111 — раковины, 112 — руль, 113 — якорные клюзы, 114 — ватер-вулинг, 115 — краги, 116 — княвдигед, 117 — блинда-рей, 118 — кофель-планки, 119 — бортовые кнехты, 120 — трапы, 121 — форлюк, 122 — кофель-планка с битсами, 123 — шпиль, 124 — пушка с лафетом, 125 — светлый люк кают-компании, 126 — погон гика-шкотов, 127 — сигнальный рундук, 128 — раковина, 129 — нагели, 130 — юферсы, 131 — бом-утлегарь-бакштаги, 132 — утлегарь-бакштаг, 133 — ватер-бакштаг, 134 — бисы, 135 — блинда-рей-топенанты, 136 — битенг, 137 — николь-тимберс якорный, 138 — становой якорь, 139 — галс-боканец.







Чертежи для печати

Источник: "Моделист-Конструктор" 1973, №3
Scan: Петрович



Новости Партнеров

Дизан группы A4J
Rambler's Top100