К ШЕСТОМУ КОНТИНЕНТУ

Обеспечить в новом пятилетии:

...развитие научных работ по океанологии, физике атмосферы, географии для разработки проблем более широкого и рационального использования естественных ресурсов, в том числе ресурсов морей и океанов...

(Из проекта Директив XXIV съезда КПСС по пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1971-1975 годы).

На нашей планете нет континента, где бы не побывал Иван Александрович Ман — один из старейших и опытнейших капитанов советского торгового флота. С детства влюбленный в море и корабли, он пришел служить на флот в 1923 году. Став капитаном в 1934 году, И. А. Ман за свою долгую жизнь командовал пятнадцатью торговыми судами. В его послужном списке пароходы «Кола», «Правда», «Трансбалт», «Войков», учебный парусный корабль «Дунай», теплоходы «Украина», «Победа», «Грузия», дизель-электроходы «Россия» и «Обь». Последний он пятнадцать лет назад привел к берегам Антарктиды.

С 1968 года капитан дальнего плавания И. А. Ман — главный специалист главного управления мореплавания министерства морского флота СССР. Вот что он рассказал о дизель-электроходе «Обь».



Корабли, как и люди, имеют свои особенности и свою судьбу. Большинства из них в течение всей жизни трудятся, оставаясь в тени, другие, являясь чем-то новым, необычным, становятся историческими.

Пожалуй, к последним можно отнести и ледокольный транспорт: дизель-электроход «Обь» — второй в серии судов типа «Лена». Его построили в Голландии под наблюдением советских инженеров в 1953 году.

Водоизмещение судна с полным грузом и запасами — 12500 т, грузоподъемность — 5 тыс. т. Большой бункер и запасы пресной воды обеспечивают ему большую автономность. 4 дизель-генератора дают ток на электромотор, вращающий гребной вал, и развивают мощность в 7 тыс. э. л. с. Тяжелый, массивный винт из нержавеющей стали может противостоять самым тяжелым арктическим льдам. Корпус судна имеет ледовый пояс повышенной прочности, что обозначается Регистром символом УЛА (усиленный ледовый арктический). Помимо этого, судно имеет наклон бортов на 8° от вертикали.

Это обеспечивает при ледовом сжатии подъем корабля и направляет движение льда под корпус судна по принципу, заложенному при строительстве ледоколов у знаменитого нансеневского «Фрама». Наибольшая длина дизель-электрохода «Обь» — 130 м, ширина — 18,8 м, осадка — 8,2 м.

Благодаря довольно полным обводам максимальная скорость хода при работе двух электромоторов не превышает 15 миль в час. Судно хорошо работает во льдах и, несмотря на один винт, обладает хорошей маневренностью. Оно исключительно мореходно и может выдержать сильнейшие штормы.

Именно благодаря этим качествам дизель-электроход «Обь» стал флагманским судном комплексной Антарктической экспедиции, которую он доставил 5 января 1956 года к берегам Антарктиды. Второе судно этого же типа несколько позднее также прибыло к берегу Правды, в район островов Хасуэл, доставив остальных членов экспедиции, снаряжение и оборудование.

С момента прихода «Оби» к берегам шестого континента началась напряженная работа, сначала связанная с поиском места строительства научной базы, а затем с разгрузкой 9 тыс. т различных грузов (с обоих судов) и строительствам Мирного. Об этой трудной, ответственной, порой полной риска эпопее написано немало рассказов и книг.

13 февраля 1956 года над достраивающимся Мирным был поднят алый флаг Страны Советов. Наши ученые на много лет получили хорошо оборудованную базу.

29 февраля 1957 года руководство Экспедиции отправило «Обь» для выполнения второй задачи, предусмотренной программой III Международного геофизического года, для широкого научного исследования в южном океане, у берегов Антарктиды. С тех пор ежегодно в течение уже 16 пет «Обь» доставляет смены советских ученых на материк, привозит туда снабжение, топливо, продовольствие, осуществляет ледовую проводку других судов, участвующих в этих операциях, — теплоходы «Кооперация», «М. Калинин», «Эстония», «Профессор Визе», «Профессор Зубов».

Дизель-электроход «Обь» участвовал в создании научных баз «Молодежная» (с 1970 года ставшей главной), «Лазаревская», «Беллинсгаузена».

«Обь» — одно из самых известных и популярных судов, работающих в Антарктике. Оно не раз приходило на помощь экспедициям других стран, как это было, например, в 1957 году, когда из тяжелых льдов был выведен японский научно-исследовательский ледокол «Сойя», за что экипаж «Оби» получил благодарность от японского парламента и министра транспорта.

Каких только грузов не перевозило к берегам Антарктиды это замечательное судно! И горючее для научных станций, и самолеты, и тракторы, и вездеходы, и тягачи, и вертолеты, и разборные дома.

За время своих плаваний в Антарктику дизель-электроход «Обь» попутно посетил Сенегал и ОАР в Африке, Чили и Аргентину в Южной Америке, Индию и Цейлон в Азии, Австралию и Новую Зеландию, затерянный в безбрежных водах Великого океана остров Пасхи с его каменными великанами — Моаи, где экипаж и ученые встречались с падре Себастьяном, о котором таи много писал всеизвестный норвежский ученый Тур Хейердал. Побывала «Обь» и на другом, также затерянном в океане, островке, — Святой Елены, известном главным образом как место ссылки Наполеона.

История «Оби» — этого замечательного корабля — достойна того, чтобы ее написали. Собственно, это и делается одним из старожилов судна — первым помощником капитана Виктором Алексеевичем Ткачевым, бессменно работающим на нем 15 лет. Он организовал на судне небольшой музей. Чего только в нем нет: минералы Антарктиды и чучела пингвинов, австралийские бумеранги и украшения новозеландских маори, раковины Кокосовых островов и статуя Будды с острова Цейлон, статуэтка японки с девочкой и традиционной сакурой, подаренная экипажем ледокола «Сойя», многочисленные фотографии, поздравления, автографы и пожелания полярных исследователей, ученых, моряков, государственных и общественных деятелей многих стран.

Во время стоянки в австралийском порту Аделаида, столице штата Южная Австралия, «Обь» посетил ветеран антарктических исследований, 75-летний сэр Дуглас Моусон. С большим интересом он знакомился с результатами исследований, проведенных нашей экспедицией в тех местах, где он зимовал в Антарктиде свыше 45 лет назад. Перед тем как покинуть судно, Д. Моусон в книге почетных посетителей сделал запись:

«Аделаида, 7.3.1958.

В знак благодарности и признательности капитану исследовательского судна «Обь» Ивану Ману.

Это огромное удовольствие, что я имею эту возможность выразить свою благодарность Вам и другим русским руководителям экспедиции на «Оби» за Вашу сердечность и выражение добрых пожеланий лично мне и другим австралийцам, которые принимали участие в антарктических исследованиях.

Пусть успех сопутствует всем Вашим экспедициям в Антарктике — действительно выдающимся плаваниям в полярных областях.

Искренне Ваш Дуглас Моусон».

Проживающий на острове Пасхи 70-летний миссионер Себастьян Энглерт, член Чилийской академии наук и автор ряда научных трудов об острове, весьма любезно предоставил (так же как губернатор и начальник аэропорта) свой «виллис» для поездки по острову советским морякам и ученым, добровольно исполняя обязанности шофера и гида. Посетив «Обь», он в книге отзывов сделал надпись на полинезийском языке, в которой говорится:

«Мы очень рады, что русский корабль пришел на остров Пасхи. Вы приняли нас очень любезно. Благодарю. Мм будем помнить Вас всегда.

Отец Себастьян».

В Буэнос-Айресе на судно пришел старый слесарь-железнодорожник Немцов. Сейчас ему уже за 80 лет, он эмигрировал из царской России. Когда он узнал, что я один из участников плавания в Аргентину на парусном учебном судне «Товарищ» в 1926 году, он подарил мне небольшую жестяную пластинку — трафарет серпа и молота, через которую на 500 красных флажках была нанесена наша эмблема. С этими флажками железнодорожники и другие рабочие встречали нас на причале. Немцов трафарет сделал собственноручно, и, по его словам, эта пластинка — самое дорогое для него. Вручая ее мне, он просил передать свой поклон Родине и Воронежской области, откуда он родом. Пластинка передана в Арктический музей.

И. МАН, капитан дальнего плавания

Модель-копия дизель-электрохода «Обь», построенная московским судомоделистом, мастером спорта СССР В. Петровым, относится к классу пассажирских судов с электродвигателем МУ-30 до 30 в. Выступая с ней на первенстве Москвы, В. Петров занял первое место.

Изготовление корпуса модели — сложная и ответственная работа. Вначале вырезают шпангоуты из фанеры толщиной 4-5 мм, затем в их наружных кромках выпиливают пазы для крепления стрингеров. Места вырезов для стрингеров располагают на равном расстоянии друг от друга так, чтобы эти расстояния на мидель-шпангоуте были около 20-25 мм,

-Стрингеры делают из сухой прямослойной сосны сечением от 3x3 до 5x5 мм (в зависимости от масштаба модели). Килевую рамку — из авиационной фанеры толщиной 5-6 мм. Форма килевой рамки берется с теоретического чертежа по диаметральной плоскости с проекции «бок». Если очертание ее не умещается на одном листе фанеры, то можно использовать два листа, соединенных «на ус».

На палубе в носовой и кормовой оконечностях рамки делаются шипы для крепления палубного настила. Высота шипа должна быть равна толщине последнего. Глубина выреза в шпангоуте для килевой рамки составляет 2/3, а в килевой рамке — 1/3 выреза.

Палубный настил делают из трехмиллиметровой фанеры. Длина его и расстояние между шпангоутами по палубе снимаются с проекции «бок», а очертание бортов — с проекции «корпус» теоретического чертежа.

После подгонки все шпангоуты устанавливают на свои места в палубном настиле и сверху в прорези шпангоутов вклеивают килевую рамку. Части набора корпуса склеивают водостойким синтетическим клеем АК-20, БФ-2 или эмалитом. Эти клеи очень быстро сохнут и дают прочные соединения дерева. Для частей модели, не соприкасающихся с водой, можно использовать казеиновый клей. В носовой и кормовой частях корпуса устанавливаются на клею бобышки, изготовленные из мягких пород дерева и обработанные соответственно по профилю носовой и кормовой частей корпуса. Шаблоны для обработки профиля бобышек снимаются и изготовляются с проекции «полуширота» по ватерлинии.

Далее в вырезы на клею укладывают бортовые стрингеры. Сначала устанавливаются подпалубные стрингеры. Укрепив стрингер правого борта, ставят симметричный стрингер левого борта. В такой последовательности устанавливают все бортовые, а затем и днищевые стрингеры. При сборке нужно следить за тем, чтобы не была искажена форма корпуса. Для прочности места склейки временно следует зажимать прищепками или перевязывать тонкой проволокой. Корпус обшивают авиационной фанерой толщиной 0,7 — 1,5 мм. Если нет фанеры, то можно использовать плотную бумагу или картон. Фанеру вырезают по шаблонам из бумаги или картона. Куски обшивки соединяются между собой «на ус». В местах сильных изгибов слои фанеры могут идти в любом направлении. Листы обшивки должны быть симметричными относительно диаметральной плоскости корпуса модели и устанавливаются с двух сторон одновременно. Выкраивать куски нужно так, чтобы они всюду плотно прилегали к шпангоутам и продольным связям. Предварительно промазанные клеем куски обшивки крепятся к набору с помощью маленьких гвоздиков.

Когда обшивка будет установлена по всему корпусу, а клей окончательно высохнет, корпус обрабатывают напильником и наждачной бумагой. Отшлифованный корпус модели покрывается изнутри и снаружи два-три раза нитроклеем.

После просушки клея в корпусе устанавливаются дейдвуды, гельмпорт, редуктор, мотор. Дейдвуды делаются из медных или латунных трубок сечением 6-7 мм. В концах их ставят втулки — подшипники из латуни или бронзы. Валы изготавливают из прутковой рихтованной стальной проволоки («серебрянки») толщиной 2-3 мм. Для редуктора можно использовать мелкомодульные шестерни от различных механизмов. Мощность двигателя должна быть 70 — 80 вт. На моделях обычно используются электродвигатели постоянного тока 12-27 в. Если число оборотов мотора велико, то редуктор делают на уменьшение оборотов до 1000-1500 в минуту. Готовый редуктор устанавливают на деревянном фундаменте, жестко скрепленном с корпусом модели, и соединяют с валом винта и валом электродвигателя. Для питания электромотора можно использовать батарейки КБС, ФБС или малогабаритные аккумуляторы.

После окончательной подгонки и установки всех механизмов в корпусе на клею устанавливают палубу. Готовый корпус шпаклюют, грунтуют и красят. Сначала следует зашпаклевать неровности и щели густой нитрошпаклевкой. На корпус наклеивают ватерлинию из белого целлулоида шириной 2-2,5 мм. Подготовленную к покраске поверхность протирают эфиром или бензином и покрывают 5-6 раз нитрокраской. Подводную часть модели красят в зеленый цвет, надводную — в белый.

Палубу продольно штрихуют шилом, обрабатывают наждачной бумагой, покрывают морилкой, снова шлифуют наждачной бумагой и покрывают бесцветным лаком. При этом палуба должна приобрести светло-оранжевый оттенок.

Закончив постройку корпуса, можно приступить к изготовлению надстроек, мачт, различных устройств и т. д. Надстройки делают из фанеры, оргстекла, целлулоида, белой жести и т. д., а мачты, грузовые стрелы — из сухой прямослойной сосны или ели. Барабан брашпиля, кнехты, вьюшки желательно вытачивать из оргстекла или дюралюминия на токарном станке. Подготовка поверхности надстроек к покраске производится так же, как и корпуса модели. Мачты, радиолокационные антенны, леера, грузовые стрелы, радиопеленгаторы можно красить в серый цвет, а надстройки — в белый. Якоря, якорные цепи, кнехты, киповые планки, козырек трубы красят в черный цвет.

В. СВИРИДКИН, заслуженный тренер СССР



1 — якорь Холла, 2 — грузовая полуколонка, 3 — фал для подъема штагового огня, 4 — грузовые стрелы, 5 — фок-мачта, 6 — прожектор, 7 — штормовая рубка, 8 — буксирный огонь, 9 — нижний толовый огонь, 10 — стрела для подъема тяжелых грузов, 11 — палубный вентилятор, 12 — грузовые колонны (носовые), 13 — сигнальный прожектор, 14 — пелорус гирокомпаса, 15 — рамка радиопеленгатора, 16 — антенна радиолокатора, 17 — труба, 18 — шлюпбалки, 19 — спасательные шлюпки, 20 — грузовая колонна, 21 — надстройка мачты, 22 — верхний топовый огонь, 23 — грот-мачта, 24 — кормовая надстройка, 25 — гакабортный огонь, 26 — флагшток, 27 — якорный кормовой огонь, 28 — перо руля, 29 — гребной винт, 30 — трап, 31 — катер, 32 — буксирный кнехт, 33 — буксирный стопор, 34 — кормовой кип (буксирный), 35 — кормовой кранец, 36 — шлюпочная лебедка, 37 — трюм № 4, 38 — вентилятор, 39 — световой люк, 40 — ввод антенны, 41 — штурвал, 42 — грузовая лебедка колонн, 43 — контрольная трубка забора воды, 44 — грузовая лебедка, 45 — трап, 46 — вентилятор, 47 — вьюшка для швартовых, 48 — трехтумбовый кнехт, 49 — кип с одним роульсом, 50 — якорный клюз, 51 — якорный стопор, 52 — якорный шпиль, 53 — швартовный кнехт, 54 — киповая планка, 55 — 57 — трюмы №1,2 и 3; А — кормовая надстройка, Б — средняя надстройка, В — надстройка фок-мачты.









Чертежи для печати

Источник: "Моделист-Конструктор" 1971, №4
OCR: Георгий Желев



Новости Партнеров

Дизан группы A4J
Rambler's Top100