«...ИСХОД ВОЙНЫ МОГ ОКАЗАТЬСЯ СОВСЕМ ИНЫМ»

В 1848 году началась датско-немецкая война. Немцам, флота которых практически не существовало, нечего было противопоставить датским кораблям, которые блокировали германское побережье. Вот тогда-то капрал баварской армии Бауэр и предложил построить подводную лодку для прорыва блокады. Средства на сооружение «морского ныряльщика» — так Бауэр назвал свое детище (16) — дали шлезвиг-голштинская армия и некоторые частные лица. В 1851 году в Кильской бухте начались испытания этого корабля, завершившиеся тем, что он... затонул. Бауэр и два члена экипажа чудом спаслись, а лодка осталась лежать на дне бухты.

В 1887 году ее подняли и поместили на почетном месте в Кильской военно-морской академии.

Неудача не обескуражила Бауэра, который начал обивать пороги морских ведомств Австро-Венгрии, США, Франции, Англии. В 1853 году он объявился в России, где за казенный счет построил лодку (7), затонувшую впоследствии в Финском заливе.

В то время как в США, России и Франции первые подводные корабли создавались при участии и под надзором морских ведомств, в Англии развитие подводного дела находилось всецело в руках частных лиц. Так, в 1878 году ливерпульский изобретатель Гаррет построил четырехметровую подводную лодку с ручным приводом. Поощренный успехом первых испытаний, он на следующий год соорудил вторую лодку — «Резургам» (17), длиной 15 м и диаметром 1,5 м.

Интересной особенностью «Резургама» была силовая установка. Она состояла из паровой машины и котла, рассчитанного на давление в 10 атм. Перед погружением давление поднимали до предела и наглухо закрывали топку и дымовую трубу. По мере расходования пара давление в котле падало, вода же продолжала кипеть за счет запасенного в ней тепла. Двигаясь таким образом, корабль мог проходить под водой около 20 км.

«Резургам» затонул в 1880 году во время испытания. Но незадолго до его гибели на испытаниях довелось побывать шведскому изобретателю оружия Норденфельту, который предложил Гаррету работать совместно. Результатом этого сотрудничества и была первая подводная лодка Норденфельта (18) длиной 19,5 м и водоизмещением 60 т. Она имела силовую установку, которая принципиально не отличалась от установки «Резургама», хотя и содержала некоторые важные усовершенствования. Так, в носовой и кормовой частях корпуса были установлены две цистерны высокого давления, в которых во время надводного хода запасалась перегретая в котле вода. Общего запаса энергии в котле и цистернах должно было хватать на 25-километровый подводный переход. На поверхности дальность плавания составляла 280 км при скорости 9 узлов.

Норденфельтовская лодка была аппаратом легче воды. Погружаться и маневрировать в вертикальной плоскости ей помогали два непрерывно работающих вертикальных гребных винта, расположенных по бортам в центральной части корпуса. В случае их отказа лодка автоматически должна была всплывать на поверхность. Вооружение лодки — торпеда Уайтхеда, управляемая мина и скорострельная пушка системы Норденфельта.

21-25 сентября 1885 года лодка демонстрировалась в Карлскруне военно-морским атташе почти всех государств. Хотя эту демонстрацию трудно было назвать успешной, лодку поспешила приобрести Греция.

Одновременно с Гарретом и Норденфельтом над постройкой подводной лодки в Англии работали еще два инженера — Кемпбелл и Аш. Их «Наутилус» (19) — чисто электрическая подводная лодка длиной 18 м и водоизмещением 50 т — был первым в мире двухвинтовым подводным кораблем. Механизм погружения-всплытия «Наутилуса» состоял из восьми цилиндров с поршнями, выдвигая и вдвигая которые с помощью механического привода можно было изменять подводный объем лодки. Вооружение ее состояло из двух палубных торпедных аппаратов. Чтобы атаковать врага, два водолаза должны были выходить через шлюзовую камеру на палубу и производить выстрелы.

«Наутилус» испытывался на Темзе, однако ненадежность действия цилиндров с поршнями, забивавшихся илом и грязью, побудила Адмиралтейство отказаться от приобретения корабля.

Не нашел практического применения и другой проект того времени — подводная лодка испанского капитана Пераля (20). Она представляла собой весьма совершенный по тем временам корабль длиной 21 м и с подводным водоизмещением 87 т. Два винта приводились в действие электромоторами мощностью 30 л. с. каждый и сообщали лодке подводную скорость в 8 узлов. Дальность плавания под водой должна была составлять около 800 км. Оружие лодки — торпедный аппарат для стрельбы торпедами Шварцкопфа.

В сентябре 1888 года лодка Пераля была спущена на воду. Конечно, в ходе испытаний обнаружилась масса мелких недостатков, но в целом Пераль выполнил все, что обещал. Он заставлял свой корабль погружаться, всплывать, маневрировать, атаковать цель. 27 августа 1889 года все три торпеды, выпущенные из-под воды с расстояния 500 м, достигли цели — стоявшего на якоре судна-мишени. 23 июня 1890 года состоялась последняя проверка. В подводном положении лодка произвела дневную и ночную атаки на крейсер «Колонь». Обе они оказались удачными, и тем не менее корабль Пераля был предан полному забвению. Сам изобретатель умирает в 1895 году, а через три года вспыхивает испано-американская война, о которой спустя 60 лет историк скажет: «Если бы тогда у испанцев было 40-50 лодок Пераля, исход войны мог оказаться совсем иным...»

Г. СМИРНОВ



«МИНОГА». Год постройки — 1905. Водоизмещение, т — 123/152. Тип двигателя — дизель-электрический. Мощность, л. с. — 2X120/1X70. Скорость, узл. — 11/5. Длина, м — 32,6. Ширина, м — 2,8. Высота, м — 2,8. Рабочая глубина погружения, м — 50. Вооружение: торпедные аппараты — 2, пулемет — 1. Дальность плавания, миль — 900/25, в надводном положении — 900, в подводном положении — 25

В историю подводного флота «Минога» вошла как первая подводная лодка с дизелями. В числе других нововведений на «Миноге» были трубчатые торпедные аппараты, реверсивные двигатели, винт регулируемого шага. К недостаткам лодки следует отнести небольшую мореходность, что особенно сказывалось в штормовую погоду.

К началу первой мировой войны «Минога» считалась одной из лучших лодок русского Балтийского флота. Осенью 1918 года по распоряжению В. И. Ленина она была отправлена вместе с «Макрелью» в Астрахань. Позднее туда же прибыли «Окунь» и «Касатка» — эти четыре лодки составили дивизион Каспийской военной флотилии.



16. Первая подводная лодка Бауэра. Германия, 1850 г.



17. «Резургам» Гаррета. Англия, 1879 г.



18. Первая подводная лодка Норденфельта. Швеция, 1883 г.



19. «Наутилус» Кемпбелла и Аша. Англия, 1886 г.



20. Подводная лодка Пераля. Испания, 1888 г.



Источник: "Моделист-Конструктор" 1974, №2
OCR: mkmagazin.almanacwhf.ru



Новости Партнеров

Дизан группы A4J
Rambler's Top100