МОТОПРОПОЛЬЩИК

Амброзия... Этот злостный сорняк, распространенный в южных областях нашей страны, доставляет много хлопот земледельцам. Быстро разрастаясь на приволье, он сильно истощает и иссушает землю, на полях заглушает культурные растения. Амброзия — частая причина отравления домашних животных, а у человека ее едкая пыльца может вызвать тяжелую болезнь — сенную лихорадку.

Неприхотливость и способность к быстрому восстановлению амброзии так велика, что многие химические средства оказываются против нее бессильными, ну а те, которым сорняк «по зубам», к сожалению, не безвредны для других культур. Скашивание также недостаточно эффективно, так как после него растение начинает сильно куститься. Даже культивация не дает желаемого результата.

Одно из решений задачи предложили школьники — члены кружка первичной организации ВОИР северской средней школы № 44 Краснодарского края. Они тщательно изучили природу амброзии и, проведя ряд опытов, установили, что единственно надежный способ борьбы с ней — выдергивать растение вместе с корнем. Но делать это вручную тяжело. И тогда появился на свет мотопропольщик.

Принцип его работы таков. Небольшой бензиновый двигатель через понижающие коническую и цепные передачи приводит во вращение мотовило. Оно представляет собой две металлические крестовины с установленными между ними на подшипниках четырьмя деревянными рабочими валками. Вал мотовила — двойной; вращение через его наружную трубу передается крестовинам, а от внутреннего вала, с помощью двух цепных передач, — рабочим валкам. В нижней части рамы на подшипниках монтируется подборочный барабан — так, чтобы минимальный зазор между ним и рабочими валками составлял около 1,5 мм. При движении машины по заросшему сорняками полю рабочие валки наклоняют растения, прижимают их стебли к подборочному барабану и выдергивают из земли вместе с корнями.

В конструкции использованы двигатель от бензопилы «Дружба», редукторы (червячный с передаточным отношением 1:40, конический 1:1) и муфта сцепления от списанной сельхозмашины, звездочки и цепи от вело- и мототехники.

Рама сварена из стальных уголков 25X25 мм. Она имеет опоры для монтажа двигателя и редукторов, стойки топливного бака, элементы крепления осей передних и задних колес, промежуточного вала, щитка и подборочного барабана. Наклонные стойки — опоры вала мотовила — крепятся болтами в продольных пазах рамы. Это позволяет регулировать зазор между рабочими органами.

Наиболее трудоемкая в изготовлении деталь — мотовило. К стальной трубе с внутренним Ø40 мм приваривают с обеих сторон 4 стальных полосы толщиной 8 мм. На концах получившихся крестовин в кольцах — отрезках стальных труб — устанавливают подшипники № 203 — опоры рабочих валков. Внутренний вал мотовила вытачивается из стального прутка Ø20 мм. Через два подшипника № 203 он опирается на кронштейны рамы, а еще двумя поддерживает надетую на него трубу — вал крестовин. Последние приводятся во вращение цепной передачей от промежуточного вала: со звездочки с Ø = 19 на звездочку с Z= 48, приваренную к трубе.

Другая цепь со звездочки Z=32 на промежуточном валу на звездочку Z=19 вращает внутренний вал. На его противоположном конце жестко закреплены еще две звездочки Z=19. Каждая из них приводит в движение своей цепью по два рабочих валка.

Подборочный барабан и рабочие валки выточены из твердой древесины, оклеены листовой резиной и смонтированы в подшипниковых узлах с помощью металлических фланцев. Чашеобразные фланцы подборочного барабана опираются своими шипами на подшипники, установленные в кронштейнах рамы.

Передаточное отношение трансмиссии и кинематика привода обеспечивают при номинальном режиме двигателя вращение вала мотовила с частотой 30 об/мин, а рабочих валков — около 100 об/мин в том же направлении.

Полевые испытания мотопропольщика показали отличные результаты. Он получился надежным и эффективным. Выявились и некоторые недостатки конструкции: слишком длинна база, отсутствие поворотных колес и мотопривода на колеса усложняет управление. Полезно оснастить машину транспортером для удаления выдернутых растений, пружинным амортизатором кронштейна мотовила, поставить ограждения цепей. Надеемся, что те, кто заинтересовался пропольщиком, учтут наш опыт и создадут более совершенный механизм.

Н. ОБРЕЖА, ст. Северская, Краснодарский край



Рис. 1. Устройство мотопрополыцика (на виде сверху мотовило, щиток и топливный бак условно не показаны): 1 — ручка, 2 — двигатель, 3 — заднее колесо, 4 — топливный бак, 5 — щиток, 6 — мотовило, 7 — рычаг сцепления, 8 — поворотная рукоятка «газа», 9 — рама, 10 — червячный редуктор, 11 — конический редуктор, 12 — муфта сцепления, 13 — промежуточный вал, 14 — подборочный барабан, 15 — переднее колесо. А — цепь привода мотовила, Б — цепь привода внутреннего вала мотовила.



Рис. 2. Мотовило: 1 — крестовина, 2 — подшипник внутреннего вала № 203, 3 — цепной привод рабочих валков, 4 — звездочка рабочего вала (Z — 10), 5 — подшипник № 203, 6 — рабочий валок, 7 — вал мотовила, 8 — внутренний вал, 9 — звездочка вала мотовила (Z = 48), 10 — звездочка внутреннего вала (Z= 19).

Чертежи для печати

Источник: "Моделист-Конструктор" 1986, №6
OCR: mkmagazin.almanacwhf.ru



Новости Партнеров

Дизан группы A4J
Rambler's Top100