РОВЕСНИК ОКТЯБРЯ

СОРОК ЛЕТ НАЗАД

...1928 год. Внимание всего мира приковано к экспедиции Умберто Нобиле. Дерзновенный замысел группы смельчаков — провести арктические исследования на дирижабле — взволновал все человечество.

25 мая радиосвязь с дирижаблем «Италия» неожиданно прекратилась. Президиум Осоавиахима обратился к радиолюбителям Севера с призывом: попытайтесь установить с ним связь!

Лишь 3 июня в 19 часов 30 минут одноламповый приемник радиолюбителя Шмидта в селе Вознесенье-Вохма Северо-Двинской губернии принял тревожные радиосигналы:

«Itall... Nobile... Fran Vosef... SOS... SOS... SOS...»

Вскоре стали известны причины катастрофы. 25 мая дирижабль неожиданно стал терять газ и рухнул с высоты 500 метров на лед. Часть гондолы оторвалась, из нее выпало десять человек. Один погиб. Девять аэронавтов, среди которых был и раненый Нобиле, оказались на дрейфующей льдине к северо-востоку от Шпицбергена, далеко за восьмидесятой параллелью, одни в белом безмолвии. Шестерых унесло на поврежденном дирижабле в неизвестном направлении.

Срочно были снаряжены десятки спасательных экспедиций в шести странах. В Москве создается комитет помощи участникам экспедиции Умберто Нобиле под председательством С. И. Уншлихта. На поиски итальянцев отправляются четыре советских судна: «Персей», «Малыгин», «Седов» и «Красин».

Экипажу последнего и было суждено вписать одну из самых ярких страниц в историю покорения Арктики.

* * *

«Красин» сошел со стапелей судостроительного завода фирмы «Армстронг» в г. Ньюкастле (Англия) в 1917 году. Первоначально он назывался «Святогором». Это было новейшее по тем временам судно. Длина его по ватерлинии составляла 96,93 м; ширина — 21,8 м; осадка — 7,98 м; скорость — 11 — 13 миль.

С первых же дней ледокол стал опорным пунктом архангельской организации большевиков. Команда полностью состояла из военных моряков. Среди них была большевистская группа, руководимая старшиной кочегаров, председателем судового комитета А. Терехиным.

В конце июля 1918 года в связи с угрозой нападения англо-французской эскадры на Архангельск губком партии разработал план перекрытия фарватера Северной Двины. Были затоплены ледоколы «Святогор» и «Микула Селянинович», а также пароход «Уссури».

После захвата Архангельска интервенты подняли затопленный «Святогор» и использовали его на внутрипортовых работах. Герои-святогорцы: командир Дрейер, председатель судкома Терехин, матросы Мальцев, Григорьев, Ларнонов, Даниленко и Бабурин, потопившие судно, — были арестованы и расстреляны.

Осенью 1919 года, убегая с Севера, интервенты увели «Святогор» в Англию. И лишь в 1922 году советскому представителю в Лондоне Л. Б. Красину при участии известного кораблестроителя академика А. Н. Крылова после длительных переговоров с английским адмиралтейством удалось вернуть ледокол Советскому государству. Судно прибыло в Петроград.

1 января 1923 года экипаж ледокола направил радиограмму В. И. Ленину:

«Команда мирового гиганта ледокола «Святогор», работая во льдах по проводке пароходов, шлет Вам сердечное поздравление с шестым Красным годом, дает Вам свое пролетарское слово, что вопреки нашим врагам, которые старались доказать неосуществимость открытия Петроградского порта для плавания зимой, ледокольная кампания будет проведена без затруднений. Поставленная задача Советской властью нам ясна и понятна. Мы, труженики моря, докажем мировым хищникам, что для рабочих и крестьян России препятствий не существует. Да здравствует республика Серпа и Молота!»

В 1924 году, учитывая выдающиеся заслуги Л. Б. Красина перед партией и государством, Советское правительство переименовало «Святогор» в «Красин». Несколько лет ледокол работал на ледовых проводках в Финском заливе, а в 1928 году вышел для спасения экспедиции Нобиле на просторы Арктики.

ЛЕДОВЫЙ ПОДВИГ

...Более тысячи человек из разных стран, от известных ученых до рядовых матросов, приняли участие в спасении участников полета на дирижабле «Италия». Знаменитый полярный исследователь Руал Амундсен вместе со своим другом по арктическому перелету лейтенантом Лейфом Дидрихсеном организовал спасательную экспедицию на самолете «Латам-47», предоставленном французским правительством и пилотируемом летчиком Рене Гильбо.

Спасательную экспедицию на «Красине» возглавил профессор, директор Арктического института Р. Л. Самойлович. На борту корабля находились летчики Б. Г. Чухновский, А. Д. Алексеев и А. Г. Страубе.

Первому удалось снять со льдины раненого Умберто Нобиле шведскому военному летчику Лундборгу. 10 июля в 18 часов 45 минут советский летчик Чухновский обнаружил итальянцев Цаппи и Мариано. Посадка на льдину оказалась невозможной, и Чухновский вернулся к «Красину». Но из-за тумана пришлось совершить вынужденную посадку. Были сломаны шасси и винт. Летчик по радио передал на корабль координаты местонахождения аэронавтов и потребовал, чтобы помощь в первую очередь оказали им. «Не заботьтесь о нас, спасайте сначала других!» — так заканчивался текст радиограммы.

Этот поступок вызвал всеобщее восхищение. «Гуманизм и героизм, проявленные Чухновским, представляются нам еще более величественными, чем мужество и готовность жертвовать собою... Подвиги, подобные этим, связывают народы неразрывными узами», — писала газета «Дейтч дипломатиш-политише корреспонденц».

«Красин» продолжал поиски. Коллектив экспедиции — начальник Р. Самойлович, капитан К. Эгги, штурманы П. Пономарев, А. Брейнкопф, Я. Легздин, Ю. Петров, боцман И. Кудзелько, каждый моряк сделали все, чтобы спасти участников полета на дирижабле «Италия».

12 июля красинцы сняли со льдины Цаппи и Мариано. Ледокол повернул на северо-запад. В 20 часов вахтенные увидели дым от костра. «Красин» подошел к льдине, где 48 дней жили потерпевшие аварию участники экспедиции Умберто Нобиле.

Вот как об этом сообщал Р. Самойлович:

«...Итальянцы давали дымовые сигналы, услышав громкую сирену «Красина». Мы подошли вплотную к ледяному полю. Я и Орас (П. Ю. Орас — комиссар экспедиции. — Прим. авт.) с товарищами спустились по трапу на льдину, где находились итальянцы. Нас сердечно обнимали и бесконечно были рады. Вся их надежда была на «Красина», но они не ожидали столь быстрого прихода. Сейчас Вильери, Трояни, профессор Бегоунек, Чечиони, Биаджи на корабле. Все здоровы... Только что получил телеграмму Нобиле, где в горячих выражениях благодарит, просит искать третью группу».

Во время поисков группы Вильери «Красин» получил повреждения. Его направили в Норвегию для ремонта. Но в пути радист принял сигнал «SOS». Терпел бедствие немецкий лайнер «Монт-Сервантес», столкнувшийся с огромной льдиной. Был пробит борт. Судно остановилось у берега одной из бухт Шпицбергена. Оказав ему помощь, «Красин» взял курс на Норвегию.

Норвежцы, зная о том, что «Красину» предстоит новое плавание в Арктику, быстро закончили ремонт. Ледокол вновь ушел на север. Но поиски Амундсена и группы Александрини, унесенной на поврежденном дирижабле «Италия», не увенчались успехом. В этом рейсе «Красин» достиг 81°47' северной широты и ушел из Арктики последним.

«Спасение части экспедиции, — написано в решении комиссии по расследованию обстоятельств гибели дирижабля Нобиле, — представляет собой великолепный пример человеческой солидарности, которая нашла свое высшее выражение в счастливом плавании «Красина» и в благородном самопожертвовании Амундсена».

Советское правительство, отмечая выдающиеся заслуги экипажа по спасению итальянских воздухоплавателей, наградило ледокол «Красин» орденом Трудового Красного Знамени. «Красин» стал первым орденоносным судном торгового флота. Одновременно орденами была награждена большая группа моряков, летчиков, научных работников экспедиции.

* * *

Зимой 1933 года вся страна вновь заговорила о ледоколе «Красин», совершившем беспримерный, первый в такое время года рейс, доставив продовольствие на промысловые становища побережья Новой Земли. А летом этого же года ледокол «Красин» обеспечил проводку транспортных судов к устью Лены. Впервые грузы были доставлены в Якутию по Северному морскому пути.

Участвуя в операции по спасению челюскинцев, «Красин» совершил переход из Балтики в Тихий океан через Панамский канал. В этом же, 1934 году экипаж «Красина» осуществил плавание к острову Врангеля. В течение пяти предшествовавших лет к острову не могли пробиться другие суда, чтобы сменить полярников.

В 1934 году было решено оставить «Красин» для работы на Дальнем Востоке. ЦК ВЛКСМ принял постановление о создании на «Красине» комсомольского экипажа.

КОМСОМОЛЬСКИЙ ЛЕДОКОЛ

Комсомольский период занимает в истории «Красина» особое место. Весной 1935 года по призыву партии, поставившей задачу превратить Северный морской путь в действующую транспортную магистраль, на «Красин» пришли комсомольцы. Это были обыкновенные ребята. Стаж плавания каждого в среднем не превышал двух лет. Были среди них и совсем не видевшие моря. Только несколько опытных моряков.

Экипаж, состоявший из 120 комсомольцев, работал на «Красине» более шести лет. За это время он совершил десять походов в Восточную Арктику, провел через тяжелые льды множество транспортных судов с грузами для золотодобывающей промышленности Магаданской области и новостроек Якутской АССР; сквозные рейсы по Северному морскому пути. Ежегодно «Красин» совершал трудные плавания к высокоширотным полярным станциям, куда не могли пробиться обычные суда.

На борту ледокола в каждом плавании находились научные экспедиции. Большинство молодых участников этих походов впоследствии стали учеными, почти все моряки-комсомольцы — специалистами. Среди них двенадцать капитанов, двадцать инженеров и механиков морского флота, восемь партийных работников. Моряки комсомольского экипажа получили триста орденов и медалей СССР, троим — капитану М. П. Белоусову, штурману А. Г. Ефремову и капитану К. С. Бадигину — было присвоено звание Героя Советского Союза.

Признанием высоких заслуг красинцев перед Родиной является и тот факт, что их именами названы суда торгового флота. «Капитан Белоусов», «Капитан Мелехов», «Капитан Готский», «Механик Бондик» сегодня несут вахту на морских просторах Советского Союза.

Многие красинцы и сейчас в боевом строю. Мощным ледоколом «Москва» командует воспитанник комсомольского «Красина» Леонид Ляшко. Капитаном нового крупнотоннажного дизель-электрохода «Наварин» является бывший матрос Александр Дедюрин. Стали капитанами и матросы Павел Скворцов, Геронтий Молочинский, Николай Фомичев и другие. Машинисты и кочегары, ставшие механиками, — Виктор Исай, Иван Гапов, Федор Иванюк, Леонид Лузанов, Александр Кардашенко, Алексей Малявка, Павел Чукур — по сей день несут вахту на флоте. Более тридцати лет обучают и воспитывают молодых моряков бывшие красинцы Андрей Птушкин, Виктор Василенко, Виктор Лебедев, Василий Шишляков, Иван Ермилов, Александр Макатринский.

А началось так. Слово бывшему комсоргу ЦК ВЛКСМ на ледоколе «Красин» Виталию Дмитриевичу Мещерину.

«На первом комсомольском собрании мы постановили: всем учиться. Учиться в кружках техминимума по специальности, чтобы через полгода сдать государственный технический экзамен. Учиться в морском плавучем красинском техникуме на судоводителей или механиков, чтобы через 3-4 года стать штурманами дальнего плавания или механиками третьего разряда. Учиться, чтобы поступить на заочные отделения вузов.

Начальником техникума комсомольцы назначили машиниста А. Шатурова, заведующим учебной частью — второго помощника капитана, инженера-гидрографа А. Ефремова. Преподавателями были капитан М. Белоусов, старший помощник капитана М. Готский, старший механик И. Бондик, океанолог П. Ширшов, второй помощник капитана К. Бадигин и другие.

После каждого рейса студенты сдавали экзамены во Владивостокском морском техникуме.

Наш плавучий техникум был особенно хорош тем, что все его студенты не только учились на самом мощном в то время ледоколе, но и морскую практику проходили непосредственно на нем под руководством опытных мореходов. Ежедневно ребятам приходилось самостоятельно решать такие задачи судовождения, ледовой проводки караванов транспортных судов, их буксировки или судоремонта, о которых студенты береговых морских учебных заведений могут только мечтать.

В процессе освоения богатой для того времени техники ледокола молодым морякам приходилось самим разрабатывать рационализаторские предложения.



Будни арктического плавания — это и вахта на капитанском мостине, в штурманской рубке, в машинном отделении. Это и постоянная учеба экипажа.

На этом снимке запечатлена группа комсомольцев ледокола «Красин» на занятиях кружка по изучению истории партии в плавании 1936 года. В центре — первый комсорг «Красина» В. Мещерин.

Однажды во время плавания выбыл из строя очень важный для судовождения гирокомпас Сперри. В те годы этот очень сложный прибор был редкостью на торговых судах. Работать с ним мог только человек, окончивший курсы по подготовке специалистов по электронавигационным инструментам. В составе экипажа такого не было. Тогда второй помощник капитана комсомолец Константин Бадигин, впоследствии капитан ледокольного парохода «Георгий Седов», взялся за эту «музыку», как он выражался.

«Музыка» далась нелегко. В течение нескольких недель он сидел над чертежами, схемами и литературой о компасе Сперри. Все инструкции были на английском языке. Пришлось самому переводить, а потом уже разбираться в них. Свободного времени было мало. Тогда Бадигин перетащил свою койку из каюты в помещение, где стоял прибор. Ночные бдения дали результаты.

— Я освоил гирокомпас, — сказал однажды Константин капитану Белоусову.

Тот не поверил. Но когда «Красин» пришел во Владивосток, Бадигин выдержал проверочное испытание и получил звание штурмана-сперриста.

За несколько лет на комсомольском ледоколе было подготовлено более сорока штурманов и механиков. Впоследствии они стали командирами на судах арктического флота.

Комсомольскому экипажу приходилось работать в очень сложной обстановке. Но красинцы с завидным мужеством и стойкостью преодолевали все невзгоды, с честью выполняя задание Родины.

В условиях тяжелой ледовой обстановки 1937 года ледокол «Красин» вместе с другими судами не смог выбраться из ледового плена и остался на зимовку. На последних остатках угля ледокол пробился в бухту Кожевникова. Здесь находилось месторождение угля. В суровых условиях полярной зимы комсомольцы «Красина» построили примитивную шахту. По восьмимильной ледяной дороге на санях они доставляли уголь на судно. Шесть тысяч тонн, добытых экипажем, хватило не только на восьмимесячную стоянку на зимовке, но и для вывода из ледового плена весной 1938 года зимовавших судов».

СНОВА В СТРОЮ

Летом этого года тысячи ленинградцев наблюдали с берегов Невы необычное зрелище. На рейде появился ледокол «Красин», вдоль корпуса которого было натянуто алое полотнище с надписью: «Даешь Нобиле!»

В толпе зрителей шли недоуменные разговоры.

— Как же «Красин» оказался в нашем порту, — спросил молодой моряк своего товарища, — если он сейчас плавает в Арктике?

— Да и не похож этот корабль на «Красин», — сказал другой, — я видел «Красина» в прошлом году, у него одна, причем низкая труба, а у этого две высокие.

В их разговор вмешался пожилой человек.

— Друзья, в Арктике плавает модернизированный «Красин», а здесь — со старыми надстройками и трубами.

Действительно, жители города Ленина на этот раз увидели не своего легендарного любимца, а его младшего собрата — ледокол «Сибиряков», который был «загримирован» под «Красина». В те дни шли съемки одного из Эпизодов советско-итальянского фильма «Красная палатка». Снимали кадры выхода «Красина» из Ленинграда в знаменитый рейс 1928 года.

Скоро на экраны страны выйдет этот фильм. Это будет героическая кинолента истории ледокола «Красин», прославившего нашу Родину в первый год первой пятилетки. С полным правом она может быть продолжена и в наши дни. Легендарное судно, осуществлявшее в Великую Отечественную войну и в послевоенные годы проводку военных и транспортных судов в Арктике и Белом море, получило новую путевку в жизнь. «Красин» был в конце 50-х годов модернизирован. Ходовая рубка, все надстройки, палубное оборудование, машины были заменены полностью. Из двухтрубного ледокол стал однотрубным. Остался неизменным только корпус с его обводами.

«Красин» снова плавает на ледовых просторах Севера. И снова комсомольский экипаж ледокола каждодневно совершает ледовые подвиги. Славные дела комсомольцев-красинцев 30-х годов продолжает новое поколение комсомольцев 60-х годов.

НОВЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛЕДОКОЛА

Если раньше «Красин» работал на угле, то теперь — на жидком топливе. Корпус судна склепан из прочной судостроительной стали и разделен пятью водонепроницаемыми переборками.

Полное водоизмещение «Красина» — 9084 т; наибольшая 99,80 м; ширина — 21,59 м; высота борта до главной палубы — 3,9 м; осадка — 8,7 м. Главная силовая установка состоит из трех машин общей мощностью 11000 л. с. Машины вращают три четырехлопастных винта диаметром 4,5 м, которые сообщают кораблю скорость 14-15 узлов.

На верхней палубе установлены электрокраны. В носовой части — якорное устройство и брашпиль. На надстройках размещены гребные шлюпки и моторные катера.

Судно оборудовано мощными водоотливными и противопожарными установками. Ходовая рубка оснащена современными навигационными приборами.

ТЕПЕРЬ О ТОМ, КАК ИЗГОТОВИТЬ МОДЕЛЬ «КРАСИНА»

Построенная а масштабе 1:100, она будет иметь длину 970 мм. Корпус следует делать наборным. Рубки — из авиационной фанеры, иллюминаторы — из целлулоида. Шлюпки, шлюпбалки, лебедки, клюзы, киповые планки, кнехты и другие детали можно делать из дерева или из пластмассы. Мачты и грузовые стрелы — из прямослойного дереве. Такелаж и антенны — из капроновых нитей.

Корпус модели от ватерлинии до верхней палубы окрашивают в черный цвет, ватерлинию — в белый, подводную часть следует покрыть красным суриком. Надстройки, мачты, стрелы, лебедки, поручни покрасить белой краской. Трубу окрашивают в шаровый цвет с красной полосой в верхней части.

Материалы о ледоколе «Красин» подготовили П. БОРИСОВ, А. ЗАЙИЧЕНКО, В. МЕЩЕРИН и В. ПРОВКИН.





1 — носовой палубный прожектор; 2 — вентиляционная труба шкиперного отделения с дефлектором; 3 — рында; 4 — вентиляционная труба рефрижераторной камеры; 5 — вентиляционная труба грузового трюма; 6 — грузовые стрелы; 7 — штаговые огни; 8 — прожекторы; 9 — бортовой отличительный огонь; 10 — радиопеленгатор; 11 — компас; 12 — буксирные и топовые огни; 13 — радиолокационная рубка; 14 — антенна радиолокатора; 15 — воронье гнездо; 16 — салинг; 17 — клотиковый огонь; 18 — гребная спасательная шлюпка; 19 — вентиляционные трубы котельного отделения; 20 — спасательные моторные шлюпки; 21 — вентиляционные трубы машинного отделения; 22 — шлюпка (ледянка); 23 — кормовой мостик; 24 — стрелка; 25 — автоматическая буксирная лебедка; 26 — вертолетная площадка; 27 — кормовой огонь; 28 — кранцы; 29 — стопоры якорной цепи; 30 — волнорез; 31 — шпиль; 32 — буксирный битенг; 33 — трап; 34 — лотовая площадка; 35 — шлюпочные лебедки; 36 — рабочая шлюпка; 37 — шлюпка (ледянка).





Чертежи для печати

Источник: "Моделист-Конструктор" 1968, №11
Scan: Владимир Петрушенко



Новости Партнеров

Дизан группы A4J
Rambler's Top100