«КИШИНЕВ» — УНИВЕРСАЛЬНОЕ ГРУЗОВОЕ СУДНО

ОТ РЕДАКЦИИ: Учитывая многочисленные пожелания и просьбы начинающих судомоделистов, редакция «МК» открывает новую рубрику — «Школа юного корабела». Наша цель — познакомить читателей журнала с основными конструктивными элементами судов различного типа.

Мы рекомендуем начать изготовление первых моделей по нашим чертежам сначала из бумаги и картона. После приобретения определенного навыка можно будет по тем же шаблонам сделать самоходную модель из жести или дерева.

В 1973 году редакция «МК» намерена опубликовать технологические чертежи моделей универсального сухогрузного судна «Капитан Кушнаренко», танкера грузоподъемностью 150 тыс. т, научно-исследовательского судна «Космонавт Юрий Гагарин», пассажирского катамарана «Космос», морского пассажирского газотурбохода на подводных крыльях «Тайфун», современного крейсера, рудовоза и морозильного траулера.

Грузовые суда торгового флота делятся на два основных класса — наливные и сухогрузные. Последние, в свою очередь, подразделяются на специальные и универсальные. К специальным грузовым судам относятся рудовозы, углевозы, цементовозы, рефрижераторы, банановозы, контейнеровозы и пр. Универсальные сухогрузные суда перевозят различные генеральные грузы, лес, навалочные грузы, как, например, зерно, песок и пр.

По роду перевозимых грузов советский теплоход «Кишинев» является универсальным сухогрузом. Он предназначен для перевозки грузов между портами Черного, Средиземного и Красного морей с заходом в порты Дуная.

Основные элементы судна следующие: длина наибольшая (Lнб) — 123,5 м, длина (L) — 117,0 м, ширина (В) — 15 м, высота борта (Н) — 6,5 м, осадка в грузу (Т) — 4,5 м.

У теплохода наклонный форштевень, крейсерская корма, бак и ют, в корме размещены жилая надстройка и машинное отделение.

Помещенные здесь чертежи «Кишинева» уменьшены в 600 раз по сравнению с прототипом. Основные элементы моделей этого теплохода будут равны: длина наибольшая (Lнб) — 306 мм, длина (L) — 290 мм, ширина (В) — 38 мм, высота борта (Н) — 16 мм, осадка (Т) — 11 мм.

Итак, зная основные элементы корпуса судна, начнем конструировать его модель.

Корпус модели представляет собой удлиненное тело, ограниченное поверхностями, создающими обтекаемую форму, которая состоит из собранных частей набора, обшивки и палуб.

На чертеже 1 справа изобразим форштевень — часть набора носовой оконечности судна.

От крайней точки форштевня отложим наибольшую длину модели, равную 306 мм, и изобразим форму кормовой оконечности — ахтерштевень. Линия, которой соединим контур очертания штевней (форштевня и ахтерштевня) в нижней части, называется основной линией (ОЛ). С ней совпадает килевая линия.

Расстояние от килевой линии до линии уровня воды составит осадку модели судна, то есть ее углубление в воде (Т). Линию уровня воды в судомоделизме называют конструктивной ватерлинией (КВЛ).

Если измерить конструктивную ватерлинию от линии форштевня до линии ахтерштевня, ее длина составит 290 мм. Это и есть длина модели (L).

Расстояние от килевой линии до палубной называется высотой борта (Н). Отложим в средней части длины модели от линии киля вверх 16 мм, как показано на чертеже 1. Палубная линия морских судов имеет изогнутую форму; она поднимается от середины длины судна к оконечностям. Такой продольный изгиб этой линии называется седловатостью палубы. На модели теплохода «Кишинев» палубная линия имеет подъем от середины к носовой оконечности. Поэтому в носовой оконечности отметим точку, лежащую выше линии палубы на 6 мм. Соединив ее с точкой излома линии палубы в средней части модели, получим ломаную палубную линию (чертеж 2).

Высоту бака и юта примем равной 6 мм. Проведем над палубной линией на расстоянии 6 мм линии палуб надстроек, как это сделано на чертеже 2.

Теперь разделим длину модели (L) на 10 равных частей и отметим точки деления на конструктивной ватерлинии (КВЛ). Через эти точки проведем линии перпендикулярно к КВЛ до пересечения килевой линии и линий палуб. Обозначим линии деления КВЛ цифрами от 0 до 10. Нулевая линия пересекает линию форштевня, а десятая — линию ахтерштевня.

Контур, ограниченный в нижней части килевой линией, справа — линией форштевня, слева — линией ахтерштевня и сверху линиями палуб, называют диаметральной плоскостью модели (ДП).

На чертеже 3 дана разработка диаметральной плоскости (ДП), которая является деталью набора корпуса модели,

Лепестки сверху сделаны для удобства сборки конструкции модели.

На изготовленной из картона детали модели по черным полоскам аккуратно сделайте прорезы. Второй связью набора корпуса будут служить шпангоуты. На нашей модели будет столько шпангоутов, сколько линий делений на конструктивной ватерлинии (КВЛ).

На чертеже 4 изображен шпангоут, проходящий по середине корпуса модели, который имеет вид прямоугольника, скругленного в нижних углах. Это так называемый мидель-шпангоут — самый широкий шпангоут, находящийся в средней части корпуса. На модели «Кишинева» он проходит через 5-ю линию деления КВЛ. Верхняя линия мидель-шпангоута на чертеже 4 — это палубная линия, длина ее равна 38 мм, то есть ширине палубы. Две боковые стороны мидель-шпангоута называются линиями борта, а нижняя его сторона — линией днища. Закругление в месте перехода линии борта в линию днища называется скуловым закруглением, или скулой. Диаметральная плоскость (ДП) рассекает шпангоуты на две равные части. Шпангоуты на корпусе модели расставляются друг от друга на равном расстоянии — 1/10 длины модели (L). Расстояние между шпангоутами называют шпацией. На модели шпация равна 29 мм. Для корпуса модели потребуется 11 шпангоутов. Их формы изображены на чертеже 5. По черным полоскам на шпангоутах, изготовленных из картона, сделайте прорезы.

Если шпангоуты положить один на другой от нулевого до пятого, при этом Совместив линии ДП и линии КВЛ, падучим изображение справа от ДП (чертеж 6). Наложив шпангоуты один на другой от десятого до шестого и совместив линии ДП и линии КВЛ, получим изображение слева от ДП (чертеж 7).

Если совместить чертеж 6 и чертеж 7 по линии ДП, получим теоретический чертеж судна, где справа будут носовые шпангоуты, а слева — кормовые (чертеж 30) в масштабе 1 : 200.

Соответственно номерам на диаметральной плоскости чертежа 3 и на шпангоутах (чертеж 5), вставим шпангоуты прорезами в нижней части шпангоута в прорезы на ДП, как показано на чертеже 8. Третья связь набора корпуса проходит вдоль модели на уровне конструктивной ватерлинии (КВЛ) и ограничена длиной модели (L) и шириной корпуса модели (В). Диаметральная плоскость (ДП) делит эту связь набора на две равные части.

Проведем линию и ограничим ее с двух сторон двумя точками, расстояние между которыми будет равно длине (L) или 290 мм (чертеж 9).

Обозначим прямую ДП. Разделим длину линии на 10 равных частей и обозначим справа налево от 0 до 10 точки деления. Через точки деления проведем прямые, перпендикулярные к ДП. Ширина модели на уровне КВЛ на шпангоутах 3, 4, 5, 6, 7, 8 равна 38 мм. Отложим от точек пересечения указанных шпангоутов с ДП по 19 мм влево и вправо.

От точек пересечения шпангоутов 1, 2, 9 с ДП отложим влево и вправо по половине ширины шпангоутов, измеренной на уровне КВЛ. Соединив точки, получим плоскость, по которую модель будет углубляться в воду. Эта плоскость носит название плоскости конструктивной ватерлинии. Так как эта плоскость разделяет ДП на две части, сделаем аккуратно прорезы по черным полоскам. Разрежем плоскость конструктивной ватерлинии на две части по черным линиям, как показано на чертеже 9. Вставим половинки плоскости конструктивной ватерлинии, изготовленные из картона, прорезами в прорезы на шпангоутах и оконечности диаметральной плоскости, как показано на чертеже 8. Получим набор корпуса модели (чертеж 10), состоящий из трех связей — диаметральной плоскости, шпангоутов и плоскости конструктивной ватерлинии.

Проектирование палубы модели судна показано на чертеже 11. Проведем прямую линию. Ограничим ее с одной стороны точкой, от которой отложим длину палубы бака, проходящую до первого шпангоута, равную 38 мм. Расстояние от палубы бака до верхней палубы модели есть высота надстройки, которую приняли равной 6 мм.

Отложим от палубы бака на ДП 6 мм — высоту надстройки. От точки надстройки влево отложим 116 мм: получим длину верхней палубы до точки подъема палубы от середины модели в носовую оконечность модели. От точки излома влево отложим 81 мм: получим длину палубы до кормовой надстройки (юта).

Высоту надстройки юта — 6 мм отложим на линии ДП. От точки надстройки юта отложим 71 мм — длину палубы юта.

На линиях палуб наметим точки шпангоутов и обозначим их номера. Через эти точки проведем прямые, перпендикулярные ДП. На линиях, перпендикулярных диаметральной плоскости, от 1 до 9, отложим ширину палубы, равную 38 мм, на нулевой, десятой линии отложим ширину линии палубы, измерив ее на шпангоутах. Соединив точки, получим раскрой палубы с надстройками, которые ограничивают корпус в верхней части.

На чертеже 11 показаны раскрой палуб и элементов надстройки. Обратите внимание на лепестки — они необходимы для склеивания корпуса модели.

Все жирные линии на чертеже необходимо предварительно продавить шилом, чтобы они хорошо отгибались. По толстым линиям острым ножом сделайте прорезы для лепестков на ДП, которые служат направляющими при сборке корпуса модели.

На чертеже 12 изображен раскрой обшивки корпуса модели, который получен опытным путем и соответствует набору корпуса модели, изображенного на чертежах. На чертежах 3, 5, 9, 11 и 12 изображены шаблоны деталей корпуса модели. Детали палуб, надстроек, грузовых люков, грузовых кранов, лобовой стенки надстройки, дымовой трубы, светового фонаря машинного отделения даны на чертежах с 14 по 26-й.

Для изготовления деталей модели или их шаблонов надо перевести чертеж при помощи копировальной бумаги на чертежную бумагу или картон толщиной не более 1 мм. После того как чертеж скопирован, необходимо восстановить прямые линии при помощи линейки, а кривые — при помощи школьных лекал и циркуля.

Прорезы, обозначенные на чертежах, необходимо делать острым ножом.

Прямые линии прорежьте по металлической линейке, а кривые — от руки по начерченным линиям. Контуры деталей вырежьте ножницами.

Чтобы получить хороший изгиб бумаги или картона по требуемой линии, нужно на прямых линиях делать вдавливание шилом по линейке, а по кривым — вдавливание шилом по лекалу. Перед тем как начать склеивание, набор корпуса следует собрать и разобрать по чертежу 10, убедившись, что все детали изготовлены правильно.

Порядок сборки модели показан на чертеже 13. Для склеивания модели лучше всего использовать фотоклей. Смажьте им линии ДП на шпангоутах и места прорезов, а на диаметральной плоскости — соответственные линии шпангоутов и прорезы. После этого вставьте шпангоуты в прорезы ДП согласно номерам шпангоутов, как показано на чертеже 8. После того как все шпангоуты вставлены, смажьте клеем линии и прорезы на плоскости ватерлинии и вставьте в прорезы на шпангоутах полуплоскости ватерлинии (чертеж 8). Дайте клею просохнуть.

На раскрое палуб смажьте клеем линии шпангоутов и диаметральной плоскости. Наложите раскрой палуб на набор корпуса модели, вставив в прорезы лепестки, сделанные на ДП.

Развертку обшивки корпуса модели следует смазать клеем по линии диаметральной плоскости, а также диаметральную плоскость набора корпуса модели и шпангоуты в районе днища. Скулы и бортовые части шпангоутов смазывать клеем не следует. Килевую часть набора от 9-го шпангоута, расположенную в корме, вставьте в прорез на обшивке корпуса модели и совместите линию ДП с диаметральной плоскостью набора корпуса модели. Поставьте склеиваемый корпус на ровную поверхность и придавите грузиками. Дайте клею просохнуть.

Бортовые поверхности обшивки корпуса модели рекомендуем склеивать от носа и кормы к мидель-шпангоуту. Лепестки для склеивания, расположенные на палубах, смазывать последовательно, по мере приклеивания частей обшивки корпуса модели. Лепестки, которые служили направляющими для палуб, после высыхания клея нужно срезать острым ножом.

Изготовьте деталь палубы юга, изображенную на чертеже 14. Смажьте клеем палубу юта на корпусе модели и приклейте заготовленную палубу согласно чертежу.

Изготовьте деталь лобовой стенки надстройки, изображенную на чертеже 15. Смажьте клеем лепестки на палубе юта и приклейте к ним лобовую стенку надстройки.

Изготовьте детали надстроек и рубок, изображенные на чертежах 16, 18 и 20.

Палубы изготовьте по чертежам 17, 19, 21.

На чертеже 21 изображена палуба верхнего мостика. Вырежьте ее из чертежной бумаги и, смазав лепестки рубки, приклейте к палубе. Лепестки на лобовой стенке приклейте к палубе верхнего мостика.

На чертеже 22 изображены три детали раскроя дымовой трубы. Продавите шилом линию около лепестка на детали 1. Отогните лепесток под острым углом. Деталь 1 следует обмять на круглом карандаше. Смажьте клеем лепесток и склейте кожух дымовой трубы. На детали 2 продавите линии у лепестков. Отогните лепестки детали 2 под острым углом. Смажьте два лепестка клеем и вставьте в кожух трубы для придания ей правильной формы. Деталь 3 смажьте клеем со стороны, вырезанной под углом, и приложите к кожуху трубы: к линии, обозначенной штрихами. Смажьте клеем кожух трубы в нижней части и лепесток на детали 2 и приклейте дымовую трубу к палубе.

На чертеже 23 изображен раскрой светового люка машинного отделения, на чертеже 24 — раскрой комингса грузового люка. На чертеже 25 — детали люкового закрытия (поскольку на модели четыре люка, эти детали нужно сделать в четырех экземплярах).

На чертеже 26 изображены детали модели грузового электрического крана грузоподъемностью 5 т. Модель имеет три грузовых крана. Детали от первой до седьмой изготавливаются в трех экземплярах.

Мачты сделайте по чертежу общего вида модели.

После того как вы ознакомились с основными элементами конструкции судна и построили модель теплохода «Кишинев» из бумаги и картона, можно начинать изготовление самоходной модели этого судна из жести. Шаблоны для такой модели будут проще, поскольку нет необходимости делать на них лепестки. Однако работа с моделью из жести потребует умелого обращения с паяльником и определенного навыка пайки встык.

Порядок сборки и раскрой деталей винторулевого устройства модели дан на чертеже 27. Схема винторулевого устройства самоходной модели показана на чертеже 28.

На чертеже 29 даны два вида законченной модели и ее спецификация.

Готовую модель следует покрасить в следующие цвета: подводная часть — красный или темно-зеленый, ватерлиния — белая, надводная часть корпуса, палубные механизмы, комингсы, люков и лючины — шаровый, надстройка, рубки и борт над палубами бака и юта снаружи — белый, мачты и грузовые краны — слоновая кость, палубы — светло-коричневый, якоря, кнехты и киповые планки — черный, дымовая труба — белый, марка на дымовой трубе — красный, серп и молот на марке дымовой трубы — золотой.

Вл. КОСТЫЧЕВ, инженер-кораблестроитель



1. Гюйс-шток. 2. Швартовый клюз. 3. Козырек. 4. Становой якорь. 5. Бак. 6. Фок-мачта. 7. Леерное ограждение. 8. Вырез в фальшборте. 9. Фальшборт. 10. Грузовой электрический кран. 11. Лобовая стенка надстройки. 12. Ходовая рубка. 13. Антенна радиопеленгатора. 14. Грот-мачта. 15. Дымовая трубе. 16. Спасательная шлюпка. 17. Рубка шлюпочной палубы. 18. Бизань-мачта. 19. Трап. 20. Бортовой иллюминатор. 21. Киповая планка. 22. Якорно-швартовный шпиль. 23. Кнехт. 24. Рабочая шлюпка. 25. Перо руля. 26. Гребной винт. 27. Дейдвудная труба. 28. Шлюпбалка. 29. Фонарь машинного отделения. 30. Шлюпочная лебедка. 31. Люковое закрытие. 32. Вьюшка для тросов. 33. Якорно-швартовный брашпиль. 34. Люк.







1. Контуры штевней и палубы. 2. Диаметральная плоскость модели. 3. Шаблон диаметральной плоскости. 4. Контур мидель-шпангоута. 5. Шаблоны шпангоутов корпуса модели. 6. Полуконтуры носовых шпангоутов. 7. Полуконтуры кормовых шпангоутов. 8. Сборка набора корпуса модели. 9. Шаблон плоскости конструктивной ватерлинии. 10. Набор корпуса модели. 11. Шаблон палуб модели. 12. Шаблон обшивки корпуса модели. 13. Схема сборки модели. 14. Палуба юта. 15. Лобовая стенка. 16. Развертка надстройки. 17. Шлюпочная палуба. 18. Развертка рубки шлюпочной палубы. 19. Палуба мостина. 20. Развертка ходовой рубки. 21. Палуба верхнего мостика. 22. Детали дымовой трубы. 23. Детали светового люка. 24. Комингс грузового люка. 25. Детали люкового закрытия. 26. Детали грузового крана. 27. Детали винторулевого устройства. 28. Схема винторулевого устройства. 29. Общий вид модели. 30. Теоретический чертеж, М 1 :200.





Чертежи для печати

Источник: "Моделист-Конструктор" 1972, №10
OCR: mkmagazin.almanacwhf.ru



Новости Партнеров

Дизан группы A4J
Rambler's Top100