МАЛ, ДА УДАЛ!

Мотоблок самостоятельной постройки стремятся сделать наиболее универсальным. Это и понятно: ему предстоит выполнять самые разнообразные сельскохозяйственные операции. Однако создать конструкцию, наиболее оптимальную для любой работы в подсобном хозяйстве, совсем непросто. Так, мощный, тяжелый мотоплуг, как правило, слишком широк и неповоротлив в междурядье, а юркому мотокультиватору не одолеть вспашки плотной земли.

Одно из решений этой проблемы предлагает наш читатель из Краснодарского края В. Яковлев. Его компактный одноколесный мотоблок поможет в обработке грядок, не повредит близко посаженные растения, а при необходимости всего за 10 минут превратится в двухколесный мотоплуг.

* * *

Основное назначение моего мотоблока — междурядная обработка — во многом определило особенности его конструкции. Он должен быть маневренным, компактным, шириной не более 250 мм. А так как земельный участок расположен довольно далеко от дома, хотелось сделать мотоблок легким. Однако, понимая, что для глубокой культивации легкой машине не хватит сцепления с грунтом, предусмотрел возможность быстрой замены одного колеса двумя.

Кинематическую схему выбрал, пожалуй, наиболее распространенную — двухступенчатую цепную передачу! двигатель — промежуточный вал — ведущее колесо.

Сваренная из стальных уголков 32X32 мм рама представляет собой жесткую ферму. К поперечным уголкам верхнего каркаса крепится двигатель от бензопилы «Дружба» с редуктором. Перед ним на кронштейне из уголка 15X15 мм небольшой топливный бак, а на передних вертикальных угловых стойках рамы — опоры промежуточного вала. Корпуса подшипников ходового вала устанавливаются на болтах под продольными уголками нижнего каркаса. А его задняя поперечина из стального стержня квадратного сечения служит для навески рабочих орудий.

Одноколесная компоновка предъявляет повышенные требования к точности размещения узлов на раме. Так, общий центр тяжести должен располагаться точно над опорной поверхностью колеса. Поэтому несколько смещенный за ось колеса двигатель уравновешивается дополнительным грузом — металлическим брусом, подвешенным в передней части рамы.

Ручки управления изготовлены из стальных труб 0 28 мм и соединены для жесткости перекладиной.

В первой ступени цепной передачи используются звездочки от мопеда. Малой с Z=14 заменяется звездочка протяжки пилы двигателя, а большая Z=41 крепится на промежуточном валу. Колесная цепная передача цепью с шагом 19,05 мм также понижающая: от ведущей звездочки промежуточного вала Z=10 к колесной с Z=36.

Промежуточный вал — стальной стержень Ø30 мм, опирающийся своими хвостовиками в подшипники № 60204, Ступицы обеих звездочек жестко зафиксированы на нем стопорными болтами.

Ведущим колесом в одноколесном варианте служит обрезиненный каток от серийного культиватора. На нем параллельно оси закреплены 12 грунтозацепов из уголка 20X20 мм длиной 90 мм.

Ступицы колеса и звездочки фиксируются на своей оси радиальными болтами, и потому узел может быть легко разобран для замены на двухколесный. Колеса в этом варианте используются другие: металлические, штампованные, от сельхозтехники. Грунтозацепы к ним из стальных уголков 25X25 мм и длиной 100мм можно приварить «елочкой» по 16 штук на каждое. Звездочка на ведущем валу Крепится таким же образом и на том же месте, как и в одноколесном варианте. А колеса с помощью шпонок и стопорных болтов — на его хвостовиках. Подшипники ведущего вала, установленные в закрытых корпусах, надежно защищены от грязи войлочными уплотнениями. Колея мотоблока с двумя колесами определяется величиной ведущего вала и может легко изменяться. В одноколесном же варианте самой широкой частью машины оказалась рама — всего 225 мм. Это позволило изготовить и эффективно применять целый комплект вспомогательного навесного оборудования для обработки грядок. Мотоблок может бороновать после вспашки, прокладывать борозды различной глубины, окучивать грядки, рыхлить узкими граблями, подкапывать, проводить различные виды культивации и даже сеять и вносить удобрения на определенную глубину.



Общий вид одноколесного мотоплуга: 1 — ручки, 2 — двигатель, 3 — топливный бак, 4 — промежуточный вал, 5 — противовес, 6 — рама, 7 — корпус подшипника, 8 — колесо, 9 — кронштейн для навесных орудий, 10 — лапа культиватора.





Промежуточный вал: 1 — корпус подшипника, 2 — ведущая звездочка Z1=10, 3 — стопор-вый болт М6, 4 — промежуточный вал, 5 — фиксирующий болт М10, 6 — ведомая звездочка Z2=41, 7 — подшипник № 60204.

Ведущее колесо (одноколесный вариант): 1 — ступица колеса, 2 — ведущий вал, 3 — гайка фиксирующего болта (приварена к ступице), 4 — фиксирующий болт М10, 5 — крышка корпуса, 6 — корпус подшипника, 7 — элементы крепления колеса к ступице, 8 — колесная звездочка Z4=36. 9 — болт крепления грунтозацепа М6Х70, 10 — обрезиненное колесо, 11 — грунтозацеп.

Ведущая ось (двухколесный вариант): 1 — грунтозацепы, 2 — колесо, 3 — ведущий вал, 4 — шпонка, 5 — крышка корпуса подшипника с фетровым уплотнением; остальные детали с одноколесного варианта.

Кинематическая схема трансмиссии: 1 — двигатель, 2 — редуктор (1-3), 3 — ведущая звездочка Z1=14 от мопеда, 4 — цепь, 5 — промежуточный вал, 6 — ведомая звездочка промежуточного вала Z2=41 от мопеда, 7 — ведущая звездочка промежуточного вала Z3=10, шаг 19,05 мм, 8 — колесо, 9 — колесная звездочка Z4=36. шаг 19,05 мм.

Чертежи для печати

Источник: "Моделист-Конструктор" 1986, №1
OCR: mkmagazin.almanacwhf.ru



Новости Партнеров

Дизан группы A4J
Rambler's Top100