МАНЕВРЕННОСТЬ ПЛЮС АВТОМАТИЗАЦИЯ

В. КОСТЫЧЕВ, инженер

Буксиры нужны везде. Без них не обходится ни один порт.

Недавно морской флот нашей страны пополнился новыми судами такого типа. Среди них можно выделить буксиры-кантовщики (рис. 1) мощностью 1200 л. с. Их главная особенность — два винта регулируемого шага (ВРШ), расположенные в поворотных направляющих насадках. ВРШ позволяют развивать скорость от 3 до 12 узлов, а направляющие насадки создают увеличенную тягу на гаке. Так как буксир предназначен для ввода, вывода, перестановки и швартовки крупнотоннажных морских судов, то конструкторы позаботились, чтобы он имел отличную маневренность, в том числе малый диаметр циркуляции, и мог двигаться лагом, что особенно важно при работе в акваториях портов.

Высокий уровень технической оснащенности еще одно важное качество буксира. Средства автоматизации, сигнализации, дистанционного управления и контроля, сосредоточенные в ходовой рубке, обеспечивают работу главных и вспомогательных двигателей без постоянной вахты в машинном отделении. В рубке оборудован также единый пульт судовождения с командными устройствами дистанционного управления пуском, остановкой и регулированием числа оборотов главного двигателя. Кроме того, вводятся команды на изменение положения лопастей ВРШ и поворотных насадок. Здесь же расположены приборы контроля основных параметров главных и вспомогательных механизмов, световая и звуковая аварийная сигнализация. Благодаря всем этим новшествам буксир обслуживают всего три человека.

По-новому конструкторы подошли и к компоновке судна. При минимальных размерениях корпус буксира получил ледокольный нос и корму с подрезанным дейдвудом. Противоледовые усиления обшивки поперечного набора обеспечивают достаточную прочность корпуса. Для смягчения качки установлены боковые кили. Три обтекаемых плавника защищают винторулевой комплекс от льда на переднем ходу, а на заднем эту роль берут на себя трехлопастные контрпропеллеры в кормовой части насадки, сходящиеся к центру.

Корпус буксира обрамлен резиновым привальным брусом из отдельных литых блоков, а также носовым и кормовым мягкими кранцами в металлической и пеньковой оплетке. Судно имеет два якоря Холла по 250 кг и электроручной брашпиль. Перекладка поворотных направляющих насадок Ø1820 мм выполняется двумя электрическими секторными рулевыми машинами на угол 35° на каждый борт.

На капе машинного отделения установлен откидной буксирный гак открытого типа. Его тележка соединена со штырем штангой и перемещается с борта на борт по балке таврового сечения. Буксирный гак имеет гидравлический затвор и автомат отдачи буксирного троса на предельных углах крена. Нижняя рубка на верхней палубе и ходовая рубка смещены к носовой части корпуса. Конструкция ходовой рубки имеет два ряда иллюминаторов, через которые удобно наблюдать за ходом буксировки, что улучшает управление. Вот еще деталь, о которой следует упомянуть. Это мощные противопожарные и другие спасательные средства, которые позволяют работать с любыми судами, включая танкеры.

Для борьбы с пожарами на судне предусмотрены системы водо- и пенотушения и станция жидкостного тушения. Кроме того, буксир способен подать большие массы воды на другие суда и береговые сооружения через лафетный ствол, расположенный на ходовом мостике, и пятиклапанную коробку, что у кормовой стенки рубки. Для этого используется мотонасос.

Собственно спасательное устройство состоит из двух шестиместных надувных плотов, которые смонтированы в металлических контейнерах на стеллажах-сбрасывателях и снабжены автоматами для самовсплытия.

Для двусторонней связи с портом на буксире установлена радиотелефонная станция УКВ, для переговоров с другими судами и различными береговыми абонентами — специальная радиостанция. Буксировку судов при условиях плохой видимости облегчает бортовая навигационная радиолокационная станция.

Главная энергетическая установка буксира состоит из двух нереверсивных двигателей, работающих каждый на свой винт регулируемого шага Ø1800 мм. Эффективная мощность каждого главного двигателя составляет 600 л. с. при 300 об/мин.

В настоящее время трудно назвать морской порт в СССР, где бы не работали эти морские букскры-кантовщики. Они плавают в акваториях с различными климатическими условиями и заслужили высокую оценку моряков-эксплуатационников, что подтверждается возрастающим спросом на эти суда не только у нас в стране, но и на мировом рынке.

К ПОСТРОЙКЕ МОДЕЛИ

Для постройки корпуса модели морского портового буксира-кантовщика на теоретическом чертеже приведены десять основных шпангоутов. В трех носовых и в четырех кормовых шпациях даны дополнительные шпангоуты: 1/2, 1 1/2, 2 1/2, 6 1/2, 7 1/2, 8 1/2, 9 1/2.

Проекции корпуса показаны в масштабе 1 : 100. Виды сбоку, на палубы, с носа, с кормы изображены в масштабе 1:100.

Окрасьте модель в следующие цвета: надводный борт до линии верхней палубы, якоря, кнехты, тросовые вьюшки, верхний обрез дымовой трубы — черный; подводная часть корпуса, металлические палубы, марка на дымовой трубе — красный; надписи на борту, грузовые марки и марка осадки, флагшток — белый; фальшборт, комингсы люков, планширы, трапы, палубные механизмы — серый; рубки, стояки и металлические поручни, вентиляционные головки, дымовая труба — палевый (слоновая кость); спасательные плоты, стеллажи-сбрасыватели — светло-палевый или оранжевый; эмблема на марке дымовой трубы (серп и молот) — желтый крон.

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БУКСИРА

Длина наибольшая, (Lнб), м — 29,8
Длина по КВЛ (L), м — 28,2
Ширина наибольшая (В), м — 8,3
Высота борта (H), м — 4,3
Осадка, измеренная ка мидель-шпангоуте по КВЛ (Т), м — 3,2
Водоизмещение (Д), т — 319
Скорость свободного хода (V), узл. — 12



1 — якорь Холла, 2 — носовой мягкий стационарный кранец, 3 — носовой буксирный битенг, 4 — стойка якорного фонаря, 5 — бортовой битенг, 6 — рубка на верхней палубе, 7 — иллюминатор, 8 — леерное ограждение, 9 — ходовая рубка, 10 — антенна радиолокатора, 11 — основание складывающейся мачты, 12 — звуковая сирена, 13 — буксирный огонь, 14 — громкоговоритель, 15 — складывающаяся мачта, 16 — топовые огни, 17 — клотиковые огни, 18 — гафель, 19 — фалы, 20 — пожарный лафетный ствол, 21 — дымовая труба, 22 — марка на дымовой трубе, 23 — забортный светильник, 24 — спасательный круг, 25 — спасательный плотик, 26 — вентиляционная головка, 27 — поручень, 28 — проводник дистанционной отдачи буксирного гака, 29 — рычаг дистанционной отдачи, 30 — буксирный гак открытого типа, 31 — швартовный клюз, 32 — фальшборт, 33 — буксирная арка, 34 — вырез в фальшборте, 35 — резиновый блочный привальный брус, 36 — буксирный клюз, 37, 47 — кормовой мягкий стационарный кранец, 38 — поворотная направляющая насадка, 39 — неподвижный трехлопастный контрпропеллер, 40 — кронштейн гребного вала, 41 — неподвижное полукольцо, 42 — три плавника горизонтальных противоледовой защиты, 43 — вертикальный плавник, 44 — скуловой киль с прорезами, 45 — буксирный трос, 46 — строп для поперечного крепления, 48 — горловины подшипников баллеров, 49 — талреп, 50 — обух, 51 — обух для серьги, 52 — люк, 53 — швартовный кнехт, 54 — палубный иллюминатор, 55 — опора буксирной арки, 56 — погон буксирного гака, 57 — трап, 58 — ведра пожарные, 59 — левый бортовой огонь, 60 — аварийный люк, 61 — горизонтальная вьюшка, 62 — электроручной брашпиль, 63 — люк в шкиперскую, 64 — винтовой стопор, 65 — якорная цепь, 66 — якорный клюз с крышкой, 67 — световой люк, 68 — вентиляционная малая головка, 69 — гребной винт четырехлопастный, 70 — пятиклапанная коробка для подачи воды, 71 — трап вертикальный, 72 — иллюминатор рубочный створчатый, 73 — прямоугольный глухой иллюминатор, 74 — антенна связи, 75 — радиоантенна, 76 — клотик, 77 — радиоантенна связи, 78 — рея, 79 — огни «Не могу управляться», 80 — сигнальный прожектор.







Чертежи для печати

Источник: "Моделист-Конструктор" 1977, №1
OCR: mkmagazin.almanacwhf.ru



Новости Партнеров

Дизан группы A4J
Rambler's Top100