ИЗ КАТЕРОВ - В МОНИТОРЫ

В № 10 «М-К» за 1986 год мы упомянули, что еще в 1938 году советские судостроители получили заказ на проектирование мореходного бронекатера для боевых действий в шхерных и прибрежных районах Балтийского моря. Предполагалось, что этот корабль при водоизмещении 220 т будет нести два 76-мм орудия в башнях танка Т-28, три спаренных 12,7-мм и четыре выносных 7,62-мм пулемета. Кроме артиллерийско-пулеметного вооружения, предусматривались глубинные бомбы, катерный трал, аппаратура дымзавесы, прожектор. Бронирование бортов и палубы должно было выдерживать огонь крупнокалиберных пулеметов с дистанции 100 м. Скорость хода при волнении 6 баллов не менее 20 узлов.

К январю 1941 года кораблестроители, взяв за основу проект большого речного бронекатера типа 1124, разработали морской бронекатер, которому, правда, не довелось воплотиться в металл. Но сама идея не умерла. Командованию Краснознаменного Балтийского Флота было ясно, что активные боевые действия в островных и шхерных районах Финского залива не за горами. Противник создал здесь мощную противодесантную оборону, изобиловавшую точечными целями - орудиями, минометами, пулеметами. Уничтожить или подавить их можно было только стрельбой прямой наводкой. «Нужны были небольшие бронированные корабли с сильной артиллерией, - вспоминал после войны бывший командующий КБФ адмирал В. Ф. Трибуц. - Мониторы по принципу, катера по размерам. Такие корабли у нас были. Два года в тяжелых условиях блокады строили мы морские бронекатера»...

Решение о постройке десяти шхерных мониторов Военный совет флота принял в феврале 1942 года. В марте нарком ВМФ адмирал Н. Г. Кузнецов утвердил предэскизный проект, а 16 октября на Адмиралтейском заводе был заложен головной морской бронекатер проекта 161. 17 апреля 1943 года командование Балтийского флота, осмотрев строящийся корабль, дало указание усилить зенитное вооружение. И когда в ночь на 8 июня 1943 года первый морской бронекатер вышел на ходовые испытания, он уже был дополнительно оснащен 45-мм полуавтоматической пушкой и двумя 12,7 мм пулеметами ДШК по бортам боевой рубки.

Испытания показали, что грубые прямолинейные обводы цельносварного корпуса (в условиях блокированного города при остром дефиците топлива пришлось отказаться от горячей гибки металла) вызывают повышенное гидродинамическое сопротивление. При скорости 10,5 узла корабль гнал перед собой огромный водяной вал, на волнении 3-4 балла сильно зарывался носом, причем вода, заплескивавшаяся в клюзы, заливала башенные прицелы и пулеметы.

Учтя это, в конструкцию первых десяти МБК программы 1943 года внесли ряд изменений: установили фальшборт и крышки на клюзы, что уменьшило зарывание и заливание; сняли турельный пулемет с крыши боевой рубки; повысили герметизацию корпуса; устроили стеллажи для 12 глубинных бомб; сделали подводный выхлоп двигателей, что позволило устранить парение за кормой и тем улучшить прицельную наводку кормовой башни.

Следующие десять бронекатеров проекта 161, строившиеся по программе 1944 года (132), претерпели еще большие изменения. Криволинейные, более обтекаемые носовые обводы и удлиненный полубак улучшили ходкость катера и уменьшили заливаемость палубы. В поперечных переборках полностью убрали люки, что повысило непотопляемость. Рациональная компоновка позволила уменьшить размеры бронированной цитадели. Остойчивость корабля удалось повысить за счет снижения основания 37-мм автомата и уменьшения высоты боевой рубки. На ее крыше для улучшения обзора установили командирскую башенку танка Т-34 с люком и танковым перископом. Вентиляция в машинном отделении и артиллерийских башнях была улучшена с помощью трех электровентиляторов.

Начало активных наступательных операций советских войск на Карельском перешейке летом 1944 года можно назвать «звездным часом» в боевой биографии балтийских шхерных мониторов. В середине июня командующий Ленинградским фронтом маршал Л. А. Говоров при встрече с В. Ф. Трибуцем сказал:

- Сейчас нам надо штурмовать Выборг. А что будем делать с островами Бьеркского архипелага? Я не могу оставлять их с такими укреплениями на фланге армии.

И действительно, если взглянуть на карту, нетрудно убедиться, что к Выборгу, находящемуся в самом северовосточном углу залива, ведет извилистый фарватер между многочисленными островами. Для того, чтобы подойти к ним со стороны Кронштадта, надо миновать Бьеркский архипелаг - группу островов, протянувшихся вдоль берега Карельского перешейка с юго-востока на северо-запад. Из трех крупных островов архипелага ближайший к Кронштадту - Бьерке, далее идет Тиуринсари и. наконец, самый северный Пий-сари. По данным разведки, финны создали наиболее сильную противодесантную оборону в южных частях первых двух островов. Именно здесь были сконцентрированы дзоты, траншеи, проволочные заграждения и орудия разных калибров. Наступление советских войск заставило финнов усилить трехтысячный гарнизон этих островов частями морской артиллерии и кавалерийской дивизии. В Котке, Хамине и шхерах скрывалась целая эскадра легких кораблей - канонерских лодок, десантных барж, сторожевых кораблей и различных катеров.

Положение командования Балтийского флота осложнялось тем, что маршал Говоров не разрешил усиливать десантные части за счет войск Ленинградского фронта. И морякам приходилось рассчитывать только на свои силы: бригаду морской пехоты и соединение шхерных кораблей, состоявшее из канонерских лодок, морских и речных бронекатеров, артиллерийских катеров с реактивными установками, тендеров, дымзавесчиков и катеров-тральщиков.

Замысел операции, разработанной вице-адмиралом Ю. Ф. Раллем, состоял в том, чтобы нанести удар в тыл вражеской обороны - по острову Пийсари, и, захватив его, с тыла же ударить по Тиуринсари. После этого, считал Ралль, финны сами уберутся с Бьерке. В этой операции морским бронекатерам отводилась особая роль: именно они должны были прямой наводкой подавлять точечные цели, против которых действия авиации и тяжелой полевой артиллерии были недостаточно эффективны.

В ночь на 21 июня 1944 года три тендера с десантниками в сопровождении четырех катеров-дымзавесчиков м морского бронекатера МБК-505 под прикрытием дымовых завес вышли из залива Хумальеки и начали прорыв через пролив Бьеркезунд к острову Пий-сари. Достигнув деревни Хяркяля, тендеры развернулись фронтом на запад. С катерами-дымзавесчиками на флангах они устремились к острову. С севера их прикрывал бронекатер.

Когда до берега оставалось 500 м, противник открыл огонь из дзотов, находившихся на пристани и у ее основания. Вот тут-то и продемонстрировал свои боевые возможности МБК-505. Неуязвимый для вражеских пуль, он подошел вплотную к берегу и начал в упор расстреливать вражеские огневые точки. Благодаря этому высадка прошла без потерь: уткнувшись в прибрежный песок, тендеры поддерживали огнем быстро закреплявшийся на берегу десант. К 8 утра на острове был захвачен плацдарм шириной 400 и глубиной 300 м. Заняв круговую оборону, десантники одну за другой отбивали атаки врага. Необходимо было срочное подкрепление, но оно запаздывало. А тут еще с севера прорвались четыре вражеские артиллерийские баржи и несколько катеров и стали расстреливать тендеры. Положение спас МБК-505: устремившись навстречу вражеским кораблям, он вел с ними неравный артиллерийский бой, пока не подоспела на выручку наша авиация.

В 10 утра с материка на остров удалось перебросить стрелковую роту с 45-мм орудием, что облегчило положение десантного отряда. Тем временем враг снова усилил нажим. В 15.30 с севера в пролив Бьеркезунд на большой скорости вошли шесть вражеских кораблей - две быстроходные десантные баржи, два десантных судна типа «Зибель» и два бронекатера, - прикрывавшиеся дымзавесой с трех торпедных катеров. Приблизившись к месту высадки, вражеский отряд открыл сильный огонь, от которого на берегу загорелся лес.

И снова на пути неприятельского отряда стал МБК-505. Прижавшись к островному берегу, он ударил по врагу. Его поддерживала 45-мм пушка десантников и две 45-мм пушки с материкового берега. После 40-минутной канонады вражеские корабли, получив несколько прямых попаданий, отступили. Однако скоро, перестроившись в строй кильватерной колонны, они снова вошли в пролив, вытянулись вдоль побережья Пий-сари и возобновили огонь по плацдарму. Но ситуация к этому времени уже изменилась...

В составе атакующих находилось уже десять 45-мм пушек и 85-мм зенитная батарея. Вместе с МБК они обрушили на вражескую колонну шквал огня. Прямые попадания нескольких 85-мм снарядов заставили финнов поспешно отойти в Выборгский залив, где их корабли попали под удар нашей авиации.

К вечеру 21 июня десантники прочно закрепились на плацдарме. Противник поспешно отводил войска на юг острова Пийсари и одновременно начал туда переброску войск с острова Бьерке.

Наше командование развивало успех. Авиация бомбила переправы, к месту посадки через Бьеркезунд шли дымзавесчики, МБК, тендеры, а по материковому берегу - части морской пехоты и артиллерия. На рассвете 22 июня началась переброска на Пийсари еще двух батальонов, отдельной пулеметной роты и двух батарей.

Двигаясь на юг, эти части к 22 часам очистили остров до параллели 60° 25', где был оборудован вражеский оборонительный рубеж. Здесь опять завязались упорные бои, и вновь в них сыграли важную роль бронекатера. По целеуказаниям наших частей, наступавших на левом фланге острова Пийсари, два МБК успешно подавили огонь финских орудий с соседнего островка Суурсари. В первом часу ночи 23 июня два других МБК при поддержке с берега 85-мм зениток отогнали от северного входа в Бьеркезунд отряд неприятельских кораблей.

К утру Пийсари был полностью очищен от противника, и, как предполагал адмирал Ралль, под угрозой удара с тыла финские части начали спешно эвакуироваться с Тиуринсари и Бьерке. А к 27 нюня все острова архипелага были свободны от врага.

Шхерные мониторы участвовали во многих боевых операциях заключительного этапа Великой Отечественной войны: в высадке десантов на острова Выборгского залива, в Моонзундском десанте, в ликвидации оперативной группы «Замланд» в Восточной Пруссии.

В этих боях была наглядно продемонстрирована их повышенная живучесть и надежность защиты экипажа. Так, в конце апреля 1945 года во время высадки десанта у косы Фриш-Нерунг в боевую рубку МБК-513 рикошетом ударил 127-мм снаряд. Он раскололся, не разорвавшись, и только сорвал с петель броневую дверь. В октябре 1944 года у острова Абрука взрывом мины оторвало корму до броневой цитадели у МБК-510. И все же корабль остался на плаву. По свидетельству бывшего помощника командира этого катера В. Яковлева, горизонтальное бронирование МБК успешно выдерживало попадания 20-мм снарядов штурмовой авиации.

Тем не менее недостатки морских бронекатеров проекта 161 не были секретом для кораблестроителей: малая проектная скорость, недостаточный угол возвышения 76-мм танковых орудий, отсутствие упрощенных приборов управления артиллерийским огнем, без которых огонь танковых пушек по морским целям был недостаточно эффективен. Поэтому еще в начале 1944 года флот выдал задание на проектирование нового морского бронекатера с 85-мм универсальной артиллерией и скоростью хода 18-20 узлов. КБ Адмиралтейского завода разработало морской бронекатер проекта 186.

Килеватость мидель-шпангоута нового катера и несколько большее водоизмещение привели к увеличению средней осадки, что ограничивало использование корабля в десантных операциях. У него была сильно выдававшаяся носовая оконечность, обрезанная корма с наклонным транцем, возвышающиеся над палубой пулеметные барбеты и ходовая рубка с башней приборов управления стрельбой. Для катеров этого проекта разрабатывалась универсальная башня с углом возвышения 85-мм орудий, равным 80°, что позволило бы МБК вести успешную борьбу с катерами всех классов на дистанциях свыше 30 кабельтовых, с береговой артиллерией калибра до 76-мм, а также с авиацией противника. Расположение брони не изменилось, но ее толщину несколько уменьшили: она должна была гарантировать защиту от 15-мм пуль на дистанции 100 м.

В условиях военного времени не удалось снабдить новые бронекатера тремя дизелями по 1000 л. с. Их пришлось заменить двумя по 500 л. с. и довольствоваться скоростью хода 14,1 узла. В столь короткие сроки невозможно было отработать универсальную артиллерийскую башню, поэтому решили заменить ее стандартными башнями танка Т-34-85.

Головной корабль проекта 186 был заложен 31 августа 1944 года, за ним - еще 7 таких бронекатеров. Но участвовать в сражениях Великой Отечественной войны им не довелось: вступать в строй они начали только летом 1945 года, когда боевые действия на Балтике завершились. Испытания показали, что у МБК проекта 186 хорошие маневренные и мореходные качества, плавная бортовая и килевая качка, стрельба главного калибра отличалась высокой точностью...

Попытки создать морской бронекатер велись и в других странах.

Так, англичане начали работать над катером для поддержки десанта еще в 1938 году. За основу вначале взяли разработанный еще в 1926 году корпус пехотно-десантного катера, предназначенного для перевозки живой силы с судна на берег. Сравнительно небольшое водоизмещение таких кораблей сковывало инициативу проектировщиков: удачного бронекатера из них создать так и не удалось.

В декабре 1940 года в английском Адмиралтействе возникла идея создания бронекатера на базе более крупного десантно-транспортного катера образца 1926 года. За исполнение этого заказа взялась фирма «Торникрофт», которая в мае 1942 года представила проект десантного бронекатера L.С.S.(L)1 (133), предназначенного для противодействия вражеским танкам в районах высадки. Испытания экспериментального образца, проведенные весной 1943 года, продемонстрировали порочность замысла: никакие ухищрения не помогут 20-тонному катеру противостоять 40-тонному танку. А на увеличение веса накладывало запрет требование, согласно которому бронекатер должен приниматься на борт транспортного судна. Осознав всю безнадежность этих попыток, англичане обратили свои взоры на десантные корабли Группы 3 Б...

Г. СМИРНОВ, И. ЧЕРНИКОВ



Морской бронекатер МБК проекта 186, СССР, 1944 г. Головной корабль серии заложен 31 августа 1944 года. 5 июля 1945 года начались испытания. в строй флота вступил 18 августа 1945 года. Водоизмещение 163,5 т, мощность двух дизелей 1009 л. с., скорость хода 14,1 узла. Длина наибольшая 38,5 м, ширина 5,56 м, среднее углубление 1,55 м. Бронирование: цитадель - борт 30 мм, палуба 20 мм. оконечности - борт 13 мм, палуба 8 мм. Вооружение: две 85-мм пушки в башнпх танка Т-34-85, один 37-мм автомат, четыре 12,7-мм пулемета. Всего построено 8 единиц.



132. Морской бронекатер МБК проекта 161, СССР, 1944 г. Морские бронекатера проекта 161, строившиеся в 1944 году, отличались от своих предшественников 1943 года улучшенными обводами, меньшими размерами цитадели, усовершенствованной вентиляцией. Водоизмещение 163 т, суммарная мощность бензиновых двигателей 2300 л. с., скорость хода 13,1 узла. Длина наибольшая 37,4 м, ширина 5,6 м, среднее углубление 1,3 м. Бронирование: борт цитадели 25 - 50 мм, палуба 25 - 30 мм. Вооружение: две 76-мм пушки в танковых башнях Т-34, один 37-мм автомат, два 45-мм полуавтомата, два 12,7-мм пулемета. Всего построено 10 единиц.



133. Бронекатер поддержки десанта L.С.S.(L)1, Англия, 1943 г. Экспериментальный катер L.С.S.(L)1 (Лэндинг крафт суппорт, лардж, Марк I) разработан фирмой «Торникрофт» в 1942 году. Испытан в 1943 году. Предназначался для борьбы с танками противника в районах высадки десантов. В серию не пошел. Водоизмещение 24,5 т, мощность двух бензиновых моторов 330 л. с., скорость хода 10,75 узла. Длина наибольшая 14,31 м, ширина 3,84 м, среднее углубление 1,12 м. Бронирование: борт, переборки, стенки башни - 9 мм, палуба и крыша башни - 6 «м, рулевое отделение - борт 12 мм, крыша 7,2 мм. Вооружение: одна 40-мм пушка в танковой башне, 102-мм миномет, два 12,7-мм пулемета.



Источник: "Моделист-Конструктор" 1987, №9
OCR: mkmagazin.almanacwhf.ru



Новости Партнеров

Дизан группы A4J
Rambler's Top100