АТАКУЕТ «НЕВИДИМКА»

А. ЗАИКИН, г. Нижний Тагил

12 марта 1877 года Турция, поддерживаемая Англией, Пруссией и Австрией, вероломно напала на Россию. Развернулись боевые действия и на Черном море. К концу семидесятых годов Россия почти не имела на этом море флота. Здесь были лишь две «поповки» (броненосные корабли круглой формы, названные по имени их строителя Д. А. Попова), несколько тихоходных корветов и шхун да пассажирские пароходы.

Турецкий флот, состоявший из броненосцев, фрегатов, канонерок и других кораблей, уже бомбардировал русское побережье. Казалось, такой флот легко овладеет Крымом, Кавказом. Но это только казалось. Никогда не была беззащитна русская земля. Не было еще флота, но были смелые, находчивые люди.

Как только наступила война, многие представили свои проекты борьбы с турецким флотом. Лучшим из них был признан проект С. О. Макарова. Он предложил начать с турками минную войну. В свое распоряжение Макаров попросил быстроходный пароход. На него он хотел поместить несколько легких маленьких катеров, снабженных минами. Под покровом ночи пароход должен был подойти незамеченным к турецкой эскадре и спустить катера, чтобы они, приблизившись к неприятельским кораблям, подорвали их и отошли к пароходу. Затем катера поднимались на шлюпбалки, и пароход уходил. Операцию нужно было производить быстро и точно, она требовала мужества, умения: ведь мины были самые примитивные, устанавливались на шестах длиной 6—9 м и взрывались при ударе о корпус корабля. Из-за одного неверного движения можно было самому подорваться или, вызвав шум, быть расстрелянным врагом.

Так появились минные катера, предки торпедных катеров. Новой была и идея парохода с катерами на борту — идея плавбаз для кораблей, впоследствии проникшая во все иностранные флоты.

Макарову был предоставлен самый быстроходный пароход «Великий князь Константин». На нем установили катера и вышли в море на борьбу с турками.

Ночь. Тишина. На рейде у русских берегов стоит вражеская эскадра. Непрошеные гости расположились как у себя дома. Они знают, что флота у русских нет. Ярко горят маяки. На кораблях огни, слышен разговор часовых. Вдруг совсем неожиданно раздается оглушительный взрыв. Яркое пламя огненным веером поднимается у борта броненосного корвета «Люфти-Джелиль». Огромный столб воды встает у корабля и оседает на палубу. Корвет тонет. Турки, не понимая, в чем дело, в панике прыгают за борт. Среди врагов смятение. Кто тот невидимый противник, что подошел так незаметно и подорвал корвет? Открыв беспорядочный огонь, эскадра снимается с якоря и бежит в другой порт.

А через некоторое время тот же противник атакует ее в другой бухте.

Долго турки не могли обнаружить «Константина». Но однажды, увидев его, устроили погоню. «Константин» развил максимальную скорость и скрылся. Борьба продолжалась. «Константин» наводил страх на врагов. Турки перестали появляться у русских берегов. Но «Константин» отваживался наносить по ним удары у самого Константинополя. Все газеты мира пестрели заголовками: «Лейтенант Макаров атакует турок!», «Турки отступают!», «Невидимый противник наносит удары!» Подвиги русских моряков и лейтенанта Макарова вызывали у всех чувство восхищения.

За время войны катера утопили корвет «Люфти-Джелиль», монитор «Сейфи», канонерскую лодку «Сунна», сторожевой пароход «Интибах» и др.

Что же представляет собой минный катер? Это было небольшое суденышко с паровой машиной. Она позволяла развивать скорость до 10 узлов. Длина катера равнялась 10—17 м. Вооружение состояло из 1 ударной шестовой мины, которая впоследствии была заменена торпедой. Команда катера состояла всего из 4—6 человек.

Катер не имел палубы и только на носу был прикрыт обводом, на котором находился шест. На корме тоже небольшая часть катера прикрыта палубой. Над палубой проходил штуртрос (стальной стержень).

А теперь — как сделать катер

Машину и котел изготовляют из брусочка сосны, березы или липы. Корпус — деревянный. Дымовую трубу можно сделать, свернув бумагу, смазанную клеем, в несколько слоев.

Корпус, дымовую трубу, колесо штурвала покрывают черной красной. Подводная часть окрашена в красный цвет. Обвод, решетка и днище катера — светло-коричневые. Котел и машина — шаровые. Минный шест изготовляют из велоспицы. Окрашивать его не следует. Надпись на борту и ватерлиния наносятся белой краской. Перо руля делают из блестящей жести и не окрашивают. Винт — латунный, полируется.



1 — дымовая труба; 2 — палуба; 3 — решетка; 4 — перо руля; 5 — ограждение винта; 6 — винт; 7 — киль; 8 — форштевень; 9 — минный шест; 10 — балка; 11 — котел; 12 — паропровод; 13 — паровая машина; 14 — штурвал.

Чертежи для печати

Источник: "Моделист-Конструктор" 1969, №3
Scan: Владимир Петрушенко



Новости Партнеров

Дизан группы A4J
Rambler's Top100