КАТЕРА-ДИВЕРСАНТЫ

Обстоятельства гибели британского крейсера “Йорк” трактуются историками по-разному. В одних источниках утверждается, что он потоплен германской авиацией, в других указывается иная причина — успешные действия итальянских диверсантов. Что же все-таки произошло на самом деле?

В ночь с 25 на 26 марта 1941 года итальянские, эсминцы “Криспив и “Селла”, подойдя на 10 миль к побережью острова Крит, спустили 6 маленьких суденышек, которые уверенно направились к бухте Суда и, преодолев на малой скорости три линии боновых заграждений, остановились. Их водители устроили короткое “совещание”, чтобы распределить едва видимые во тьме цели. Взревели пущенные на полную мощность двигатели, и менее чем за полминуты катера прошли оставшиеся 200—300 м. Один за другим прогрохотали мощные взрывы. “Йорк”, с полностью затопленными котельными отделениями и носовым турбинным отсеком, сел на грунт, а рядом горели танкеры. Они стали первыми жертвами итальянских взрывающихся катеров из состава так называемой “10-й флотилии MAS”.

С начала 30-х годов дуче и его соратники всерьез решили превратить Средиземное море в “итальянское озеро”. Но экономика Италии не позволяла создать флот, достойный ее противников, и взоры военно-морского руководства обратились к морским диверсионным средствам, В состав соединения, названного для сохранения секретности “10-й флотилией MAS” (торпедных катеров), вошли управляемые торпеды, взрывающиеся катера, а также боевые пловцы — диверсионные группы аквалангистов.

Первые два экспериментальных взрывающихся катера, получившие обозначение MAT, были испытаны в 1936 году. Фирма “Бальетто” взяла за основу проекта обыкновенную туристическую моторную лодку с реданным корпусом водоизмещением чуть меньше 1 т и длиной 4,7 м. Винт и руль выполнили в виде подъемной поворотной колонки — как у обычного подвесного мотора — для удобства преодоления заграждений. Автомобильный двигатель “Альфа-Ромео” мощностью 95 л. с. обеспечивал скорость 32 узла. В носовой части помещался заряд ВВ весом 330 кг с взрывателями двух типов — ударным и гидростатическим. Посередине корпуса проходила лента из пороховых зарядов небольшой мощности. Взрывающиеся катера предназначались для ночных атак стоящих на якоре кораблей. Хотя наведение на цепь было делом несложным, оно требовало от единственного члена экипажа большой выдержки. Преодолев боновые и сетевые заграждения, окружающие стоянку кораблей противника, он задавал нужное направление, закреплял руль и давал полный ход, после чего можно было покидать катер. Но предварительно требовалось сбросить деревянную доску, служившую до того спинкой сиденья, и успеть на нее взобраться, потому что эта доска являлась единственным средством спасения. При попадании в борт вражеского корабля срабатывал ударный взрыватель, кольцевой заряд разрывал корпус посередине, и носовая часть, достигнув определенной глубины, подрывалась гидростатическим взрывателем в самом уязвимом месте цели — ниже броневого пояса и противоторпедной защиты. На испытаниях переоборудованный в мишень старый крейсер “Куарто” после попадания в него экспериментального катера MAT мгновенно затонул.

Убедившись в действенности нового оружия, итальянцы приступили к серийному производству катеров под обозначениями МТМ и МТР. Но вскоре проект был изменен: увеличены размеры и изменена форма корпуса, убран редан и усилена палуба. В результате заказ 1938—1939 годов был выполнен только к началу 1941 года, а через три месяца упомянутая атака в бухте Суда завершилась удачей.

Но новые боевые средства обладали и рядом существенных недостатков. Так, незначительным оказался запас хода, и использовать катера без специальных кораблей-носителей оказалось невозможно. К тому же у них была слишком малая мореходность. И главное — слишком большому риску подвергался водитель при атаке. Поэтому дальнейшее развитие морских штурмовых средств пошло в Италии по другому пути.

Четыре катера типа MTS водоизмещением всего 1,7 т, построенные в 1940 году фирмой “Бальетто”, представляли собой настоящие миниатюрные торпедные корабли. Экипаж состоял из 2 человек. При длине деревянного Y-обраэного корпуса 7,2 и ширине 2,1 м они несли все тот же 90-сильный двигатель “Альфа-Ромео”, из-за чего их скорость едва достигала 28 узлов. Две 450-мм торпеды сбрасывались через кормовой срез хвостовой частью вперед, как на первых английских торпедных катерах СМВ времен первой мировой войны.

Небольшая скорость и равная всего 90 милям дальность были явно недостаточными, и, кроме первых четырех опытных образцов, MTS уже не строились. В большую серию был запущен модернизированный вариант — MTSM, со значительно большим водоизмещением — около 3 т. Скорость возросла до 32 узлов за счет установки второго мотора, но при этом осталось место только для одной торпеды. Вооружение усилили двумя глубинными бомбами весом по 50 кг; сбрасываемые у борта корабля противника, они повреждали рули, винты и незащищенную подводную часть корпуса. MTSM использовались также для скрытой доставки боевых пловцов: в этом случае вместо торпеды на борт брали трех диверсантов-подводников.

Закономерным развитием MTSM стала последняя серия малых торпедных катеров типа MTSMA: их водоизмещение увеличилось до 3,65 т, что при тех же двигателях вызвало падение скорости до 29 узлов. Вооружение дополнили пулеметом — мера скорее психологического свойства: экипаж не должен был ощущать себя расстреливаемой целью. Вес глубинных бомб возрос до 70 кг. Устанавливалась также примитивная дымовая аппаратура, так называемый “дымовой бак”. Из 100 MTSMA, заказанных в 1943 году, до капитуляции Италии была построена лишь небольшая часть этих суденышек.

Успехи торпедных диверсионных катеров были скромными: из боевых кораблей они потопили только английский эскортный миноносец “Эридж”. Впрочем, после первого успеха возле острова Крит и взрывающиеся катера потеряли одно из главных преимуществ, связанных с применением нового вида оружия, — неожиданность. К англичанам попал один из МТМ, не сработавший во время атаки в бухте Суда. Это помогло им сделать все возможное, чтобы следующая операция итальянских диверсионных частей — атака английской базы на острове Мальта в июле 1941 года — полностью провалилась. Ни одному из МТМ не удалось войти в бухту: их обнаружили прожекторами и расстреляли из пулеметов и “бофорсов”, а утром британская авиация довершила разгром, потопив остальных “диверсантов” и буксировавшие их торпедные катера MAS 451 и MAS 452. Из всех атакующих на базу вернулась лишь яхта-носитель “Диана”.

Неудачными были и действия 10-й флотилии против советского флота в Крыму в мае — декабре 1942 года. Она произвела лишь несколько безрезультатных атак катерами типа MTSM советских судов и кораблей, в том числе лидера “Ташкент”. Зато в воспоминаниях командира итальянского диверсионного соединения немало места занимают описания “налетов” на окрестные кукурузные поля, охоты на зайцев и препирательств с немецкими “союзниками”...

Итальянские фашисты не слишком охотно делились военными секретами с фашистами германскими, но все же немцам удалось ознакомиться с новым оружием. После капитуляции Италии в их руки попали катера МТМ и MTSM. Адмиралам немецкого флота пришлась по душе идея достижения заметных успехов на море незначительными силами, и уже через год в боях участвовали “шпренгботы” “Линзе” собственного производства.

Германский вариант почти полностью повторял итальянский проект МТМ: примерно те же размеры, мощность двигателя, скорость и очень похожее устройство. Правда, основной заряд находился ближе к корме, а разрывная тротиловая лента раскалывала нос катера при ударе о препятствие выступающей из корпуса металлической рамы. Кормовая часть с тяжелым двигателем и зарядом шла ко дну, после чего с замедлением от 2 до 7 с срабатывал взрыватель главного заряда. Отличие состояло в большей безопасности водителя и более высокой точности наведения. Проблема была решена тем, что “Линзе” действовали звеньями, состоящими из двух взрывающихся катеров и одного управления. Как только водитель, направив “шпренгбот” в район цели, покидал его, два оператора с катера управления с помощью УКВ продолжали вести кораблик дальше. Поскольку использование диверсионных средств предусматривалось в основном в темное время суток, в носу и корме на разной высоте устанавливались зеленый и красный фонари, видимые только сзади. Оператор должен был удерживать обе лампы и цель на одной линии. Возможность маневрирования при сближении с целью резко повышала вероятность попадания и “выживаемость”: меняя курс и скорость, “Линзе” сбивал наводку стреляющих по нему орудий. После выполнения основной задачи катер управления подбирал водителей.

Широкие возможности для применения управляемых взрывающихся катеров открылись у гитлеровцев при высадке союзников в Нормандии. Транспорты и корабли охранения на плохо оборудованных и слабо защищенных стоянках были очень удобными целями.

В отличие от итальянцев, немцы решились на массированное их использование. Однако первая атака на пункт высадки вблизи Гавра 10 июня 1944 года, в которой приняло участие 10 звеньев — 30 “Линзе” (в аналогичных операциях итальянцев применялось от 6 до 9 единиц), начисто сорвалась из-за погодных условий. Волнения в 3 балла оказалось достаточно для того, чтобы три четверти всех сил отправились на дно без всякого вмешательства противника, который даже не узнал о задуманной против него акции. Немцы усилили конструкцию следующей группы штурмовых средств, и через месяц, в августе 1944 года, 16 звеньев потопили 12 кораблей и судов общим водоизмещением 43 000 т, включая эскортный миноносец “Куорн”.

В Германии также получила развитие идея итальянских сверхмалых торпедных катеров типа MTSM. Были разработаны три модели проекта “Валь”, последняя из которых — “Валь-3” — пошла в серийное производство. Авиадвигатель мощностью 600 л. с. сообщал катеру скорость 40 узлов, вооружение состояло из двух торпед, пулемета и двух реактивных установок.

К концу войны в “третьем рейхе” цеплялись за каждую возможность создания “чудо-оружия” — дешевого, быстрого в производстве и эффективного. Параллельно с “Валем” по проекту инженера Венделя было начато строительство глиссера “Торпедошлиттен” — предельно простого и технологичного, состоящего практически только из четырех сваренных вместе отштампованных листов стали и имевшего такое же вооружение, как и “Валь”. Однако все они уже не успели принять участия в боевых действиях.

Хотя немцами и были достигнуты значительные успехи в создании боеспособных радиоуправляемых взрывающихся катеров, но пионерами в этой области следует считать французов. Еще в 1927 году во Франции инженер Шово осуществил проект катера с хорошими техническими характеристиками: длина — 9,5 м, ширина — 3 м, два мотора “Испано-Сюиза” по 180 л. с., действовавшие на общий вал и обеспечивавшие скорость до 40 узлов, боевой заряд весом 580 кг. Набор радиокоманд был практически таким же, как на немецком “Линзе”, созданном 17 лет спустя; французы лишь предпочли управление в диапазоне длинных волн. Они также разработали целый ряд интересных экспериментальных диверсионных средств, в том числе взрывающийся катер с увеличенным до 7 т водоизмещением, 600-сильным авиадвигателем и мощным зарядом. Эти катера отличали высокая прочность и хорошая мореходность, но ни один из них так и не был принят на вооружение флота, а быстрое поражение Франции в 1940 году покончило даже с самой возможностью иметь собственные диверсионные морские силы.

Не отказались от попытки создать свой “флот одноразового использования” и американцы, хотя использовать его они собирались в иных целях. Так, при высадке десантов на атоллы, окруженные естественным барьером — кольцевым рифом, усиленным дополнительными японскими заграждениями, приходилось проделывать проходы для своих высадочных средств. Для этого решили применить радиоуправляемые взрывающиеся катера “Стингрей”. Скорость здесь не имела особого значения, поэтому сочли возможным использовать обыкновенный малый десантный катер, на который установили мощный заряд — три тонны сильного взрывчатого вещества тетрила. Для усиления на противника морального воздействия были добавлены еще и реактивные минометы. Однако именно они подвели первым “Стингрей” на испытаниях. Вы' полнив поданную по радио команду, реактивный миномет дал залп, но от горячих пороховых газов загорелась обшивка корпуса. Команду на взрыв главного заряда подавать уже не пришлось — взрывчатка сдетонировала. Катера было решено пустить в дело.

Непосредственно перед высадкой на остров Кваджелейн командующий десантными силами адмирал Тэрнер захотел лично убедиться в возможностях нового боевого средства. Два “Стингрея” устремились к берегу пустынного атолла Энубудж, где производилась демонстрация. Радиокоманды им подавались с третьего катера. Американцев ждал полный провал: первый “Стингрей” внезапно пошел ко дну, а на втором остановился двигатель. На выручку пошел катер управления, но и на нем заглох мотор. Гнев адмирала был справедлив: оказывается, чрезмерно практичные американские специалисты решили использовать старые, не раз ремонтировавшиеся корпуса и двигатели — ведь им все равно суждено погибнуть при взрыве! Однако главные неприятности ждали впереди...

При высадке десанта на Кваджелейи перед первой волной высадочных средств выпустили “Стингрей”. Головной был нацелен на пирс в центре побережья. Все ожидали взрыва. Однако вскоре с управлявшего катерами транспортера-амфибии сквозь дым увидели... “Стингрей”, который вдруг начал описывать круги перед приближавшимися десантными судами, создавая тем самым смертельную угрозу своим же кораблям. С большим трудом амфибии удалось догнать вышедший из-под контроля катер, а специалистам — обезвредить уже взведенный взрыватель. Второй “Стингрей”, едва отойдя от управлявшего им транспортера, неожиданно описал циркуляцию и стал таранить его, к счастью, не взорвавшись. После столь оглушительного “успеха” американцы более не пытались применить в боевых действиях управляемые по радио взрывающиеся катера.

Из опыта использования диверсионных катеров во второй мировой войне становятся очевидными особенности и недостатки этого нового вида морского оружия. Малая мореходность и дальность действия ограничивали его применение бухтами и прибрежными водами, а недостаточная точность наведения на цель заставляла искать неподвижные мишени. Кроме того, противник быстро “привыкал” к новой угрозе. И все же именно от первых радиоуправляемых взрывающихся катеров началась та длинная и непростая дорога, которая привела к созданию современного грозного морского оружия — управляемых ракет типа “корабль-корабль”.

В. КОФМАН



Радиоуправляемый взрывающийся катер “Линзе”, Германия, 1944 г. Водоизмещение 1,8 т, бензиновый двигатель “Форд V-8” мощностью 95 л. с., скорость хода 34 узла. Длина наибольшая 5,5 м. Вооружение — заряд ВВ весом 300 кг.



155. Эскадренный миноносец — носитель взрывающихся катеров “Франческо Криспи”, Италия, 1941 г. Водоизмещение: стандартное 955 т, полное 1450 т. Мощность двух турбин “Белуццо” 36 000 л. с., скорость хода 35 узлов. Длина наибольшая 84,9 м, ширина 8,6 м, среднее углубление 2,7 м. Вооружение: шесть взрывающихся катеров типа МГМ, две спаренные установки 120-мм орудий, два 40-мм автомата, два 13-мм пулемета, два спаренных торпедных аппарата калибра 533 мм. Всего в 1925—1927 годах построено 4 единицы: “Криспи”, “Седла”, “Рикасоли” и “Нинотера”, “Криспи” и “Селла” в 1941 году использовались как носители для взрывающихся катеров, а два других проданы Швеции.



156. Взрывающийся натер МТМ, Италия, 1941 г. Водоизмещение: 1 т, бензиновый двигатель “Альфа-Ромео” мощностью 95 л. с., скорость хода 33 узла. Длина наибольшая 5,6 м, ширина 1,9 м. Вооружение — заряд ВВ весом 300 кг в носовой части. Всего построено 28 единиц.



157. Малый торпедный катер “Торпедошлиттен”, Германия, 1945 г. Водоизмещение около 5 т, авиадвигатель мощностью 600 л. с., скорость 30 узлов с торпедами и 48 узлов — без вооружения. Дальность действия 300 миль. Длина наибольшая 8,5 м, ширина 1,7, м, среднее углубление 0,55 м. Вооружение — две торпеды калибром 533 мм. Построен только экспериментальный образец.



158. Взрывающийся катер с реактивным двигателем “Торнадо” (проект), Германия, 1945 г. Создан на базе катера “Линзе”, но оснащен ракетным двигателем от самолета-снаряда “Фау-1”. Проектная скорость 65 узлов. Вооружение — заряд ВВ весом 700 кг. Серийно не строился.



Источник: "Моделист-Конструктор" 1988, №4
OCR: mkmagazin.almanacwhf.ru



Новости Партнеров

Дизан группы A4J
Rambler's Top100