ПОДВИГ БРОНЕНОСЦА

Приближается пятидесятая годовщина Великой Октябрьской социалистической революции. Вся страна, все прогрессивное человечество готовятся встретить эту большую дату. Вновь и вновь воскрешаем мы в памяти славные этапы революционного прошлого, воссоздаем в песнях, кинофильмах, художественных произведениях события тех великих лет, стараемся точнее, ярче показать героев революции.

Готовятся к пятидесятилетию Советской, власти и юные конструкторы. В кружках школ и станций юных техников строят они модели легендарных кораблей революции, бронепоездов и броневиков, принимавших участие в боях с белогвардейцами и интервентами.

Особенно любят ребята рассказы о героизме революционных матросов. В бескозырках, в бушлатах, перехваченных пулеметными лентами, они были в гуще самых напряженных событий. На самые ответственные задания посылала моряков Коммунистическая партия. Революционный матрос стал героем многих художественных произведений. Это балтийцы из кинофильма «Мы из Кронштадта», безымянные герои «Оптимистической трагедии», Жухрай из романа «Как закалялась сталь», Давыдов из «Поднятой целины», матрос-партизан Железняк и многие другие. Это буревестники революции — потемкинцы.

1905 год. Бурлит Россия. То тут, то там вспыхивают забастовки рабочих, волнения крестьян. Надвигается революция. Царское правительство пытается остановить ее, изолировать армию и флот от влияния большевиков, но тщетно. Военная техника требует грамотных людей — на флот приходят рабочие. Они становятся ядром революционной организации на кораблях Черноморского флота. Первым ее шагом стала подготовка к восстанию.

Уже разработан план, всюду на кораблях действуют тайные революционные комитеты. Они поддерживают связь с рабочими приморских городов, ведут агитацию среди матросов, ждут сигнала к восстанию. Но чаша терпения переполнилась. Матросы броненосца «Потемкин» не выдержали издевательств офицеров.

Это произошло 14 июня 1905 года.

«...Приготовились к смерти матросы под саваном брезента.

— Братья! В кого стреляешь? — грянул в напряженной тишине голос Вакулинчука.

Дрогнули винтовки прицелившегося караула...

— Бей драконов! — разнеслось над палубой. Полетели в море ненавистные офицеры. Броненосец поднял алое знамя восстания...»

Это из титров фильма, замечательного фильма Сергея Эйзенштейна о легендарном революционном корабле.

Недавно наш корреспондент встретился с одним из участников исторических событий лета 1905 года, старым большевиком Иваном Акимовичем Лычевым.

* * *

Передо мной пожилой человек в черном костюме, голова у него седая, но молоды ясные глаза.

«Сколько ему лет?» — думаю я и не решаюсь спросить, А верить, что за восемьдесят, не хочется. Он бодр, сидит, положив локти на письменный стол, и рассказывает, как это было.

Сколько книг перечитано о подвиге матросов-потемкинцев, навсегда в памяти запечатлелся замечательный фильм, но сейчас все ушло. Ведь передо мной живой потемкинец, участник тех далеких событий!

Иван Акимович говорит неторопливо. Его речь часто прерывается паузами задумчивости, во время которых он словно черпает из памяти все новые и новые подробности легендарного похода «Потемкина».

— ...Он был самым большим кораблем того времени. А люди — самые обычные, простые матросы. Хотя многим в России мы тогда казались великанами. Действительно, заставить трепетать царское правительство, обратить в бегство две эскадры — это было подвигом. Но мы не считали себя героями, вера в победу революции, сознание, что мы не останемся одни, что нас поддержат, давали матросам силы и смелость.

Я помню «немой» бой «Потемкина» с целой эскадрой. Мы не испугались и смело пошли ей навстречу. Я был в командирской рубке минных аппаратов. Отвечал я и за динамо-машины — сердце корабля. Они должны были работать без отказа, иначе не только мин не выпустишь, бери голыми руками, расстреливай подряд. Весь в напряжении, за каждой мелочью следил, чтобы чего не упустить. Даже с товарищами перекинуться словом некогда.

Все ожидали — вот-вот начнется бой. Но команды пустить в ход минные аппараты не последовало. Вышел наверх, хотелось поскорее узнать, что же произошло.

Яркий солнечный день слепил. Море, покрытое мелкой рябью, почти штилевое, тоже будто настороженное. Вдали Одесса. Словно ждет чего-то. И она действительно ждала. Весть о том, что на «Потемкин» идет целая эскадра, в городе получили давно. И одни — офицеры, жандармы, буржуазия, — наверное, молились: сейчас-де накажут мятежников, наверно, готовились к расправе. Другие — революционные рабочие, рыбаки, все неимущее население — надеялись. Кстати, члены Одесского комитета РСДРП надеялись не без оснований. Многие из них знали, что на флоте готовится восстание, и думали, что этот бой и будет сигналом к выступлению.

Боя не произошло, хотя мы были готовы к нему. Я увидел вдали уходящую от нас эскадру. И сердце пронзила боль: неужели все проиграно? Матросы на других кораблях не восстали, не присоединились к нам. Что было потом, вы знаете...

Весть о восстании на «Потемкине» разнеслась по всей России. Страх обуял царское правительство. В состояние боевой готовности были приведены все гарнизоны приморских городов. Узнали о восстании и за границей. Когда В. И. Ленину, бывшему тогда в эмиграции, рассказали о выступлении потемкинцев, он срочно послал в Одессу для связи с восставшими большевика Васильева-Южина. Ильич сам собирался поехать в Румынию, чтобы лично руководить восстанием, разработал план развития восстания.

Но посланец Ильича опоздал. Когда он прибыл в Одессу, броненосец уже снялся с якоря и ушел к берегам Румынии.



Выступление матросов «Потемкина» сыграло большую роль в революционном движении. Оно всколыхнуло всю Россию, показало бессилие царского самодержавия перед лицом революции. Но не только русские матросы получили добрый пример. Восстание на «Потемкине» оказало влияние на моряков Германии, Франции и ряда других стран.

* * *

Иван Акимович задумался, и взгляд его невольно упал на модель «Потемкина», стоявшую на столе. Ее подарили старому моряку школьники Москвы. Легендарный броненосец привлекал любовно выполненной, тонкой, почти филигранной отделкой.

— Здорово потрудились ребята, — говорит Иван Акимович. И переводит взгляд с модели на картину, где тоже был изображен «Потемкин». Дымят его трубы, вдали царская эскадра, а он смело идет на нее с гордо поднятым красным флагом. Такой же флаг и на грот-мачте модели и на гафеле.

Мы смотрим на этот флаг с гордостью, как смотрели на него шесть десятилетий назад герои-потемкинцы — герои первой русской революции.

Какими они были

Броненосец «Князь Потемкин-Таврический» начал жизнь на верфях старинного русского кораблестроительного центра — города Николаева.

26 сентября 1900 года, всего через два года после закладки, корабль спустили на воду. Но лишь в 1904 году, после окончания постройки, он вошел в состав Черноморского военно-морского флота. Имя было присвоено кораблю в честь одного из государственных деятелей России XVIII века. Водоизмещение броненосца составило 12500 т, наибольшая длина — 115,4 м, длина между перпендикулярами — 113 м, ширина — 22,5 м, осадка — 8,3 м. Артиллерия главного калибра включала в себя две двухорудийные башни калибра 305 мм. Вспомогательная артиллерия имела шестнадцать пушек калибром 152 мм, четырнадцать — 75 мм, шесть — 47 мм, две — 37 мм, два десантных орудия и четыре пулемета. Всего на корабле было 48 различных орудий и 5 торпедных аппаратов.

От снарядов противника все жизненно важные части корабля надежно укрывала броня. На бортах ее толщина доходила до 229 мм, на башнях главного калибра и боевых рубок — до 254 мм, на палубе — до 38-76 мм. Две паровые машины общей мощностью 10 600 л. с. вращали два четырехлопастных гребных винта. Пар для машин поступал под большим давлением из 14 котлов.

Броненосец обладал скоростью хода в 16 узлов (немного менее 30 км/час) и при полной загрузке бункеров (около 900 т) мог пройти экономическим ходом (Экономический ход — скорость корабля, при которой он проходит наибольшее расстояние с полным запасом топлива.) без пополнения 2000 морских миль (почти 4000 км). Мореходные качества корабля обеспечивали плавание в любых морских и океанских условиях. Для уменьшения качки в его подводной части были поставлены скуловые кили.

Команда состояла из 731 человека. В их числе было 26 офицеров.

Миноносец № 267 тоже строился в Николаеве и вошел в состав Черноморского военного флота в 1887 году. Сначала он назывался «Измаил», а в апреле 1895 года получил номер. Это был небольшой корабль водоизмещением всего 76 т, длиной — 38,9 м, шириной — 3,5 м, осадкой — 0,9 м. Главным оружием служили два носовых надводных торпедных аппарата. На миноносце имелись две пушки калибром 37 мм. Никакой брони не было. Гребной винт, приводимый в действие паровой машиной, обеспечивал скорость в 17,5 узла. При скорости в 10 узлов корабль мог пройти около 1000 морских миль, не возобновляя запасов топлива. Команда миноносца состояла из 20 матросов и офицера — командира миноносца.

В каталоге моделей кораблей Центрального военно-морского музея в Ленинграде на 117-й странице (№ 489) значится модель эскадренного броненосца «Потемкин-Таврический». Ее изготовила модельная мастерская Петербургского порта в 1902 году (масштаб 1:48). В 1955 году, к 50-летию со дня восстания на легендарном корабле, построили новую копию в масштабе 1:100.

Теоретический чертеж нашей модели (она вполне уместится на столе) и размеры отдельных деталей даны в масштабе 1:300. Согласно Единой всесоюзной классификации моделей кораблей и судов (1964 г.) она относится к XI классификационной группе, класс В. Для самоходной модели I группы теоретический чертеж потребуется увеличить в два-три раза. Тогда в корпусе найдется место для механизмов, аккумуляторов, электробатарей и радиоаппаратуры.

Как изменить масштаб? Прежде всего вычертим на листе бумаги корпус теоретического чертежа броненосца. Если у прототипа его ширина равна 74 мм, то увеличение даст 74X3=222 мм, а осадку соответственно 83 мм.

Следующий этап работы — перенос отметок ватерлиний. Приложив полоску бумаги к вертикальной стороне прямоугольника прототипа, отмечают карандашом точки нулевой, первой, второй и конструктивной (третьей) ватерлиний, проставляя соответствующие цифры. Чтобы перенести эти точки на вертикальную сторону увеличенного прямоугольника, делим отрезок в пропорциональном отношении. От нижнего угла увеличенного прямоугольника проводим прямую линию и, приложив к ней полоску бумаги, переносим отметки. Затем соединим крайние точки и проведем три параллельные линии, которые отметят точки на вертикали. Через них пройдут ватерлинии на увеличенном прямоугольнике.

Теперь остается перенести точки шпангоутов. Приложим вторую полоску бумаги к первой ватерлинии прототипа, отметим точки пересечения шпангоутов с ватерлинией (пронумеровав предварительно каждый шпангоут), затем проведем под любым углом прямую к первой ватерлинии в точке ее пересечения с вертикалью и перенесем со второй полоски бумаги точки шпангоутов. Соединив их, проведем параллельные линии. Встречаясь с первой ватерлинией, они дадут точки пересечения шпангоутов на увеличенном чертеже. Так же поступают со второй и третьей ватерлиниями. Соединив точки шпангоутов на ватерлиниях, получим корпус теоретического чертежа в новом масштабе 1:100. Очертания носа, кормы бока теоретического чертежа увеличиваются аналогично.

При изготовлении чертежей миноносца № 267 была использована книга корабельного инженера К. П. Боклевского «О типах минных судов», изданная в 1891 году. Теоретический чертеж и общий вид этого корабля дан в масштабе 1:100. При постройке настольной модели она должна классифицироваться по группе XI, класс А, так как ее длина 389 мм. Ходовая модель будет классифицироваться по III группе. В этом случае теоретический чертеж увеличивать не надо.

При постройке настольных моделей корпус и детали надо делать из сухого, выдержанного дерева; у ходовых моделей корпус наборный. На вкладке корабли окрашены в те же цвета, что и настоящие. Модели лучше красить нитролаками, нанося их с помощью пульверизатора.

Послесловие. В дальнейшем судьба славного броненосца сложилась так. После передачи его царскому правительству он был сразу переименован в «Пантелеймон». В апреле 1917 года кораблю было возвращено прежнее наименование. Но спустя два месяца броненосец назвали «Борец за свободу». В годы гражданской войны корабль, находившийся на Черном море, был подорван, а впоследствии разрезан и отправлен на переплавку.

С. ЛУЧИНИНОВ, инженер-кораблестроитель







РИС. 1. ДЕТАЛИ МОДЕЛИ БРОНЕНОСЦА: 1 — таран; 2 — носовой торпедный аппарат; 3 — клюз; 4 — государственный герб; 5 — гюйсшток; 6 — леерное ограждение; 7 — якорная цепь; 8 — тузик; 9 — шпиль; 10 — якорь; 11 — кнехт; 12 — кран-балка; 13 — бортовой торпедный аппарат; 14 — палубный люк; 15, 16 — штаги; 17 — башня главного калибра; 18 — выстрел; 19 — 47-мм палубное орудие; 20 — броневая рубка; 21 — ходовой мостик; 22 — штурманская рубка; 23 — компас; 24 — марсовая площадка с 37-мм и 47-мм орудиями; 25 — прожектор: 26 — фок-мачта; 27 — ходовые огни, буксиры; 28 — фор-салинг; 29 — фор-стеньга; 30 — фор-стень-ванты; 31 — красный флаг; 32 — бакштаги; 33 — реи; 34 — сигнальные фалы; 35 — брасы; 36 — дымовая труба; 37 — паровоздушная труба; 38 — вентилятор котельного отделения; 39 — трубштагк; 40 — грот-салинг; 41 — грот-мачта; 42 — топовый огонь; 43 — грот-стеньга; 44 — грот-стень-ванты; 45 — фалы; 46 — гафель-гордели; 47 — гафель; 48 — верхний кильватерный огонь; 49 — марсовая площадка; 50 — пулемет; 51 — кран; 52 — минный катер; 53 — вентилятор машинного отделения; 54 — кормовая рубка; 55-12-весельный катер; 56 — бакштаг; 57 — трап в походном положении; 58 — кран-балка; 59 — вельбот; 60 — гюйсшток; 61 — перо руля; 62 — гакабортный огонь; 63 — киповая планка; 64 — кронштейн гребного вала; 65 — гребной винт; 66 — 75-мм орудия на спонсонах; 67 — шлюпбалка; 68 — гребной вал; 69 — обтекатель дейдвуда; 70 — иллюминатор; 71 — грузовая ватерлиния; 72 — боковой киль; 73 — световой люк; 74 — 152-мм орудие в каземате; 75 — кильблок для парового катера; 76-16-весельный баркас; 77-75-мм орудие в каземате; 78 — 37-мм орудие; 79 — минный катер; 80 — бортовой отличительный огонь (зеленый на правом борту, красный — на левом).



РИС. 2. ДЕТАЛИ МОДЕЛИ МИНОНОСЦА № 267: 1 — откидная крышка торпедного аппарата; 2 — гюйсшток; 3 — леер; 4 — киповая планка; 5 — кран-балка; в — якоря на подставках; 7 — кнехты; 8 — вентилятор; 9 — шпиль; 10 — Сортовая планка-ограждение; 11 боевая рубка; 12 — фок-мечта; 13 — прожектор; 14 — отличительный бортовой огонь; 15 — ходовой мостик; 16 — дымовая труба; 17 — спасательный круг-, 18 — орудие калибром 37 мм; 19 — горловина угольных ям; 20 — нактоуз компаса; 21 — штурвал; 22 — вентилятор машинного отделения; 23 — кожух машинного отделения; 24 — грот-мачта; 25 — входной люк; 26 — торпедный аппарат; 27 — световой люк; 28 — входной люк; 29 — вьюшка для троса; 30 — кнехты; 31 — полуклюз; 32 — румпель; 33 — кормовой флагшток; 34 — руль; 35 — гребной винт; 36 — ограждение гребного винта; 37 — гребной вал.



Чертежи для печати

Источник: "Моделист-Конструктор" 1967, №1
Scan: Петрович



Новости Партнеров

Дизан группы A4J
Rambler's Top100