РАНГОУТ И СТОЯЧИЙ ТАКЕЛАЖ

В статье рассказывается о рангоуте и проводке стоячего такелажа военного корабля начала XIX столетия. Позднее, с пятидесятых годов XIX века, рангоут и такелаж существенно не изменились. Изменились обводы корпуса судна, они стали более плавными и более обтекаемыми.

Уменьшилась высота надводного борта, увеличилась парусность, и если в начале XIX столетия грот-мачта имела четыре прямых паруса, то в конце и начале нового века парусность достигла своих наибольших размеров. Грот-мачта у такого судна имела семь прямых парусов, а общая площадь всех парусов достигала трех с половиной тысяч квадратных метров.

Если скорость в начале века в 10 узлов считалась наилучшей, то в шестидесятые-семидесятые годы скорость в 15 узлов уже удивить никого не могла, а отдельные суда — такие, как «Джеймс Бейнс», «Молния» и «Летящее облако», — достигали скорости 20 — 21 узла.

Моделисту, желающему построить модель парусного корабля, нужно знать не только, как сделать корпус модели, но и необходимо иметь достаточно сведений по креплению рангоута и проводке такелажа, знать термины, употребляемые в морской лексике.

К рангоуту относятся мачты, стеньги, реи, гафели, бушприт, марсы, салинги, эзельгофты, выстрелы и т. д.

Такелаж — общее название всех снастей на судне; он делится на стоячий и бегучий.

Стоячий такелаж — все тросы и снасти, служащие для укрепления частей рангоута: ванты, штаги, фордуны и бакштаги.

Бегучий такелаж — фалы, брасы, гордени, тали и топенанты — служит для подъема и изменения направления рангоутных деревьев и управления парусами.

Вооружение судна рангоутом и такелажем — это последний этап в работе с моделью. Готовый корпус с врезанными русленями (если они есть на прототипе) устанавливается на подставку или кильблоки. При вооружении парусного судна рангоутом и такелажем необходимо соблюдать следующую последовательность операций.

1. На модели устанавливается бушприт, который соединяется эзельгофтом с утлегарем, подэзельгофтом при помощи бугеля или усов крепится мартин-гик и горизонтально под бушпритом блиндагафель, служащий для разноса стоячего такелажа утлегаря и бомутлегаря.

На более поздних парусных судах типа «барка» блиндагафели не ставились.

На бушприте крепятся бисы со шкивами для проводки фор- и лось-стень-штагов.

Бушприт крепится к княвдигеду тросовым цепным ватер-вулингом или металлической скобой (рис. 1).



2. Ватер-штаги проводятся через обух, ввинченный в княвдигед, или через отверстие в передней кромке его, поднимаются к бушприту, где тянутся тросовым или винтовым талрепом.

Ватер-бакштаги по одному с левого и правого борта закладываются гаками за обухи, ввинченные под крамболами, и тянутся талрепами у бушприта.

3. К колоннам мачт крепятся чиксы. На чиксах фок-мачты крепятся по одному блоку с левого и правого борта, для проводки грот-контра-брасов (рис. 2).

4. На чиксах грот-мачты крепятся по два блока с каждого борта для проводки фока и фор-марса-брасов и по одному тоже с двух сторон для проводки бегин-брасов (рис. 3).



5. К бизань-мачте на 2/3 ее высоты от палубы крепятся два блока, обращенных к носу — для проводки грот-марса-брасов.

6. Устанавливаются колонны мачт.

7. На чиксы накладываются лонго-салинги.

8. Накладываются ванты, которые делаются парными. Каждый конец, назначенный за пару вант, складывается пополам петлей, и у сгиба, наложив бензель, делается огон.

На топы мачт надевается сначала огон первой пары с правого борта, затем первой пары с левого борта, и т. д. Если на прототипе количество вант нечетное, то последняя ванта делается разбивной. Разбивные ванты накладываются последними; сначала правая, затем левая.

Тянутся ванты тросовыми талрепами, основанными между юферсами, ввязанными в нижние концы вант, -и юферсами, укрепленными на русленях при помощи вант-путенсов, которые проходят в отверстия на русленях и крепятся к борту путенс-болтами. Если на прототипе нет русленей, то ванты тянутся винтовыми или тросовыми талрепами, укрепленными на палубе у фальшборта.



Основав талрепы между юферсами (рис. 4), крепят к вантам по верхним юферсам ворст из стальной проволоки, удерживающий юферсы в одной плоскости (рис. 6).



9. На фок и грот-мачту накладываются двойные штаги, на бизань-мачте — штаг одинарный. Надеваются штаги на топы мачт так, чтобы они охватывали огонами лонго-салинги.

Фока-штаг и фока-лось-штаг тянутся тросовыми талрепами на буутрите, фока-штаг иногда тянется на баке. Грота-штаг и грота-лось-штаг крепятся за рым, ввинченный в палубу по сторонам и немного впереди фок-мачты. Так как бизань-штаг одинарный, то у грот-мачты он раздваивается на лапки и крепится за рым по бокам грот-мачты.

10. На лонго-салинги накладываются марсы с нижним рядом юферсов, от которых отходят путенс-ванты, концы которых припаиваются к верхнему бугелю мачты.

11. Стеньги крепятся к мачтам при помощи эзельгофта, имеющего два отверстия: одно квадратное, надевающееся на топ мачты, и круглое, в которое выстреливается стеньга или бом-брам-стеньга при соединении стеньги с брам-стеньгой.

12. Тянутся стень- и брам-штаги:

а) фор-лось-стень-штаг служит леером фор-стеньги-стакселя, крепится на топе фор-стеньги, проводится в шкив с левой стороны бушприта, а фор-стень-штаг — с правой стороны и тянутся на баке. Фор-брам-стень-штаг крепится у середины фор-брам-стеньги, проходит в шкив у нока утлегаря и тянется на баке;

б) грот-лось-стень-штаг крепится на топе грот-стеньги, проводится через блоки на фор-марсе и гинцами тянется на палубе. Грот-стень-штаг крепится на топе грот-стеньги, проводится в блок на топе фок-мачты и гинцами тянется на палубе. Грот-брам-стень-штаг крепится за середину грот-стеньги, проходит через блок на топе фор-стеньги, и тянется на палубе;

в) крюйс-стень-штаг крепится на топе крюйс-стеньги, проходит через блок на грот-марсе и тянется там же.

Крюйс-брам-стень-штаг крепится у середины крюйс-брам-стеньги, проводится в блок на топе грот-мачты и тянется на палубе.

Бом-брам-такелаж проводится аналогично брам-такелажу.

13. Тянутся стень-ванты талрепами, основанными между юферсами, ввязанными в стень-ванты, и юферсами, скрепленными с марсами путенс-вантами.

14. Стень-фордуны крепятся за топы своих стеньг, тянутся на русленях после вант, талрепами, основанными между юферсами.

15. Тянутся брам-ванты через кипы на ноках краспиц салинга, подтягиваются к стеньге и под чиксами через швиц-сарвень-строп тянутся талрепами на марсе.

16. Тянется стоячий такелаж, утлегаря и бом-утлегаря (рис. 5). Мартин-штаг проводится в отверстие мартин-гика, на коренном конце мартин-штага вяжется кноп, который удерживает мартин-штаг в мартин-гике, далее тянется через шкив на ноке утлегаря, тянется обратно через шкив на мартин-гике, проходит в шкив на бушприте и тянется на баке. Если мартин-гиков два, то левый проводится, как и правый.

Второй мартин-штаг, или нижний бакштаг, крепится серединой конца за нок бом-утлегаря, проходит через шкивы на мартин-гике и шкивы на бушприте и тянется на баке.

17. Тянутся утлегарь-бакштаги, два С левого и два с правого борта, серединой конца вяжутся за нок утлегаря, проводятся в коуши на 1/3 от ноков блинда-гафеля и тянутся на баке.

18. Тянутся бом-утлегарь-бакштаги, также по два с каждого борта, вяжутся серединой конца за нок бом-утлегаря, проводятся в коуши на ноке блинда-гафеля и тянутся на баке.

М. МИХАЙЛОВ

КРАТКИЙ СЛОВАРЬ НЕКОТОРЫХ МОРСКИХ ТЕРМИНОВ

БАКШТАГИ — снасти стоячего такелажа, как и фордуны, служащие для удерживания стеньг, брам-стеньг, бушприта, утлегаря, бом-утлегаря и т. д.

БИСЫ — наделки с двух сторон бушприта, через которые проводятся стень-штаги.

БЛИНДА-ГАФЕЛЬ — горизонтальное рангоутное дерево по обеим сторонам нона бушприта, служит для разноса стоячего такелажа утлегаря и бом-утлегаря.

БРАСЫ — снасти бегучего танелажа, служащие для поворачивания реев в горизонтальной плоскости.

БУГЕЛЬ — металлическое кольцо, охватывающее мачту или рей, служащее для укрепления их составных частей.

БУШПРИТ — горизонтальный или наклонный круглый брус, выдающийся впереди форштевня судна. С продолжением утлегарем и бон-утлегарем служит для выноса штагов и крепления косых парусов.

ВАНТЫ — снасти стоячего танелажа, удерживающие мачты и их продолжения с бонов.

ВОРСТ — металлический прут, ввязанный в ванты поверх юферсов и удерживающий их в одной плоскости.

ГАФЕЛЬ — наклонное рангоутное дерево у верхней части мачты, и которому шнуруется верхняя кромка косого паруса.

ГИК — рангоутное дерево, одним концом прикрепленное н нижней части мачты и служащее для растягивания нижней иромни косого паруса.

ГИНЦЫ — небольшие тали, заложенные постоянно в одном месте судна, служат для тяги определенной снасти.

ГОРДЕНИ — снасть бегучего такелажа, пропущенная через неподвижный блок и служащая для подтягивания нижней части прямых парусов.

ДРАЙРЕП — снасть бегучего такелажа, служащая для подъема и спуска марса-рея.

КНОП — плетеный узел на конце растительного троса для удерживания или закрепления его коренного конца.

КОНЕЦ — отрезок, кусок троса или каната.

КОРЕННОЙ КОНЕЦ — конец всякой снасти, закрепленный наглухо; противоположный его конец называется ходовым.



Рис. 5. Стоячий такелаж корвета: 1 — ватер-штаги, 2 — мартин-гик. 3 — мартин-штаг. 4 — нижний бакштаг, 5 — бом-утлегарь, 6 — утлегарь. 7 — бушприт, 8, — фор-бом-брам-стень-штаг, 9 — бом-кливер-леер, 10 — фор-брам-стень-штаг, 11 — кливер-леер, 12 — фор-лось-стень-штаг. 13 — фор-стень-штаг, 14 — фок-лось-штаг, 15 — фока-штаг. 16 — фока-ванты, 17 — фор-стень-ванты. 18 — фор-брам-стень-ванты, 19 — фор-стень-фордуны, 20 — фор-брам-стень-фордуны. 21 — фор-бом-брам-стень-фордуны. 22 — грот-бом-брам-стенъ-штаг. 23 — грот-брам-стеньг-штаг, 24 — грот-стень-штаг, 25 — грот-лось-стень-штаг, 26 — грот-лось-штаг, 27 — грот-штаг, 28 — грот-ранты, 29 — грот-стень-ванты, 30 — грот-брам-стень-ванты. 31 — грот-стень-фордуны, 32 — грот-брам-стень-фордуны, 33 — грот-бом-брам-стень-фор-дуны, 34 — бизань-ванты, 35 — крюйс-стень-ваиты, 36 — крюйс-брам-стень-ванты. 37 — крюйс-бом-брам-стень-штаг, 38 — крюйс-брам-стень-штаг. 39 — крюйс-стень штаг. 40 — бизань-штаг. 41 — крюйс-стень-фордуны. 42 — крюйс-брам-стень-фордуны. 43 — крюйс-бом-брам-стень-фордуны.

Чертежи для печати

Источник: "Моделист-Конструктор" 1969, №9
Scan: Петрович



Новости Партнеров

Дизан группы A4J
Rambler's Top100