ХРОНИКА «МАЛОГО ОХОТНИКА»

«...Бессарабский фронт. В ночь на 26 июня группа наших войск при поддержке речной флотилии форсировала Дунай, захватила выгодные пункты, 510 пленных, двух офицеров, 11 орудий и много снаряжения».

Эта сводка Совинформбюро относится не ко времени победного наступления наших войск, а к лету 41-го, когда Советская страна сдерживала превосходящие силы фашистского агрессора на обширном фронте от Баренцева до Черного моря. Однако именно в эти первые, самые трудные дни Великой Отечественной наши воины-пограничники смогли не только остановить врага, но и перешли в наступление, форсировали Дунай и, захватив несколько населенных пунктов на территории врага, десять дней удерживали их...

Маршал Советского Союза Н. И. Крылов в книге «Не померкнет никогда» писал об этом беспримерном подвиге дунайцев: «Насколько я знаю, больше нигде на всем фронте советскому солдату не довелось в то время ступить на землю врага и хоть ненадолго на ней закрепиться...»

ДЕСАНТ НА ЗЕМЛЕ ВРАГА

«Мир от войны отделила хлесткая пулеметная очередь... Пули прошили борт и надстройку нашего охотника, совершавшего боевой дозор на Дунае, не задев, по счастью, ни командира, ни вахтенного. Лейтенант В. Тимошенко умелым маневром вывел катер из-под огня и укрыл его за островом Степовым. Поступивший вскоре приказ внес ясность: это не провокация, это - война...»

Так вспоминал первые дни войны Герой Советского Союза Григорий Куропятников, бывший минер и пулеметчик «малого охотника» СК-125. Удивительная боевая судьба выпала на долю этого легендарного катера, первого из пограничных кораблей на Черном море, ставшего гвардейским. А началась она так, как записано в журнале боевых действий вахтенным начальником: «...22 июня 1941 года. Новая Килия, 7.50. Получил приказание уничтожить вражеский пикет, В 7.53 открыл огонь по пикету. В 7.58 прекратил огонь. Пикет уничтожен...»

Первая успешная операция «охотника» воодушевила моряков. Поэтому они с большим подъемом встретили новую задачу, поставленную перед соединением, - высадить десант на вражеском берегу Дуная.

СК-125 шел головным. Моторы работали на малых оборотах, и течение сносило катера с левого берега на правый под небольшим углом. Противник открыл беспорядочную стрельбу, но тут по сигналу капитан-лейтенанта И. Кубышкина наши корабли «врубили» моторы на полную мощность и, перестроившись с кильватерной колонны в строй фронта, с ревом рванулись к берегу, поливая врага шквальным огнем.

СК-125 без потерь высадил первый эшелон десанта. И вдруг сигнальщик В. Потапов закричал: «Воздух!» Гул в небе нарастал. В лучах слепящего солнца показались два бомбардировщика в сопровождении трех истребителей. Стервятники стали пикировать на катера, которые в ответ открыли огонь из пулеметов и орудий. Один из бомбардировщиков внезапно вспыхнул и, не выходя из пике, взорвался в плавнях...

Река кипела от взрывов и осколков, среди этого хаоса волчком крутился СК-125, умело управляемый командиром и рулевым. Прекрасную боевую работу показали в бою комендоры Скляр, Перевозников и Максимов: когда один из истребителей атаковал катер, пулеметные и пушечные трассы с «охотника» буквально прошили крылья с черными свастиками. Самолет загорелся и над островом Даллер взорвался. Участь сбитых, видимо, устрашила уцелевших фашистских стервятников, и те убрались несолоно хлебавши...

Вслед за захватом 23 и 25 июня пограничниками 79-го измаильского погранотряда населенных пунктов Сатул-Ноу и Пардино внезапным и дерзким ударом был взят основной опорный пункт врага в городе Килия-Веке. И если в бою на мысе Сатул-Ноу пограничники разгромили две роты гитлеровцев и взяли в плен семьдесят фашистов, то в Килии-Веке наша победа была еще внушительней.

Смело и отважно сражались моряки-пограничники оперативного десанта под командованием старшего лейтенанта И. Михайлова. За проведение этой операции он и капитан-лейтенант И. Кубышкин были награждены орденами Красного Знамени.

Успех первого десанта окрылил не только моряков-пограничников, он вселял в советских людей веру в то, что врага можно и должно бить на его же территории.

После дерзкой высадки десанта в Килии-Веке СК-125 под непрерывным огнем вражеских батарей провел в один из дунайских портов баржу с горючим. Благодаря этому наши катера прорвались из гирла Дуная в Черное море. Вслед за ними боевой корабль пришел в Одессу. А вернулся он на Дунай только через три года...

СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ ВАХТЕННЫЙ ЖУРНАЛ

Много подвигов совершили в период Великой Отечественной войны члены экипажа СК-125. И то, что уже в первые дни боев моряки катера смогли одержать ряд побед над врагом, было результатом их стремления к совершенствованию боевого мастерства, закалки в морских походах еще мирного времени, в дни службы по охране государственной границы.

«Малые охотники» типа МО-4, к числу которых принадлежал «125-й», были спроектированы в 1936 году как развитие предыдущей модели - МО-2. Как и предшественники, МО-4 имели круглоскулый корпус с развалом бортов в носовой части и подъемом днища в корме. Материал корпуса - дерево. Силовая установка «охотника» - трехвальная.

Катер с бортовым номером «125» был спущен на воду в 1938 году. До декабря 1941 года входил в состав 1-го Черноморского отряда морпогранохраны, впоследствии переименован в СК-065. Надежно охранял морские и речные границы нашей страны его экипаж. Ни одному вражескому катеру или шлюпке не удавалось подойти незамеченным к нашему берегу.

За высокое боевое мастерство и бдительную службу па охране границы экипаж катера не раз отмечался в приказах командования пограничных войск.

За годы войны СК-065 прошел более 30 тысяч миль. Сражался за Одессу и Севастополь, высаживал десанты на Малую землю и Эльтиген, дрался под Новороссийском и Керчью, участвовал в освобождении Крыма и в боях на Дунае. 250 раз конвоировал транспорты с войсками и грузами, отразил свыше 300 атак с воздуха... На боевом счету комендоров три сбитых и шесть подбитых фашистских самолетов. Обстрелы вражеских берегов, боевые дозоры, уничтожение мин, схватки с катерами противника... И это далеко не полный перечень. Вот, например, как отражено суровое лето 1942 года в лаконичных строках вахтенного журнала.

1 июня 1942 года. В составе конвоя - танкер «Громов» с бензином. В 18.35 вышли из Туапсе в Севастополь.

2 июня 1942 года. 18.00. Атакует Ю-88. Затем еще четыре атаки по два-три самолета с разных сторон. Отбили.

20.30. Семь торпедоносцев. Дали залп. Те сбросили две торпеды, одна из них попала в «Громова». Столб взрыва - 40 метров. Увидели в огне шлюпку, подтянули ее к себе на бросательном конце. Приняли на борт 17 человек с капитаном.

11 июня 1942 года. В 22 часа вышли из Новороссийска с «Грузией» в составе конвоя в Севастополь. 12 июня в 20.20 начались атаки бомбардировщиков. 15 «Юнкерсов-88», 11 атак. Налетали одновременно по два, по три. Когда стемнело, появились торпедоносцы...

ДЕЛА И ЛЮДИ

На диво спаянным и умелым был экипаж «морского охотника» с бортовым номером «065». Каждый из моряков владел двумя-тремя матросскими специальностями и при необходимости мог заменить товарища. С некоторыми из них познакомим вас поближе.

Куропятников. Специальность - минер, пулеметчик. При налете фашистских бомбардировщиков осколком ему оторвало руку, ранило в грудь и голову. Однако пулемет отважного моряка не умолкал. Когда на корме загорелись дымовые шашки и возникла опасность взрыва находившихся там же глубинных бомб, Куропятников одной рукой и зубами развязал крепивший шашки шкерт и сбросил их в воду. За этот подвиг старшина I статьи Григорий Куропятников был удостоен звания Героя Советского Союза.

Антоненко. Специальность - боцман. На катер налетели фашистские самолеты. Боцман, стоявший у пулемета, получил шесть ранений осколками, но продолжал стрелять. Когда у пулемета сорвало крышку барабана, Антоненко устранил повреждение, заменив крышку обрезком жести. Еще раз раненный в правую руку и голову, он продолжал стрелять, придерживая пулемет плечом.

Калашников. Специальность - механик. После взрыва буквально у самого борта пятисоткилограммовой авиабомбы на «охотнике» вышли из строя почти все механизмы, были перебиты трубопровод воздухопуска моторов и бортовая сеть, повреждены трубопровод охлаждения вспомогательного мотора и карбюратор. Корпус катера получил сотни пробоин в подводной части.

Первым делом Калашников обеспечил ход катеру, быстро исправив средний и правый двигатели. Когда при очередной атаке вновь вышел из строя средний мотор и в машинное отделение начала поступать вода, механик и мотористы в полузатопленном отсеке все же смогли заделать пробоины, ввели в действие вспомогательный двигатель и водоотливную систему. Откачав 10 тонн воды, мотористы вернули катеру возможность маневра.

Кузьменко. Специальность - моторист. Его боевой пост находился у среднего двигателя и вспомогательных механизмов. Когда в машинном отделении перебило трубы охлаждения и воздухопуска, оперативно отремонтировал их и ввел мотор в строй.

Скляр. Специальность - комендор. Командир носового орудия. При схватке с фашистскими бомбардировщиками наводчик Перевозников был убит осколками разорвавшейся у борта бомбы. Получил ранения и сам Скляр. Истекая кровью, он все же продолжал вести огонь, заменив при этом наводчика. При взрыве серии авиабомб орудие было сорвано и взрывной волной отброшено к борту. Чтобы оно не свалилось в воду, Скляр вместе с товарищами ползком оттащили орудие на середину палубы; только после этого от большой потери крови герой потерял сознание.

К сожалению, невозможно рассказать подробно о каждом из членов экипажа «охотника». Все они внесли свою славную лепту в боевую биографию «ноль шестьдесят пятого», и военные успехи экипажа по заслугам были отмечены высокой правительственной наградой.

«КОМАНДИРУ ГВАРДЕЙСКОГО СТОРОЖЕВОГО КАТЕРА «СК-065» ГВАРДИИ СТАРШЕМУ ЛЕЙТЕНАНТУ ТОВ. СИВЕНКО. Военный совет Черноморского флота поздравляет вас и весь экипаж катера с высокой правительственной наградой - присвоением вашему катеру высокого гвардейского звания. Экипажу вашего корабля выпала честь первым принять и отразить на Дунае удар врага в ночь с 21 на 22 июня 1941 года. С тех пор личный состав катера честно нес боевую службу по защите Родины. Подвиги пулеметчика Героя Советского Союза Григория Куропятникова, сигнальщика Василия Потапова, комендора Ивана Перевозникова, командира орудия Степана Скляра навсегда войдут в славную историю Черноморского флота. Военный совет Черноморского флота уверен, что «СК-065» с достоинством и честью будет носить гвардейский флаг. Гвардейцы! За Родину - вперед, к победе!»

Телеграмма, подписанная командующим Черноморским флотом вице-адмиралом Л. Владимирским и членом Военного совета Черноморского флота контр-адмиралом Н. Кулаковым, датированная 30 июля 1943 года, воодушевила гвардейцев на новые подвиги - ведь до окончательной победы над врагом оставалось еще долгих два года.

В. КОММУНАРОВ, капитан 1-го ранга

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ СЕРИЙНОГО «МАЛОГО ОХОТНИКА» ТИПА МО-4
Длина наибольшая, м - 26,9
Ширина наибольшая, м - 4,0
Высота борта на миделе, м - 2,7
Водоизмещение полное/нормальное, т - 56,0/53,5
Скорость, узлов - 25-27
Дальность плавания полным ходом / 10-узловым, миль - 340/800
Мощность, л. с - 3X850
Экипаж, чел - 24
Вооружение: две 45-мм полуавтоматические пушки, два 12,7-мм пулемета ДШК, два бомбосбрасывателя, 8 больших и 28 малых глубинных бомб, 6 дымовых шашек (МБДШ), шумопеленгатор «Посейдон».

ОКРАСКА МОДЕЛИ.

Для отделки модели применяются нитрокраски, и только в крайнем случае можно использовать пентафталевые или масляные. Наилучшие результаты получаются при нанесении покрытий пульверизатором.

Красят модель в следующие цвета: надводный борт корпуса, дельные вещи и вооружение - серый; глубинные бомбы, дымовые шашки, кнехты, якорное устройство - приглушенный черный; подводную часть корпуса - черный; главную палубу - коричневый (под железный сурик); бортовой номер, ватерлинию, ноки рей, гафеля и мачты - белый.



Малый охотник МО-4 (СК-065): 1 - гюйс-шток со штаговым огнем, 2 - леерное ограждение, 3 - шпиль, 4 - контроллер шпиля, 5 - рубка, 6 - сирена, 7 - антенный ввод, 8 - мачта с ходовыми огнями, 9 - сигнальный прожектор, 10 - катерный компас, 11 - ветровое стекло, 12 - главный магнитный компас, 13 - пенные огнетушители, 14 - лучевая антенна, 15 - лотковый бомбосбрасыватель, 16 - корзина под дымовые шашки, 17 - флагшток с нижним кильватерным огнем, 18 - патрубок газовыхлопа, 19 - привальный брус, 20 - фальшкиль, 21 - иллюминатор, 22 - гребной вал, 23 - кронштейн гребного вала, 24 - гребной винт, 25 - перо руля, 26 - цепной палубный клюз, 27 - цепной стопор Легофа, 28 - футшток, 29 - сходня, 30 - ящик с сигнальными флагами, 31 - шлюпка ял-2, 32 - минные рельсы, 33 - люк, 34 - якорь Холла, 35 - киповая планка, 36 - кнехт, 37 - вывод камбузной дымовой трубы, 38 - дымовая труба, 39 - 45-мм артиллерийское орудие, 40 - кранец первых выстрелов, 41 - люк, 42 - поручень, 43 - спасательный круг, 44 - бортовые отличительные огни, 45 - противопожарный шланг, 46 - машинный телеграф, 47 - веха, 48 - съемный лист над первым машинным отделением, 49 - пулемет ДШК, 50 - вентиляционный раструб, 51 - световой фонарь, 52 - съемный лист над вторым машинным отделением, 53 - вентиляционный раструб, 54 - малые глубинные бомбы, 55 - стеллаж, 56 - большие глубинные бомбы, 57 - морские дымовые шашки (МБДШ).



Чертежи для печати

Источник: "Моделист-Конструктор" 1986, №7
OCR: mkmagazin.almanacwhf.ru



Новости Партнеров

Дизан группы A4J
Rambler's Top100