В МОРЕ, ЗА КРЕВЕТКАМИ...

(Предположительно траулер типа МТКМ)

Судно предназначено для промысла креветки. Архитектурный тип такого судна относится к одноостовным. Судно имеет форму наклонного форштевня — обыкновенный нос, а форму кормовой оконечности — транцевая корма.

Форма палубной линии имеет подъем к кормовой оконечности от четвертого шпангоута.

Бак защищает верхнюю палубу в средней части от брызг и увеличивает мореходные качества судна. Скорость судна-прототипа — 10 узлов (18,5 км/ч).

Как конструируются элементы корпуса модели и другие элементы деталей модели, а также их названия, подробно было описано в журнале «Моделист-конструктор» № 10 за 1972 год.

Начинающему моделисту модель необходимо построить из картона и чертежной бумаги.

Основные элементы корпуса и деталей модели малого траулера изображены на чертежах в 150 раз меньше траулера (прототипа). Поэтому главные размерения модели примем:

Наибольшая длина Lнб = 270 мм
Длина L = 245 мм
Ширина В = 67 мм
Высота борта Н = 36 мм
Осадка Т = 26 мм

Как перевести детали модели на картон или на чертежную бумагу и изготовить их, мы также уже описывали.

После копирования чертежа на картон или бумагу необходимо восстановить прямые линии карандашом при помощи линейки, а кривые линии — при помощи школьных лекал или циркуля.

На чертеже № 1 изображена диаметральная плоскость модели. Лепестки изготавливаются для того, чтобы удобно было собирать корпус модели. Деталь изготавливается из картона. По толстым линиям делаются прорезы, в которые входят шпангоуты. Прорезы делаются острым ножом при помощи металлической линейки.

Расстояние между шпангоутами на модели будет 24,5 мм.

На чертеже № 2 изображены формы шпангоутов, которые разработаны для модели. Шпангоуты изготавливаются из картона.

По черным полоскам, изображенным на шпангоутах, необходимо сделать Прорезы для диаметральной плоскости и плоскости конструктивной ватерлинии.

На чертеже № 3 изображена плоскость конструктивной ватерлинии. Деталь изготавливается из картона. Сделаем прорезы по черным полоскам и разрежем на две части по черным линиям плоскость конструктивной ватерлинии.

Выставим шпангоуты на диаметральной плоскости и в прорезы на шпангоутах вставим половины плоскости конструктивной ватерлинии соответственна номерам шпангоутов.

На чертеже № 4 изображены палуба бака и верхняя палуба, которые необходимо изготовить из чертежной бумаги. Сделать прорезы по жирным полоскам для входа лепестков диаметральной плоскости.

На чертеже № 5 изображен раскрой обшивки корпуса, фальшборта и транца корпуса модели, который получен опытным путем; он соответствует набору корпуса модели, изображенному на чертежах. Обшивка модели изготавливается из чертежной бумаги. По черным линиям необходимо сделать прорезы острым ножом.

Детали рубки, грузового люка, люков, траловой лебедки и другие изображены на чертежах № 6, 7.

Для получения хорошего изгиба на заготовках деталей модели необходимо по прямым черным линиям делать вдавливание шилом по линейке, а по кривым линиям вдавливание линии производится при помощи шила и школьных лекал.

Порядок сборки корпуса модели доказан на чертеже № 8.

СКЛЕИВАНИЕ НАБОРА КОРПУСА МОДЕЛИ

Для склеивания применим фотоклей, который можно купить в магазинах.

Смажьте клеем линии ДП на шпангоутах и места прорезов, а на диаметральной плоскости — соответственные линии шпангоутов, после чего вставьте шпангоуты в прорезы на ДП согласно номерам шпангоутов, как показано на чертеже № 8.

После того как выставлены на ДП все шпангоуты, смажьте клеем прорезы и линии, проведенные на шпангоутах для конструктивной ватерлинии. Смазав линии шпангоутов и прорезы на полуплоскостях ватерлинии, вставьте полуплоскости ватерлинии в прорезы на шпангоутах. Дайте просохнуть клею.

На раскрое палуб смазать клеем линии шпангоутов и диаметральной плоскости. Наложить раскрой палуб на набор корпуса модели, вставить а прорезы на палубах лепестки, расположенные на ДП. Придавив грузиками палубу, дать просохнуть клею.

На развертке обшивки корпуса модели смазать клеем линию диаметральной плоскости, а также смазать клеем диаметральную плоскость набора корпуса модели. Шпангоуты смазывать клеем не следует. Килевую часть от 6-го шпангоута вставить в прорез на обшивке корпуса модели и совместить диаметральную плоскость набора с линией диаметральной плоскости на развертке обшивки.

Поставить склеиваемый корпус на ровную поверхность и придавить грузиком. Дать просохнуть клею.

Бортовые поверхности обшивки корпуса модели склеивать с кормы в нос. Смазывать клеем набор корпуса модели следует для части приклеиваемой обшивки. Лепестки диаметральной плоскости, которые служили как направляющие для палуб, после высыхания клея срезать острым ножом.

Все детали подробно изображены на общем виде (чертеж № 6) модели траулера.

В таблице даны ординаты теоретического чертежа. Увеличивая их в два раза, вычертим теоретический чертеж модели траулера в 50 раз меньше траулера-прототипа. Такую модель необходимо построить из жести, которая будет плавающей самоходной моделью.

№ ШП

Кормовых шпангоутов

Носовых шпангоутов

№ ВЛ  

10

9

8

7

6

5

4

3

2

1

0

КВЛ

Ординаты ватерлиний шпангоутов на один борт, мм

 

0

23,5

29,5

32,5

33,5

33,5

32,5

30

24,5

15,5

о

3

 —

5

26

30

32,5

33

31,5

28,5

22,5

12,5

 —

2

 —

1

5

26

3,

31,5

30

26,5

20

10

 —

1

 —

1

1

6

23,5

27

25,5

22

16

6

 —

0

 —

0

0

0

0

0

0

0

0

 —

 —

 

Ординаты батоксов от киля, мм

1-й батокс

27,5

21

14

8

3

1

 —

1,5

3

15,5

47

2-й батокс

33

25

17

11

3

4

 —

6,5

18,5

43,5

 —

 

Ординаты бортовой линии верхней палубы, мм

От ДП

24,5

29,5

32,5

33,0

33,5

33,5

33,0

32,0

27

19,5

5,5

От киля

42

41

40

39

38

37

36

36

36

36

36

 

Ординаты бортовой линии палубы бака, мм

От ДП

 —

 —

 —

 —

 —

 —

33,5

33,5

3,

26

16,5

От киля

 —

 —

 —

 —

 —

 —

57

57

57

57

57

 

Ординаты бортовой линии фальшборта, мм

От ДП

25

29,5

32,5

33,5

33,5

33,5

33,5

 —

 —

 —

 —

От киля

52

51

50

49,0

48,0

47,0

57,0

 —

-

 —

 —

В качестве двигателя используем микроэлектродвигатель.

Как изготовить детали модели из жести и произвести соединение деталей способом пайки, подробно описано в журнале «Моделист-конструктор» (№ 5 за 1970 год). Для модели из жести можно изготовить резиномотор, если нет электродвигателя или питания для него.

С моделью траулера моделист может участвовать в соревновании среди школьников и спортсменов-моделистов.

В. КОСТЫЧЕВ, инженер-кораблестроитель



1 — шток для установки якорного фонаря; 2 — корпус модели; 3 — становой якорь типа Холла; 4 — иллюминаторы бортовые; 5 — ограждение леерное; 6 — швартовная вьюшка; 7 — рында; 8 — радиорулевая рубка; 9 — антенна; 10 — сигнальный прожектор; 11 — пеленгаторная антенна; 12 — спасательный круг; 13 — фока-штаг; 14 — клотик; 15 — клотиковые огни; 16 — судовые огни; 17 — мачта; 18 — стрела для трала; 19 — Т-образная промысловая стрела; 20 — швартовый клюз; 21 — киповая планка; 22 — штормовые полупортики; 23 — флагшток; 24 — балансирный руль; 25 — гребной винт; 26 — люк; 27 — кнехт прямой; 28 — льдогенератор; 29 — люк грузового трюма; 30 — бункер для подачи креветки; 31 — траловая лебедка; 32 — люк сходный; 33 — люк машинного отделения; 34 — бухта троса; 35 — вентиляционное устройство; 36 — спасательный плотик; 37 — тифон; -8 — брашпиль; 39 — зажимной стопор; 40 — козырек; 41 — аварийный люк











Чертежи для печати

Источник: "Моделист-Конструктор" 1973, №1
OCR: mkmagazin.almanacwhf.ru



Новости Партнеров

Дизан группы A4J
Rambler's Top100