ГАНГУТСКИЙ ПОХОД

Боевая история эсминца «Стойкий» тесно связана с именем одного из выдающихся советских адмиралов — вице-адмирала Валентина Петровича Дрозда. Корабль входил в соединение, которым он командовал, и удостоился почетного гвардейского звания за операции, проводившиеся под флагом адмирала.

(Газета «Страж Балтики», 13 сентября 1946 года)

Уже четыре месяца героически сражались глубоко в тылу врага защитники крепости Гангут. Они вызвали на себя огонь крупных сил противника, ослабив тем самым его удар по Ленинграду. Немцам пришлось перейти к позиционной войне. Вот тогда-то, чтобы не распылять силы защитников Ленинграда, Военный Совет приказал перебросить гангутцев на Ленинградский фронт.

Это можно было сделать только морем: оба берега залива были заняты врагом. Нашим кораблям предстояло скрытно пройти мимо мощных вражеских батарей, сквозь сплошные минные поля.

План похода, разработанный вице-адмиралом Валентином Петровичем Дроздом, предусматривал, что эскадра будет идти в темное время, а становиться на якорь и погрузку — днем. Весь переход займет два дня. Воистину суворовское решение: внезапность, скрытность, быстрота.

Этапы похода: Кронштадт — Гогланд, Гогланд — Ханко, Ханко — Гогланд и Гогланд — Ленинград.

Наступила ночь на 1 ноября 1941 года. Отряд кораблей, возглавляемых эсминцем «Стойкий», снялся с якоря и вышел с большого Кронштадтского рейда. Их курс лежал на запад.

Ночь. Ветер. Мокрый снег слепит глаза сигнальщиков. Труднее всего штурману лейтенанту В. Николаеву. Нужно держаться точно в кильватер тральщикам: малейшее отклонение от протраленной полосы фарватера — и столкновение с минами неизбежно. Всю ночь не сходит с мостика адмирал. Наконец после восьми часов напряжения гремит якорь на рейде Гогланда. Первый этап похода завершен.

А вечером того же дня снова в море. На рассвете надо быть у Ханко.

И снова ледяные брызги летят на палубу, снова десятки глаз впиваются в серую рябь залива. Корабли идут по минному полю... Взрыв впереди! И еще взрыв...

Маневрировать стало невозможно.

Тогда, вооружившись футштоками, обмотанными паклей, матросы выстроились вдоль бортов и стали отталкивать, отводить мины, подсеченные тральщиками, от бортов «Стойкого».

Футштоки обледенели, скользили, ломались, но матросы продолжали свою смертельно опасную работу. Спускались за борт старшина Любченко и мичман Серватинский, руками и ногами отталкивая мины от корабля. «Стойкий» упорно шел вперед.

И вновь вице-адмирал Дрозд на мостике. Вновь рвутся мины в параванах и тралах кораблей. Вновь «Стойкий», вздрагивая, качаясь, ложась на бок под ударами снежно-пенистых волн, идет вперед. Моряки проявляют чудеса бесстрашия и стойкости, чтобы благополучно доставить бойцов в город Ленина.

Взломав первый лед в канале и в устье Невы, корабли благополучно прибыли в Ленинград 4 ноября, и свыше 500 гангутцев выгрузились у моста лейтенанта Шмидта.

Трудно поверить, но «Стойкому» еще не раз пришлось пройти этот труднейший путь. Корабли эскадры, ведомые эсминцем, доставили в осажденный город десятки тысяч бойцов.

Гангутские походы вице-адмирала Валентина Петровича Дрозда получили высшую оценку командования. «Сделано большое дело. Прекрасная страница вписана в историю Краснознаменного Балтийского флота!» — сказал Д. А. Жданов, передавая всем участникам походов благодарность Верховного командования.



До последних дней войны «Стойкий» героически сражался в рядах Военно-Морского Флота. Вот что вспоминает об одном боевом эпизоде участник событий тех грозных лет адмирал Ю. А. Пантелеев:

«Они появились с востока. Медленно снижаясь, пронеслись над Невой. За первым десятком из облаков выныривали все новые и новые эскадрильи Ю-88. Такого крупного налета давно уже не было. Вмерзшие в дед корабли не могли маневрировать. Оставалось, отбиваться огнем бортовой артиллерии. А бомбы все сыпались и сыпались».

Около двухсот фашистских самолетов в этот день приняло участие в операции «Айсштос» («Ледяной удар»), целью которой было уничтожение кораблей Краснознаменного Балтийского флота.

...Один из фашистов спикировал на «Стойкий», стоявший у судостроительного завода. Пулеметчик Хомяков очередью из крупнокалиберного пулемета поджег его. Шлейф черного дыма потянулся вслед за падающим самолетом.

Атака была отбита.

В перерыве между налетами раздался сигнал большого сбора. В касках, опаленные пороховым дымом, возбужденные, застыли на юте шеренги моряков.

«Поздравляю экипаж эскадренного миноносца «Стойкий» с присвоением ему звания «гвардейский». Желаю новых боевых успехов...» — громко огласил телеграмму народного комиссара Военно-Морского Флота адмирала Н. Г. Кузнецова командир корабля.

Громкое «ура!» прокатилось над Невой.

А в следующую минуту моряки-гвардейцы уже отражали очередной воздушный налет.

13 февраля 1943 года эсминцу «Стойкий» было присвоено имя трагически погибшего вице-адмирала В. П. Дрозда, так часто ходившего на нем в боевые походы.

С тех пор прошло много лет. И сегодня, продолжая славные традиции гвардейского эсминца «Вице-адмирал Дрозд», воды Мирового океана бороздит мощный гвардейский противолодочный корабль «Вице-адмирал Дрозд».

Эскадренный миноносец «Стойкий». к началу войны считался новейшим кораблем флота. Его создателем был инженер Савва Мартынович Голиков.

Две турбины совокупной мощностью свыше 60 тыс. л. с. позволяли развивать скорость около 39 узлов.

Его вооружение состояло из четырех 130-мм дальнобойных орудий, двух 76-мм и трех 37-мм зенитных пушек и четырех крупнокалиберных зенитных пулеметов, двух трехтрубных торпедных аппаратов. Дополняли вооружение «Стойкого» мины и глубинные бомбы.

Для борьбы с минной опасностью эсминец был оборудован тралами-параванами.

П. ВЕСЕЛОВ

В предвоенные годы Советский Военно-Морской флот быстро пополнялся крупными кораблями отечественной постройки.

Конструкторы создали вполне современные, простые и надежные, хорошо вооруженные корабли, а промышленность освоила крупносерийное строительство.

К числу первенцев Советского Военно-морского Флота, которым суждено было вынести все трудностей войны, относится и эскадренный миноносец «Стойкий». Мы показываем его таким, каким он был в конце 1941 года. Позже было усилено зенитное и противолодочное вооружение. Чертежи эсминца «Стойкий» подготовили по модели, хранящейся в Центральном Военно-морском музее Ленинграда, судомодельный мастер музея Л. К. Карпенок и капитан II ранга В. Е. Науменков.

Основные проекции (бок и план) даются в масштабе 1:200, деталировка — 1:100. Длина корабля 112,5 м, ширина 10,2, осадка 3,9 м.





Чертежи для печати

Источник: "Моделист-Конструктор" 1975, №2
OCR: Георгий Желев



Новости Партнеров

Дизан группы A4J
Rambler's Top100