ТОРПЕДА И СКОРОСТЬ — ОРУЖИЕ ПОДЛОДКИ

Гражданская война в Америке пробудила интерес к подводным лодкам не только у морских департаментов северных и южных штатов, но и у морских ведомств ряда европейских стран. И этим обстоятельством, быть может, объясняется тот факт, что пневматическая лодка Александровского в России и аналогичная лодка Буржуа и Брюна во Франции начали строиться почти одновременно.

У «Плонже» (11) — так назывался подводный корабль, спроектированный морским инженером Брюном и капитаном 1-го ранга Буржуа, — было водоизмещение 453 т. Его корпус был битком набит стальными баллонами со сжатым до 12 атм. воздухом. Сработав в двухцилиндровом двигателе, воздух поступал во внутренние помещения лодки, а потом постепенно стравливался за борт через автоматически открывающийся клапан в верхней части корпуса.

Конструкторы немало поработали над системами погружения и всплытия, которые состояли из цистерн, опорожняемых сжатым воздухом, и двух цилиндров с поршнями. Выдвигая или вдвигая винтами эти поршни, можно было менять объем и достигать точного регулирования плавучести лодки. Для удержания заданной глубины во время подводного хода в кормовой части были установлены приводимые вручную горизонтальные рули.

«Плонже» сошел на воду в Рошфоре в апреле 1863 года, и его испытания дали результаты, очень близкие к результатам испытаний лодки Александровского. Сказалось, что давление в баллонах быстро падает с 12 до 1,5 атм. и мощность двигателя в соответствии с этим снижается с 68 до 5 л. с.; что скорость при этом еле-еле превышает 3 узла; что на такой скорости горизонтальные рули действуют плохо, и «Плонже» держится на заданной глубине так же неудовлетворительно, как и лодка Александровского.

К 1865 году гражданская война в США кончилась, интерес к подводным лодкам быстро упал, и следующая конструкция появилась во Франции лишь 20 лет спустя. Ее автором был инженер Губе.

Даже при первом взгляде в глаза бросается поразительное сходство лодки Губе (12) с лодкой Джевецкого. Та же форма корпуса, то же размещение механизмов и экипажа, те же примерно тактико-технические данные и то же оружие нападения — плавучая мина, подводимая под корпус вражеского корабля. Впрочем, вскоре лодку модернизировали, приспособив ее для стрельбы торпедами.

В 1889 году новый образец был построен. Теперь лодка развивала скорость 5,5 узла, могла пройти 25 миль и несла две 45-см торпеды Уайтхеда. Но испытания показали: несмотря на ряд достоинств, новая лодка Губе страдает тем же серьезным пороком, что и многие ее предшественницы, — она плохо держала глубину подводного хода. Требовались нововведения, и усилиями ряда конструкторов они были найдены.

Дюпюи де Лом — тот самый, который в 1859 году спроектировал первый броненосец «Ла Глуар» (см. «Моделист-конструктор», 1971, № 9), — сделал первые варианты подводной лодки «Жимнот» еще в 1885 году. После смерти де Лома за дальнейшую разработку проекта взялся инженер Густав Зеде.

Заложенный в апреле 1887 года «Жимнот» (13) был построен уже на следующий год, и его испытания дали удовлетворительные результаты. В корпусе подводного корабля удалось разместить достаточно мощную батарею электрических аккумуляторов, благодаря чему скорость надводного хода составила 10 узлов, а подводного 7-8.

Вскоре после испытаний «Жимнот» был переведен в разряд учебных кораблей, а Густав Зеде получил заказ на проектирование новой подводной лодки — «Сирены». Зеде не достроил эту лодку: во время испытаний пороховых торпед он погиб при взрыве в лаборатории. Его заменил инженер Ромазотти, который завершил проектирование и построил «Сирену», переименованную в «Густав Зеде» (14).

Эта лодка занимает выдающееся место в истории подводного кораблестроения, ибо главная задача, поставленная перед конструкторами, заключалась в том, чтобы отработать всю технику стрельбы торпедами из подводного положения. Вооружение «Густава Зеде» состояло из одного носового торпедного аппарата, закрывавшегося конической крышкой, и 3 торпед Ø45 см.

В декабре 1898 года этот корабль на Тулонском рейде произвел атаку на линейные корабли.

«Густав Зеде» выпустил две мины в «Мадженту», — писал очевидец. — Одну, когда броненосец стоял на якоре, и вторую — в броненосец, идущий со скоростью 8-10 узлов. В обоих случаях выстрелы попали в цель. Этот опыт... доказал возможность успешной стрельбы минами с подводного миноносца под водой без нарушения его равновесия».

Через несколько дней «Густав Зеде» совершил переход из Тулона в Марсель и обратно в позиционном положении, а летом 1901 года испытания этого подводного корабля достигли кульминационного момента. 3 июля «Густав Зеде» скрытно проник на рейд Аяччо на Корсике и, всплыв в 100 саженях от броненосца «Шарль Мартель», выпустил в него торпеду.

Внезапная атака произвела огромное впечатление на всю эскадру.

«Волосы стали у меня дыбом на голове при виде вынырнувшей лодки, — вспоминал один адмирал, который был до того принципиальным противником подводного корабля. — Ничего подобного я себе не мог даже вообразить, и теперь вполне понимаю, что броненосцы уже не единственные господа моря».

Следующей значительной вехой подводного кораблестроения явился «Нарвал» (15) морского инженера Лобефа, спущенный на воду в Шербуре 26 октября 1898 года. Если все предшествующие ему подводные лодки погружались за счет затопления цистерн, находившихся внутри прочного корпуса, то у «Нарвала» система погружения была устроена иначе. Его прочный цилиндро-конический корпус охватывался вторым легким корпусом, которому была придана форма, выгодная для движения на поверхности моря. Пространство между двумя корпусами и служило цистернами для погружения.

На поверхности воды «Нарвал» приводился в движение паровой машиной мощностью в 250 л. с. Перед погружением все отверстия и люки автоматически закрывались, дымовая труба убиралась внутрь корпуса, и лодка переходила на электроаккумуляторы. Вооружение «Нарвала» составляли два поворотных решетчатых торпедных аппарата системы Джевецкого.

Новаторские идеи Лобефа привели к тому, что дальность плавания «Нарвала» при скорости надводного хода 8 узлов сразу достигла 624 миль по сравнению с 80 милями у «Густава Зеде». Увеличилась и скорость лодки — 12 узлов на поверхности и 8 узлов под водой.



«ДЕЛЬФИН» (Россия, 1902 г.). Водоизмещение, т — 113/124. Тип двигателя — бензиновый/электрический. Мощность, л. с. — 1X300/1X120. Скорость в узлах — 10/5.Основные размерения, м: Длина — 19,6. Ширина — 3,4. Высота — 2,9. Вооружение — 2 торпедных аппарата. Дальность плавания в милях — 240/25. (В числителе — данные для надводного хода, в знаменателе — для подводного.)



11. «ПЛОНЖЕ» БУРЖУА И БРЮНА, ФРАНЦИЯ, 1863 г.



12. ПЕРВАЯ ЛОДКА ГУБЕ, ФРАНЦИЯ, 1885 г.



13. «ЖИМНОТ», ФРАНЦИЯ, 1888 г.



14. «ГУСТАВ ЗЕДЕ», ФРАНЦИЯ, 1893 г.



15. «НАРВАЛ», ФРАНЦИЯ, 1898 г.



Источник: "Моделист-Конструктор" 1973, №12
Scan: Владимир Петрушенко



Новости Партнеров

Дизан группы A4J
Rambler's Top100