БЕГУЧИЙ ТАКЕЛАЖ

А. ЛАРИОНОВ

В № 9 «МК» за 1969 год была опубликована статья М. Михайлова «Рангоут и стоячий такелаж», в которой рассказывалось об устройстве мачт, стеньг, реев, гафелей, бушприта, а также о всех тросах и снастях, служащих для укрепления рангоута. По просьбе читателей, судомоделистов, работающих над моделями кораблей с прямым парусным вооружением, мы публикуем статью А. Ларионова «Бегучий такелаж» (парусного корабля первой половины XIX века). Она является продолжением статьи «Рангоут и стоячий такелаж». Материал рассчитан на моделистов, уже имеющих определенный опыт и знакомых с морской терминологией.

Бегучий такелаж служит для подъема горизонтальных рангоутных деревьев (реи, гики, гафели), для постановки и уборки парусов и, наконец, для управления ими при поворотах корабля и изменении его курса относительно ветра. Снасти бегучего такелажа вырубаются, как правило, из несмоленого пенькового сезалевого или манильского троса. Ходовой конец каждой его снасти крепится за предназначенный для него битс или кофель-нагель на кофель-нагельной планке.

Перед вооружением модели бегучим такелажем не забудьте заранее ввязать все его блоки, крепящиеся к установленному рангоуту и обтянутому стоячему такелажу. Это блоки гарделей, марса-драйрепталей, топенантов, брасов, гафель-гарделей, дирик-фалов, кливер- и стаксель-фалов, галсов и ряда других.

На всех реях, гиках и гафелях перед подъемом их на свои места необходимо ввязать перты и укрепить весь комплект блоков. Проводка снастей бегучего такелажа парусных кораблей указанной эпохи представляет определенную трудность. Достаточно сказать, что, например, в комплект грота-рея входят: один трехшкивный блок грота-гарделей, коуш борга, два коуша бейфутов, по два одношкивных блока брасов, контра-брасов и топенантов, два двухшкивных или четыре одношкивных блока для марсель-шкотов и грота-гитовых и, наконец, 5-7 блоков для бык-горденей. Комплект блоков каждого рея, гика или гафеля всегда можно определить по схеме рангоута и такелажа модели корабля, которую вы изготовляете.

При проводке снастей бегучего такелажа необходимо всегда следить, чтобы они шли «чисто», то есть нигде не перекрещивались и не перевивались друг с другом. Работа по проводке бегучего такелажа должна проходить в определенной последовательности.

Первыми поднимаются грот — фок — и бегин-реи. Их подъем осуществляется гарделями. Коренной конец гардели каждого рея крепится либо вокруг самого рея, либо за стропку гардель-блока. Затем между верхним гардель-блоком, подвешенным на стропе под марсовой площадкой, и гардель-блоком, задраенным по центру рея, основываются тали, ходовой конец которых крепится за палубный битс. Иногда вместо одних гардель-талей, основанных двумя трехшкивными блоками, основывают двое двухшкивных гардель-талей, верхние блоки которых крепятся на стрелках под марсом по обе стороны мачты. Когда рей поднят гарделью до места, за коуш закладывают гак борга, остропленный на центре рея либо рядом с гардель-блоком и, наконец, если их два, то между ними. Когда рей подтянут гарделью и подвешен на борге, заводят его бейфуты. На коренном конце каждого бейфута делается огон, через который продевают его ходовой конец и затягивают. Бейфуты обносятся вокруг мачты, продеваются через свои коуши на рее и идут вниз к палубе. На ходовых концах бейфутов бензелями ввязываются коуши для гаков гинцев бейфута, которые закладываются верхними гаками за коуши, а нижними — за обухи, укрепленные на палубе рядом с брюканцами мачты.

После обтяжки бейфутов заводят топенанты. Существует два способа их проводки. В обоих случаях огон, заплетенный на коренном конце топенанта, надевается на нок рея. В первом случае ходовой конец топенанта продевается в одношкивный блок, ввязанный в длинный кневельс, опоясывающий стень-эзельгофт, и, возвращаясь к блоку на ноке рея, идет во второй одношкивный блок, ввязанный в короткий кневельс, также опоясывающий эзельгофт. От этого блока топенант идет к своему правому или левому битсу, стоящему на палубе около мачты. Во втором случае два одношкивных блока заменяются одним двухшкивным, также крепящимся к эзельгофту. Когда нижние реи выравнены топенантами, можно приступать к проводке брасов.

На коренных концах фока-брасов делаются огоны, которые схватываются между собой бензелем сзади топа грот-мачты над огоном грота-штага и, идя ему параллельно, крепятся полуштыком у его основания. Затем брасы продеваются в брас-блоки на ноке фока-рея и возвращаются к блоку, ввязанному у основания огона грота-штага. Оттуда брасы идут через один или два блока, укрепленные на чиксах грот-мачты и направляются к своим битсам, стоящим сзади грот-мачты.

Коренной конец грота-браса крепится за обух, вбитый в фальшборт около гака-борта. Рядом с обухом в фальшборте врезается шкив, в который от нока своего рея возвращается грота-брас. Он крепится либо на утке, закрепленной на фальшборте юта, либо за специальный палубный кнехт. Коренные концы контрбрасов крепятся у своих блоков на чиксах фок-мачты. Брасы бегин-рея крепятся коренным концом либо за крайние вантины грот-мачты, рядом со своими одношкивными блоками, к которым возвращаются от ноков рея, либо за обухи своего блока, крепящегося к чиксам грот-мачты.

Бегучий такелаж марса-рея надо начинать с проводки марса-драйрепа. На коренном конце драйрепа делается огон. После этого он обносится вокруг топа стеньги огоном к носу корабля, через который продевается его ходовой конец, и далее, продернутый в свой блок на середине марса рея, идет в блок, подвязанный под огонами стень-вант. В ходовой конец драйрепа ввязывается блок марса-фала. Нижний одношкивный блок талей марса-фалов делается с гаком и закладывается за рым, укрепленный на русленях между последним стень-фордуном и бортом.

Чтобы тали марса-фалов не перекручивались, на верхнем блоке делают бегунок, свободно скользящий по последнему стень-фордуну. Драйреп обрубается с таким расчетом, чтобы при подъеме марса-рея до места между блоками по масштабу оставалось 1,5-2,0 м. После проводки драйрепов марса-реи притягивают к стеньге его бейфутом, состоящим из двойной оклетневанной или обшитой кожей стропки, которая концом крепится вокруг рея со стороны стеньги и коуша, остропленного на нем с другой стороны стеньги.

Подобную систему бейфутов имеют бом- и брам-рен.

Когда марса-реи подняты на места, можно заводить топенанты. На моделях они обычно делаются одной снастью, своей серединой крепящейся выбленочным узлом вокруг брам-эзельгофта между топом стеньги и шпором брам-стеньги. Марса-топенант далее проводится через кок-блоки на рее и идет в нижние шкивы комель-блоков, ввязанных между стень-вантинами под краспицами. Оттуда они направляются к кофель-нагелям или битсам, укрепленным на палубе. Верхние шкивы комель-блоков предназначены для проводки марса-риф-шкентелей. С сороковых годов XIX века корабелы стали применять новую систему проводки марса-топенантов, коренной конец которых стали крепить не за эзельгофт, а за стень-ванты, ниже комель-блоков, и пускать в нок-блокн не сверху вниз, а снизу вверх.

Фор-марса-брасы можно проводить двояким образом. В первом случае коренной конец фор-марса-брасов крепится аналогично фор-брасам. Во втором случае коренные концы марса-брасов, заделанные огонами, крепятся между собой бензелем за топом грот-стеньги, а своим ходовым концом идут параллельно огону грот-стень-штага, у основания которого закрепляются либо бензелем, либо полуштыком. Далее они идут через брас-блоки на фор-марса-pee и возвращаются к блокам, ввязанным у основания огона грота-штага.

Оба способа применимы и для грот-марса-рея.

Крюйсель-брасы коренными концами крепятся за последние вантины грот-вант, выше ввязанных блоков, в которые они возвращаются из брас-блоков на ноках и откуда уже идут на свои кофель-нагели кофель-планок, укрепленных на фальшборте.

Брам-реи и бом-брам-реи поднимаются одинарными фалами. Коренные концы этих фалов крепятся за ввязанные посередине реев коуши, а ходовые идут через шкивы, врезанные в стеньги ниже салингов. Отсюда они следуют к своим крюйсовам, укрепленным на фальшборте на уровне брам-стень-фордунов. Брам-фалы крепятся у левого борта, а бом-брам-фалы — у правого. Брам- и бом-брам-топенанты также делаются одинарными. Они идут от ноков своих реев в комель-блоки или коуши, ввязанные между брам-или бом-брам-вантинами под бензелем их топовых огонов. От комель-блоков топенанты следуют к своим нагелям, поставленным на ворсте стень-вант у марсовых площадок. Брасы от ноков фор-брам- и грот-брам-реев идут в блоки, ввязанные на первые вантины под самыми грот- или крюйс-салингами. Брасы от ноков фор-бом-брам- и грот-бом-брам-реев идут в блоки, ввязанные В первые вантины, но под брам-салингами. От ввязанных в вантины блоков эти топенанты направляются через «собачью дыру» к кофель-нагельным планкам между мачтовыми битсами.

Брасы крюйс-брам- и бом-брам-реев идут в блоки, ввязанные в последние вантины грот-стеньг- и брам-стеньг-вант, то есть обратным ходом с кормы на нос.

Блинда-рей соединяется с бушпритом репам, типа бейфута, который состоит Из двух стропок с огонами, ввязанными по середине рея. Эти стропки обнимают бушприт выше грота-крагов и стягиваются между собой бензелем. Блинда-топенанты идут от ноков рея к блокам, прикрепленным к рымам на бушприт-эзельгофте, и оттуда к носовой кофель-планке. Блинда-топенанты могут быть одинарными или двойными. Блинда-брасы делают всегда двойными. Их коренной конец крепится аналогично грот-марса-брасам выше форштагов, а ходовой конец, пройдя через нок-брас-блок, возвращается к блокам, укрепленным у основания огона фор-штага, откуда идет в блок, укрепленный на чиксовой книце фок-мачты, и оттуда уже направляется к кофель-нагельной планке, которая укреплена между задними битсами фок-мачты.

Вооружение гика бегучим такелажем надо начинать с гика-топенант-штертов, которые представляют собой короткий трос с ввязанными на его концах коушами. Он крепится своей, серединой на гик выбленочным узлом на 1/3 длины от нока. Гика-топенанты делаются ив одного троса, который своей серединой крепится также выбленочным узлом, но уже зa нок гика. Далее они проводятся через, коуши топенант-штертов, а затем в, одношкйвные блоки, подвешенные под крюйс-марсом по обе стороны мачты. Оттуда они идут к- планкам со шкивами, прикрепленным по обе стороны гика на 2/3 его длины от нока. В ходовые концы топенантов ввязываются коуши, в которые закладываются хват-тали, другим концом заложенные за обухи, вбитые у основания усов гика. От нока гика идут гика-бакштаги, основанные по типу топенант-штертов, за коуши которых закладываются гинцы. Другой стороной они крепятся за обухи на бортовых гранях гака-борта. Над гранью гака-борта на гике ввязывается двухшкивный блок талей гика-шкотов. Нижний блок талей крепится либо за обух у основания гакаборта, либо иа поставленный в этом месте погон.

Гафель поднимается до места гафель-гарделью, основанной двумя двухшкивными блоками. Верхний блок крепится стройкой под крюйс-марсом, а нижний основывается гаком, который закладывается за обух, вбитый у основания усов гафеля. Под нужным углом к мачте гафель удерживается дирик-фалом. Коренной конец его крепится либо за топ крюйс-стеньги, либо за нок гафеля. В первом варианте дирик-фал сначала проводятся через блок, задраенный за нок гафеля, н оттуда идет к двухшкивному, блоку, укрепленному к наметке на эзельгофте, и возвращается ко второму блоку на гафеле и снова идет к блоку на эзельгофте. Во втором варианте дирик-фал от нока гафеля идет к двухшкивному блоку и далее, как в первом.

Для управления гафелем в горизонтальной плоскости служат эринс-бакштаги, заведенные за его нок. Они представляют собой длинный шкентель с ввязанными в его концы двухшкивными блоками. С каждой стороны эринс-бакштаги основываются талью, оснащенной внизу одношкивным блоком с гаком, который закладывается за обух, вбитый в ватервейс у гака-борта.

Здесь мы разобрали бегучий такелаж, связанный с подъемом и управлением рангоутом. Речь о парусах и связанном с ними бегучем такелаже пойдет в следующий раз.



Рис. 1. Бегучий такелаж 36-пушечного фрегата: Рангоутные деревья, несущие паруса: А — блинда-рей, Б — фока-рей, В — фор-марса-рей (поднят до места), Г — фор-брам-рей, Д — фор-бом-брам-рей, Е — грота-рей, Ж — грот-марса-рей (опущен до эзельгофта), 3 — грот-брам-рей, И — грот-бом-брам-рей, К — бегин-рей, Л — крюйсель-рей. М — крюйс-брам-рей, Н — крюйс-бом-брам-рей, О — бизань-гик, П — бизань-гафель. Бегучий такелаж для управления рангоутом: 1 — блинда-брасы (трисы), 2 — блинда-топенанты, 3 — нок-талей-шкентели с ватер-талями (для подъема шлюпок и груза), 4 — фор-бом-брам-топенанты, 5 — фор-брам-топенанты, 6 — фор-марса-топенанты, 7 — марса-риф-талей шкентели, 8 — фока-топенанты, 9 — фока-рей-бейфуТы, 10 — гинцы бейфутов, 11 — фор-марса-драйреп, 12 — фока-брасы, 13 — фор-марса-брасы, 14 — фор-брам-брасы, 15 — фор-бом-брам-брасы, 16 — грот-бом-брам-топенанты, 17 — грот-брам-топенанты, 18 — грот-марса-топенанты, 19 — грота-марса-фал, 20 — грота-топенанты, 21 — грот-бом-брам-брасы, 22 — грот-брам-брасы, 23 — грот-марса-брасы, 24 — грота-брасы, 25 — грот-контра-брасы, 26 — грота-рей-гардель-тали, 27 — грота-рей-бейфуты, 28 — крюйс-бом-брам-топенанты, 29 — крюйс-брам-топенанты, 30 — крюйсель-топенанты, 31 — бегин-топенанты, 32 — крюйс-бом-брам-брасы, 33 — крюйс-брам-брасы, 34 — крюй-сель-брасы, 35 — бегин-брасы, 36 — гика-топенант-штерты, 37 — гика-топенант, 38 — гика-бакштаги (завал-тали), 39 — дирик-фал, 40 — гафель-гардель, 41 — эренс-бакштаги, 42 — кливер-леер, 43 — бом-кливер-леер, 44 — мидель-стаксель-леер, 45 — грот-брам-стаксель-леер.



Рис. 2. Такелаж грота-рея: 1 — грота-топенант, 2 — подперток, 3 — перт, 4 — бык-гордень, 5 — грота-марса-шкот, 6 — нижний гардель-блок, 7 — коуш для борга, 8 — бейфуты, 9 — гинцы бейфутов, 10 — нок-гордень, 11 — грота-контра-брас, 12 — грота-брас, 13 — ватер-тали на нок-шкентеле, 14 — грот-гитов, 15 — унтер-перты.



Рис. 3. Такелаж грот-мачты: А — задний трехшкивный битс (передние битсы двухшкивные) и часть кофель-нагельной планки, укрепленной между двумя битсами; Б — борг, В — ззельгофт, Г — крюйсов на фальшборте, Д — проводка марса-драйрепов, Е — проводка марса-топенантов.



Чертежи для печати

Источник: "Моделист-Конструктор" 1970, №8
Scan: Петрович



Новости Партнеров

Дизан группы A4J
Rambler's Top100