КАНОНЕРСКАЯ ЛОДКА "ЛЕНИН"

НАКАНУНЕ

Корабль этот был построен на Адмиралтейском заводе в Петербурге и спущен на воду летом 1909 года. Спустя два года "Карс" вместе с однотипным "Ардаганом" отправили на Каспий. После перехода по Мариинской водной системе и Волге 7 июля обе канонерки благополучно прибыли а Баку.

Надо сказать, что экипажи канонерок были укомплектованы большей частью неблагонадежными (как их тогда называли) матросами, списанными за революционную деятельность с кораблей Балтийского и Черноморского флотов и хранившими традиции восставших экипажей "Потемкина", "Очакова", "Памяти Азова"...

В 1914 году матросы "Карса" организовали большевистскую группу, активисты которой проносили на корабль запрещенную литературу и знакомили с нею товарищей. Но, несмотря на строгую конспирацию, агентам охранки удалось все же выйти на след подпольщиков.

Однажды, уже после отбоя, на корабль нагрянули жандармы. Выведя экипаж на пирс, они буквально перевернули на лодке все вверх дном. Никакой "крамолы" обнаружено не было, и все же арестовали тогда сигнальщика Ф. Лазоренко, рулевого В. Коряка и электрика В. Ханова. Но революционный дух матросов сломить не удалось. Наоборот, экипаж стал сплоченнее, дружнее. И лишь осторожнее читали матросы прокламации и другую недозволенную литературу, все смелее налаживали связи с рабочими Бакинских нефтяных промыслов.

Начавшаяся мировая война не смогла пригасить революционные настроения среди моряков Каспийской флотилии. В архивных документах имеются, в частности, свидетельства о том, что и в 1915 году на "Карсе" производились аресты: за революционную пропаганду рулевой В. Краснов и матросы С. Афиногенов, В. Крысин и И. Крысин были брошены за решетку.

Когда в феврале 1917 года рухнуло русское самодержавие, моряки-каспийцы единодушно приняли сторону восставшего народа. Они создали свой выборный Центральный комитет, по аналогии с Центробалтом, получивший название Центрокаспий. В середине марта судовой комитет канлодки "Карс" сместил командира корабля капитана 2-го ранга Дерюхина как "приверженца старого строя". Затем по требованию собрания матросов флотилии и рабочих Бакинского военного порта отстранили от командования командира порта адмирала Клюпфеля, допускавшего неслыханные злоупотребления и открыто расхищавшего казенное имущество.

ЗА ВЛАСТЬ СОВЕТОВ!

...31 октября 1917 года в Баку была провозглашена Советская власть. Вместе с матросами флотилии команда "Карса" горячо поддержала временный исполком Бакинского Совета во главе с руководителем бакинских большевиков С. Г. Шаумяном. Матросы Каспийской флотилии избрали своим делегатом на II Всероссийский съезд Советов рулевого канлодки "Карс" В. Пенкайтиса, принимавшего в дальнейшем активное участие в борьбе за утверждение власти Советов в Азербайджане.

Обстановка в Закавказье осенью 1917 года была очень сложной. В ноябре в Тифлисе возникло контрреволюционное правительство. А уже зимой 1918 года началась интервенция германо-турецких войск.

В марте 1918 года вспыхнул мятеж мусаватистов, пытавшихся свергнуть Советскую власть в Баку. Вместе с частями Красной Армии на борьбу с мятежниками вышли боевые отряды военных моряков. Одним из них командовал большевик А. Р. Кузьминский, служивший на "Карсе" еще с 1910 года. После Великой Октябрьской социалистической революции он стал комиссаром канонерки. А вскоре его избрали председателем Центрокаспия, а затем — комиссаром Каспийской флотилии.

Мусаватисты захватили бакинскую крепость и отрезали от города мыс Баилов, где находился военный порт флотилии. Комитет революционной обороны Баку направил к мятежникам парламентеров. Но мусаватисты расстреляли посланников. И тогда комитет приказал морякам открыть артиллерийский огонь.

Комиссар канлодки "Карс" Кузьминский, комендор по специальности, стал к носовому 120-мм орудию. Первые залпы накрыли скопления мятежников в нагорной части Баку. А когда снаряды стали рваться во дворце Исмаилии — здании главного вражеского штаба,—судьба контрреволюционного выступления была предрешена. Через несколько часов мусаватисты капитулировали.

За короткое время власть Бакинского Совнаркома распространилась на большую часть Азербайджана. Однако буржуазные националисты не сложили оружия. В июне вместе с вооруженными бандами местных ханов и беков на Баку двинулись германо-турецкие войска. В июле после продолжительных ожесточенных боев город пал. Оккупантам попали в руки и военные корабли, в том числе канонерская лодка "Карс".

В ноябре 1918 года германо-турецких оккупантов сменили английские интервенты. В августе 1919 года и они оставили Баку, передав захваченные корабли белогвардейцам. Но последние ненадолго задержались в городе: в конце апреля 1920 года власть перешла в руки восставшего пролетариата во главе с большевиками. А канонерские лодки "Карс" и "Ардаган" после ремонта вошли в состав Красного флота Советского Азербайджана.

ЭНЗЕЛИЙСКАЯ ОПЕРАЦИЯ

Лишившись своих баз, белогвардейский флот нашел пристанище в персидском порту Энзели. И он являл собой постоянную серьезную опасность для Советского Азербайджана и Советской России.

Советское командование приняло решение очистить Каспий от белогвардейцев. 14 мая 1920 года по Морским силам Каспийского моря был издан приказ, в котором говорилось: "...С целью не допустить возможности противнику в будущем снова воссоздать боевую силу на море и в корне обеспечить за нами господство на Каспийском море необходимо захватить в свои руки все находящиеся в Энзели плавучие средства".

Для участия в операции были выделены эсминцы "Карл Либкнехт" (под флагом комфлота Ф. Ф. Раскольникова), "Деятельный" и "Расторопный", тральщик "Володарский", канлодки "Карс" и "Ардаган", вспомогательные крейсеры "Роза Люксембург", "Советский Азербайджан" и "Австралия", несколько сторожевых катеров и транспорты с десантом моряков под командованием И. Кожанова.

Чтобы обеспечить внезапность атаки, командование позаботилось о строгом сохранении тайны операции. В ночь на 16 мая корабли были выведены за остров Нарген, где они и стали на якорь. И только тогда комиссары рассказали матросам о военной и политической обстановке в стране, разъяснили цель похода.

К заливу Мурдаб, отделенному от Каспия длинной песчаной косой, подошли на рассвете 18 мая. В середине косы находился узкий проход в залив: на западной его стороне — город Энзели, на восточной — Казьян. По данным разведки, флот белых укрывался в заливе Мурдаб под охраной двухтысячного отряда британских колониальных войск, штаб которых располагался в Казьяне. Вход же в пролив прикрывала тяжелая плавучая батарея и 152-мм орудия, установленные на окраине Энзели.

Тщательно разработанная операция началась в 5.15 по местному времени. Одновременно с первым выстрелом, произведенным в 5.19 флагманским эсминцем, советское командование по радио предъявило английскому генералу Чемпейну ультиматум о немедленной сдаче города, где укрывались белогвардейцы с награбленным в России имуществом, В стает ударили плавучие и береговые батареи врага...

В 5.35 вспомогательный крейсер "Роза Люксембург" открыл артиллерийский огонь по расположению английских войск в Казьяне, и тут же снаряды накрыли здание штаба гарнизона — руководство боем у противника было разом нарушено. Спустя 35 минут крейсер "Австралия" и канлодки "Карс" и "Ардаган" обстреляли вражеские позиции восточнее Энзели, и началась высадка войск с советских транспортов. Английский дозор пытался остановить натиск десантников плотным пулеметным огнем. Военморы залегли, и был момент, когда казалось, что атака захлебнулась. Но тут артиллеристы канлодок "Карс" и "Ардаган" метким огнем своих орудий буквально смели вражеские пулеметы... Однако из Казьяна на помощь дозору вышла цепь солдат и быстро двинулась на сближение с нашим десантом. Это были колониальные войска — гуркасы из Непала. Комендоры флагмана "Карла Либкнехта" открыли огонь из обоих орудий. Залп, другой — и снаряды стали рваться в гуще наступающих. А когда к эсминцу присоединился "Карс", открыв частую стрельбу, разрывы стеной встали на пути наемников, и те залегли.

...Перелом в ходе сражения наступил, когда англичане получили сведения о подходе к Энзели советского кавалерийского дивизиона, который загодя вышел из Ленкорани и двигался вдоль побережья на юг.

Поняв, что сопротивление бесполезно, англичане прислали на эсминец "Карл Либкнехт" парламентера с просьбой прекратить боевые действия до получения инструкций от верховного комиссара Месопотамии. Им был дан срок два часа, после истечения этого времени генерал Чемпейн принял советский ультиматум. В 18.00 английские части' начали отходить в Решт, а в гавань Энзели вошли советские корабли.

Бросив все награбленное в России имущество, белые бежали через залив Мордаб, в глубь Персии. Трофеи оказались немалые: свыше 20 кораблей и судов, среди них вспомогательные крейсеры "Президент Крюгер", "Америка", "Европа", "Африка", "Азия", "Дмитрий Донской", "Слава", "Милютин", "Опыт" и "Меркурий", плавучая база торпедных катеров "Орленок" с четырьмя английскими торпедными катерами, авиатранспорт "Ольга" с четырьмя гидроаэропланами, более 50 орудий, 20 тысяч снарядов, 20 радиостанций, 160 тысяч пудов хлопка, 25 тысяч пудов рельсов, 500 тысяч пудов меди и многое другое.

Но главным результатом Энзелийской операции стало установившееся наконец свободное и безопасное мореплавание на Каспии.

И в этом немалая заслуга корабля, которому уже на другой день после занятия Энзели, 19 мая 1920 года, приказом Реввоенсовета Азербайджанской республики было присвоено имя Владимира Ильича Ленина. 22 мая население Баку восторженно встречало шедший в сопровождении "Ленина" и "Ардагана" конвой из 17 судов, отбитых у неприятеля.

Командование флотилии телеграфировало Владимиру Ильичу о большом успехе в борьбе с интервентами и белогвардейцами: "Захватом в плен белогвардейского флота, в течение двух лет имевшего господство на Каспийском море, боевые задачи, стоявшие перед Советской властью на Каспии, всецело закончены... Красный флот, завоевавший для Советской республики Каспийское море, приветствует с его южных берегов любимого вождя пролетариата товарища Ленина".

В. И. Ленин высоко оценил победу моряков-каспийцев. В ответной телеграмме он писал, что Каспийская флотилия блистательно справилась с возложенной на нее задачей.

Но эта операция не стала для канонерки последней в гражданской войне. В конце мая 1920 года ей довелось участвовать в подавлении контрреволюционных сил — остатков банд мусаватистско-дашнакского правительства, пытавшегося поднять мятеж в районе Мардакяны и Бузовны. И лишь в начале октября боевые действия были закончены. Корабль возвратился в Баку.

В БИТВАХ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ

Лето 1941 года экипаж канлодки встретил в состоянии высокой боевой готовности. В конце августа 1941 года "Ленин" вместе с другими кораблями флотилии участвовал в обеспечении высадки советского десанта на побережье Ирана в соответствии с советско-иранским договором от 28 февраля 1921 года. Этим была ликвидирована угроза вторжения фашистских войск в Закавказье с юга.

После очередного боевого похода командир построил экипаж, чтобы проинформировать моряков о положении на фронтах, о предстоящем задании.

"Нужны добровольцы на сухопутный фронт, — сказал он в завершение. — Сейчас там труднее..." И скомандовал: "Добровольцы, шаг вперед!" Шаг вперед сделал весь экипаж.

В самых ожесточенных боях за Кавказ участвовали краснофлотцы с "Ленина", сражаясь с врагом в рядах морской пехоты. Ни минометно-артиллерийский огонь, ни психические атаки фашистских егерей не смогли сломить боевого духа пехотинцев в черных бушлатах, стоявших насмерть в Суарском ущелье, когда враг рвался к Военно-Грузинской дороге. И среди тех, кто поставил здесь гитлеровцам прочный заслон, были моряки с канонерской лодки "Ленин".

А сама канонерка в это время выполняла другую ответственную задачу — конвоировала караваны с топливом, войсками, боеприпасами, военной техникой. Сложность этой работы заключалась в том, что фашистская авиация всеми силами стремилась сорвать доставку грузов для фронта.

...В один из дней войны канонерке довелось возглавить отряд кораблей охранения, сопровождавший караван танкеров. Низкая облачность и порывистый ветер способствовали успеху операции, и, если не учитывать разыгравшегося шторма, ночь прошла сравнительно спокойно. Но, едва рассвело, над караваном появился самолет-разведчик. Вскоре командир конвоя оповестил суда о приближении вражеских бомбардировщиков. Несколько томительных минут, и воздух над морем буквально взорвался. Плотный заградительный огонь кораблей прикрытия сбил фашистских стервятников с боевого курса, и они стали отворачивать, беспорядочно сбрасывая бомбы. За одним из "юнкерсов" потянулся шлейф черного дыма. Драгоценное горючее нашими судами было доставлено по назначению.

И это был не единственный фашистский самолет, сбитый артиллеристами канонерской лодки "Ленин". Вскоре комендоры канонерки уничтожили еще один — это был бомбардировщик, пытавшийся поставить минное заграждение. Пират сначала густо задымил, затем рванули оставшиеся на борту мины...

С началом битвы на Волге корабль перевели в Астрахань, где производилась перевалка военных грузов для Сталинграда с морских транспортов на речные суда. Во время боев за Сталинград моряки канлодки "Ленин" перегрузили около 10 тысяч ящиков со снарядами и минами м свыше 35 вагонов с боевой техникой и различными грузами, шедшими через Астрахань для защитников города-героя.

Канонерская лодка "Ленин" отконвоировала не один десяток танкеров, транспортов и барж, перевезла не одну тысячу бойцов, причем почти в каждом походе приходилось отражать массированные налеты фашистской авиации. За годы войны лаг прославленного корабля отсчитал 43 тысячи миль, равные доброму кругосветному плаванию!

Столь же успешно действовали и моряки, сражавшиеся на побережье Черного моря, в предгорьях Кавказа, у стен Сталинграда. Они также дорожили честью корабля, храня как священную память о нем ленточки с матросских бескозырок с золотыми буквами "Ленин".

В послевоенное время моряки-каспийцы продолжали совершенствовать свою боевую выучку. По традиции впереди шел экипаж "Ленина". В состязаниях по артиллерийской подготовке на первенство Военно-Морского Флота по классу канлодок и мониторов экипаж не раз завоевывал первое место и призы.

Прошло время, и ветераны флотилии уступили место в боевом строю более новым, современным кораблям. Но слава героического экипажа канонерской лодки живет и поныне. Она в делах нового поколения советских моряков.



"КАРС" и "АРДАГАН"

Россия с ее громадными запасами нефти искала сбыт жидкому топливу. Потребность в двигателе, работающем на сырой нефти, была настолько велика, что, приобретя лицензию на право постройки дизельного двигателя одной из последних, она очень, быстра стала внедрять его. Уже в декабре 1898 года видный теплотехник, председатель Русского технического общества Г. Депп успешно испытал первый в мире двигатель, работающий на сырой нефти. "Безукоризненно выполненный нефтяной мотор пущен в ход, — писал он в дальнейшем, — и я не могу не подчеркнуть, что именно у нас разрешен вопрос об экономичном тепловом двигателе, так как только с переходом на нефть разрешается судьба дизель-мотора, обеспечивается ему применение и широчайшее распространение".

И потому неудивительно, что именно русским инженерам первым пришла мысль оснастить дизельными моторами вслед, за речными и морские военные корабли.

Еще в начале 1907 года Морское министерство объявило конкурс на разработку чертежей и спецификации "неброненосных канонерских лодок" для Каспийской флотилии.

3 декабря 1908 года на заседании МТК (Морской технический комитет) под председательством А. Н. Крылова были одобрены проекты каспийских канонерок, а через две недели на Адмиралтейском заводе в Петербурге заложили новые боевые единицы флота — "Карс" и "Ардаган".

Корабли имели следующие размерения: наибольшая длина 61,8 м, по грузовой ватерлинии 61 м, между перпендикулярами 58,6 м, наибольшая ширина 8,5 м, средняя осадка (при нормальном водоизмещении 623 т) 2,44 м, высота надводного борта у полубака 4,7 м, в корме 2,6 м. Значения коэффициентов общей полноты 0,487 и полноты грузовой ватерлинии 0,711 свидетельствовали о заостренности обводов корпуса.

Корпуса канонерских лодок из симменс-мартеновской листовой и продольной стали были разделены тринадцатью поперечными водонепроницаемыми переборками (семь до верхней палубы, остальные до жилой платформы). Бортовые продольные переборки устанавливались в районе машинных отделений и патронных погребов на расстоянии 2,75 м от диаметральной плоскости и доходили в средней части до верхней палубы, а в носу и корме — до жилой платформы. Штевни, кронштейны и мортиры гребных валов канлодок изготовлялись литыми, гребные винты диаметром 1750 мм отливались из бронзы. Полубак и открытая часть верхней палубы покрывались настилом из тиковых досок.

Устройства "для удобств судовой жизни" экипажа, насчитывающего по штату 117 человек, включали камбузы, ванные, баню, прачечную, гальюны, лазарет, умывальники, электрическое отопление. В якорное устройство входили три якоря Холла (один запасной) массой по 72 кг, две якорные цепи длиной по 230 м, электрический брашпиль, ручной кормовой шпиль, стопора цепные и системы Легофа. Полубалансирный руль приводился в действие электрической рулевой машиной, управление рулем—электрическое с ходового мостика и ручное—из рулевого отделения.

Два главных четырехтактных шестицилиндровых дизеля фирмы "Людвиг Нобель" проектной мощностью по 500 л. с. размещались в кормовом машинном отделении. Фундаментные рамы, станины, цилиндры с крышками, поршни изготовлялись из чугуна, коленчатые, распределительные и регуляторные валы и шатуны — из стали. Два вспомогательных дизеля мощностью по 65 л. с. размещались в носовом машинном отделении и приводили в действие генераторы постоянного тока. Топливо (нормальный запас 10, полный 29 т) хранилось в междудонном пространстве; его количество позволяло проходить полным ходом 1500 и десятиузловым экономическим — 2500 миль.

Проектом предусматривалось следующее артиллерийское вооружение: два 120-мм орудия длиной 50 калибров, с углом обстрела 270°, четыре 75-мм пушки длиной 50 калибров (носовые — под полубаком, кормовые — на верхней палубе), угол обстрела каждой 120... 130°, и четыре 7,62-мм пулемета, Боезапас размещался в погребах, оборудованных элеваторами с ручными лебедками и системой затопления артпогребов.

Спуск на воду "Карса" состоялся 22 августа, а "Ардагана" — 12 сентября 1909 года. 2 сентября "Карс" впервые вышел в море: двигатели работали нормально, система реверса действовала безотказно.

Пройдя ранней весной 1911 года швартовые испытания, "Карс" и "Ардаган" приняли необходимые запасы и 28 апреля вышли из Петербурга на Каспий, в Баку, куда они и прибыли утром 7 июля.

После пробных стрельб из всех орудий начались официальные испытания механизмов. Главные двигатели "Ардагана" развили на полном ходу мощность 1304 л. с. и скорость 14,74 узла при 315 об/мин, гребных валов. "Карс" развил на полном ходу мощность 1345 л. с. и скорость 15 узлов. Все механизмы работали безукоризненно. Дыма, вибрации и других нежелательных явлений не наблюдалось.

В июне 1916 года для усиления на Черном море противолодочной обороны с "Карса" и "Ардагана" сняли кормовые 120-мм и 75-мм орудия, чтобы установить их на транспортные суда, и только в июне 1918 года корабли довооружили 102-мм орудиями: "Карс"— тремя, "Ардаган" — двумя.

В 1924—1927 годах обе канонерки прошли капитальный ремонт, после которого вооружение каждой состояло из трех 102-мм орудий и нескольких пулеметов. Во время повторного капитального ремонта (соответственно в 1937 и 1938—1939 годах) корабли снова перевооружили, установив на "Ленине" три, на "Красном Азербайджане" (так с 1 декабря 1927 года стал называться "Ардаган") два 100-мм и по два 45-мм орудия и 12,7-мм зенитные пулеметы. Во время Великой Отечественной войны зенитное вооружение усилили на каждом сначала двумя 37-мм автоматами, а позднее еще и третьим взамен 45-мм пушки. В послевоенное время вплоть до 1954 года корабли использовались как учебные, а затем, после разоружения, в качестве плавучих казарм.

В историю мирового военного судостроения канонерские лодки типа "Карс" вошли как первые надводные мореходные военные корабли с дизельными энергетическими установками.

П. ВЕСЕЛОВ



Канонерская лодка "Ленин": 1 — ручной шпиль, 2 — 120-мм орудие, 3 — 6-весельгый ял, 4 — 75-мм орудие, 5— 7,62-мм пулемет, 6 — выхлопная труба с "шумоукротителем", 7 — гребной катер, 8— прожектор, 9 — дальномер, 10 —- нактоуз, 11 — запасной якорь, 12 — помещение командира и офицеров, 13 — главный двигатель, 14 — световые люки, 15 — камбуз, 16 — радиотелеграфная рубка, 17 — ходовая:: рубка, 18 — штурвал, 19 — штурманская рубка, 20 — кубрики, 21— электрический брашпиль, 22 — кладовые, 23. — балластные цистерны. 24 — патронные погреба, 25 — вспомогательный двигатель. 26 — рулевая машина, 27 — румпельное отделение, 28 — выстрел, 29 — моторный катер, 30 — 6-весельный вельбот.



Чертежи для печати

Источник: "Моделист-Конструктор" 1988, №4
OCR: mkmagazin.almanacwhf.ru



Новости Партнеров

Дизан группы A4J
Rambler's Top100