ФЛАГМАН ЯХТ-КЛУБА

И. ШНЕЙДЕР

В Ленинграде в западной части Петровского острова расположен старейший в стране и во всем мире яхт-клуб.

Датой его рождения принято считать 4 июля 1710 года. Именно в этот день выдел приказ Петра Первого, обязывающий жителей молодого города, “которые в Питербурге обретаются, во время ветра ездить Невою-рекой на судах парусами”. Спустя несколько лет по распоряжению царя именитым петербуржцам было безвозмездно роздано 141 судно со всеми принадлежностями, с обязательством новых хозяев ремонтировать полученные и строить новые суда для “потешного флота”. По специальному сигналу владельцы парусных и гребных судов должны были собираться в определенном месте и проводить совместные двух-четырехчасовые прогулки по реке. “Невский” флот, позже переименованный в Императорский речной яхт-клуб, стал первой в мире организацией такого рода. А в 1728 году в нем появилась первая “Надежда” — трехмачтовый гукор, построенный на верфи братьев Бажениных близ Холмогор. И с тех пор это имя передавалось как эстафета от судна к судну.

“Надеждой” было названо и учебное судно Ленинградского нахимовского училища — двухмачтовая шхуна со стальным корпусом, построенная в 1938 году. Сегодня она под новых названием “Ленинград” является флагманом Центрального яхт-клуба областного совета профсоюзов. В его распоряжении ныне находится более 300 яхт и швертботов, на которых занимаются яхтсмены спортивных обществ “Труд”, “Зенит”, “Спартак”, “Буревестник” и др. В межнавигацонный период здесь действуют курсы яхтенных рулевых и повышения парусной квалификации, где изучается навигация, лоция, астрономия, проводится морская практика. Множество спортсменов прошли тут путь от рулевого 3-го класса до яхтенного капитана.

Кроме того, в клубе работает Специальная детско-юношеская школа олимпийского резерва (СДЮШОР). Занимаются в ней ребята в возрасте 8—16 лет. К весне слушатели СДЮШОР заканчивают теоретическое обучение в классах и переходят на парусники для прохождения морской практики. И конечно, многие стремятся попасть на “Ленинград”. Много лет мальчишки и девчонки выходят на этой шхуне в Балтийское море, совершая учебные плавания. Не все они становятся потом известными капитанами или знаменитыми яхтсменами. Но все проходят прекрасную школу мужества я мастерства, учатся преодолевать трудности походной жизни, на всю жизнь проникаются романтикой морских дорог.

Выпускники СДЮШОР, прошедшие практику на “Ленинграде”, достойно пополняют ряды советских яхтсменов. Так, Борис Захаров, Виктор Соловьев и Андрей Николаев стали мастерами спорта международного класса. Они входят в сборную СССР по парусному спорту. Совсем недавно их младший товарищ Алексей Королев, выиграв всесоюзные соревнования в одном из олимпийских классов яхт, стал мастером спорта.

Молодому поколению спортсменов есть с кого брать пример, у кого учиться: ведь “Ленинградом” командует многократный победитель всесоюзных соревнований, олимпийский чемпион, заслуженный мастер спорта И. И. Матвеев.

Есть у “Ленинграда” и еще одна приятная и почетная служба. Вместе с трехмачтовой бермудской шхуной “Кодор” он постоянный участник праздника на воде “Алые паруса”, проводимого Ленинградским горкомом ВЛКСМ. Одетые в специально изготовленные алые паруса, эти суда возглавляют гулянье на Неве сотен яхт и шлюпок.

Несколько лет назад обновленная, капитально переоборудованная учебная шхуна “Ленинград” вновь вышла в море и продолжает служить юности и спорту.



ШХУНА “ЛЕНИНГРАД”

Ю. БЕЛЕЦКИЙ

Это стальное, двухпалубное судно с приподнятыми полуютом и полубаком и двумя надстройками.

В носовой надстройке расположены сходной тамбур в нижние помещения, каюта капитана, кают-компания, камбуз, шкиперская и газобаллонная кладовые, умывальник. В кормовой — рулевая и штурманская рубка, гальюны.

В аварийно-спасательные средства шхуны входят 4 надувных спасательных плота типа ПСН-10 в металлических контейнерах, установленных попарно на специальных стойках по обоим бортам перед грот-мачтой, и тузик.

Становые якоря Холла отдаются и выбираются с помощью электрического брашпиля с электродвигателем мощностью 3,5 кВт. Калибр якорной цепи 22 мм.

Палубы судна металлические, без деревянного настила. Для слива воды с верхней палубы в фальшбортах предусмотрены специальные портики.

Весь рангоут стальном. Для крепления передней шкаторины фока и грота на мачтах установлен специальный рельс. Нижняя шкаторина крепится к соответствующим гикам с помощью слаблиня,

Для крепления снастей стоячего и бегучего такелажа к мачтам и бушприту приварены обушки, погоны и утки.

На грот-мачте, кроме того, имеются специальные кронштейны для установки штыревой антенны, антенн РЛС и радиопеленгатора.

Стоячий такелаж из стального троса обтягивается с помощью талрепов различного типа. Выбленки из растительного троса через три чередуются с дубовыми балясинами сечением 35Х20 мм,

Характеристики бегучего такелажа и используемых блоков приведены в таблицах.

ОКРАСКА (цвет): надводная часть корпуса, фальшборт изнутри, переборки полубака и полуюта, надстройки, рангоут, шлюпбалка, тузик, станина датчика гиромагнитного компаса, контейнеры спасательных плотов и стойки для их размещения, цепной такелаж бушприта, талрепы, коуши, такелажные скобы, ворсты — белый; подводная часть корпуса — красный или зеленый; ватерлиния — черный или красный; верхняя палуба, палуба полуюта, крыши надстроек, стенки надстроек и светового люка машинного отделения, переборки полубака и полуюта, фальшборт на высоте 200 мм от палубы — коричневый; планширь, брашпилъ, якоря, якорные цепи, фрикционные стопоры якорных цепей, якорные и швартовные клюзы, крышки горловин и сходного люка, вьюшки, кнехты, вертикальные трапы, погоны на палубе и мачтах, кофель-нагельные планки, нагели, утки, корпус датчика гиромагнитного компаса, леерные стойки, тросовые леера и их талрепы, буквы названия судна, стоячий такелаж — черный; палуба полубака — зеленый; спасательные круги — оранжевый; рамка антенны радиопеленгатора, антенна РЛС — шаровый; трехлопастный ходовой винт, рында — бронзовый; блоки, трапы на полуют — натуральное дерево.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ
Водоизмещение, т — 170
Длина между перпендикулярами, м — 24,14
Длина наибольшая, м — 38,2
Ширина, м — 8,6
Осадка (средняя), м — 2,5
Штатный экипаж, человек — 9
Курсантских мест — 26
Парусное вооружение, м
2 — 337,2
Скорость, узлов: под парусами — 12
под двигателем (300 л. с.) — 8,5

Схема крепления ходовых концов (лопарей) снастей бегучего такелажа: 1-Кливер-нирал. 2 — стаксель-нирал, 3, 16—20, 26—35. 39, 45.4i7.48— запасные нагели, 4 — мидель-кливер-нирал, 5 — бом-кливер-нирал, 6—бом-кливер-шкот (левый борт), 7—бом-кливер-шкот (правый борт), 8 — мидель-кливер-шкот (левый борт). 9—мидель-кливер-шкот (правый борт). 10 — кливер-шкот (левый борт). 11—кливер-шкот (правый борт), 12 — стаксель-шкот (левый борт), 13—стаксель-шкот (правый борт), 14—кливер-фал. 15 — стаксель-фал, 21 — тали фока-фала, 23 — гини фока-фала, 24 — фока-гика-топенант (левый борт), 25—фока-гика-топенант (правый борт), 36—тали грота-фала, 38 — гини грота-фала, 40— грота-гика-топенант (левый борт), 41 — грота-гика-топенант (правый борт), 42 — грота-гика-шкот (левый борт), 43 — грота-гика-шкот (правый борт), 44 — бом-кливер-фал, 46 — мидель-кливер-фал, 49 — грота-гика-шкот.



Учебная шхуна “ЛЕНИНГРАД”: 1 — бом-кливер-нирал, 2 -мидель-кливер-нирал, 3 — кливер-нирал, 4 — стаксель-нирал, 5 — бом-кливер-шкоты, 6 — мидель-кливер-шкоты, 7 — кливер-шкоты, 8 — стаксель-шкоты, 9 — балун-леер, 10 — бом-клнвер-леер, 11 — мидель-кливер-леер, 12 — кливер-леер, 13 — фока-штаг, 14 — дополнительный огонь парусного судна (красный), 15 — дополнительный огонь парусного судна (зеленый), 16—фок-мачта, 17— бом-кливер-фал, 18 — мидель-кливер-фал, 19 — кливер-фал, 20 — фока-гика-топенант, 21 — топовый огонь, 22 —стаксель-фал, 23 — правый отличительный огонь (зеленый), 24—левый отличительный огонь (красный), 25—фока-фал, 26— радиоантенна, 27 — грот-мачта, 28 — грота-фал, 29 — грота-гика-топенант, 30— рамка антенны радиопеленгатора, 31 — штыревая антенна, 32 — антенна РЛС, 33 — снижение антенны, 34 — фока-гик, 35 — фока-гика-шкот, 36 — станина датчика гиромагнитного компаса, 37 — грота-гика-шкоты, 38 — грота-гик, 39 — подбушпритная сетка, 40 — талреп бом-кливер-леера, 41 — талреп мидель-кливер-леера, 42 — талреп кливер-леера. 43, 47, 65, 94 — кофель-нагельные планки, 44, 77, 93 — утки, 45 — кнехты, 46 — рында, 48, 72 — обушки. 49—носовая надстройка, 50 — отдельный нагель на планшире, 51 — спасательный плот ПСН-10 в контейнере, 52 — стойка для крепления спасательных плотов, 53 — вьюшка швартовная, 54, 67 — тросовый леер, 55 — трап на полуют, 56 — магнитный компас, 57 — кормовая надстройка, 58 — обушки для блоков грота-гика-шкота, 59 — кормовой огонь (белый), 60, 95 — погоны, 61 — стойка для грота-гика, 62 — станины датчика гиромагнитного компаса, 63 — тузик, 64 — шлюпбалка, 66 — световой люк машинного отделения со сходным тамбуром, 68— стойка для фока-гика, 69 — вентиляционный дефлектор, 70 — якорь адмиралтейский, 71 — сходной люк, 73 — брашпиль, 74 — фрикционный стопор якорной цепи, 75 - якорь Холла (2- шт.). 76— тент, 78— спасательные круги, 79 — крышка люка, 80 — горловина, 81 — жалюзи, 82 — плафон освещения, 83 — штормовые поручни, 84, 86 — двери надстроек, 87 — 90, 109 - талрепы, 91, 92—ворсты, 98.—100, 102, 103—блоки, 101 — серьга, 104 — датчик гиромагнитного компаса, 105. 108—такелажные скобы, 107 — крышка портика. 109 — нагель, 110 — ползун, 111 — рельс, 112 — топенанты шлюпбалки.



ВНИМАНИЕ! Масштаб деталировки указан по отношению к общему виду модели.

БЛОКИ

по. позции на рисунке 1

Тип блока

Кол-во шт.

Где использован

102

100-мм одношкивный, однообушковый

4

Ниралы

100

100-мм двухшкивный, однообушковый

2

Гини фалов

99

100-мм двухшкивный, двухобушковый

2

Гини фалов

96

130-мм одношкивный, однообушковый

20

Фалы, шкоты

103

130-мм одношиивный, двух-обушковыи

4

Топенанты

98

130-мм двухшкивный, однообушковый

1

Фока-гика-шкот

97

130-мм двухшкивный, двухобушковый

1

Фока-гика-шкот

БЕГУЩИЙ ТАКЕЛАЖ

Снасти

Трос, мм

Стальной, диаметр

растительный, окружность

Фалы и их лопари

10

60

Топенанты и их лопари

12

60

Ниралы, гики фалов

 

48

Шкоты

 

60

Чертежи для печати (3 листа)

Источник: "Моделист-Конструктор" 1984, №9
OCR: mkmagazin.almanacwhf.ru



Новости Партнеров

Дизан группы A4J
Rambler's Top100