САМОДЕЛЬНЫЙ МОТОБЛОК «СИБИРЯК»

Простота в изготовлении и обслуживании, надежность, универсальность - вот качества, которых я хотел добиться, изготавливая мотоблок. Теперь, после двух лет эксплуатации в подсобном хозяйстве, могу сказать, что поставленная цель достигнута: машина стала незаменимым помощником - с комплектом навесного оборудования мотоблок используется для вспашки, культивации, окучивания, боронования, а зимой - для расчистки дорожек от снега. В. сцепке с одноосной тележкой, оборудованной деревянным кузовом и сиденьем водителя, получается самоходное шасси грузоподъемностью до 200 кг.

Рама мотоблока сварена из стальных труб квадратного и прямоугольного сечения. Ее лонжероны - два метровых отрезка сечением 42 X 42 X 3 мм. К их концам приварены поперечные балки длиной 230 мм и сечением 30X30X3 мм. Рама усилена центральной поперечиной. Рядом с ней - под лонжеронами - приварены две опоры моста из отрезков прямоугольной трубы 45 X 20 X 3 мм.

Опорой двигателю и топливному баку служит согнутый из толстой стальной полосы П-образный кронштейн шириной 40 мм.

В качестве силового агрегата использован двигатель бензопилы «Урал МП-5» мощностью 5 л. с. К картеру подсоединен конический редуктор от бензопилы «Дружба». Через установленную на выходном валу редуктора звездочку Z1 (16 зубьев) и цепь (шаг 12,7 мм) крутящий момент передается на звездочку Z2 первичного вала коробки перемены передач от мотороллера «Вятка».

Такая компоновка агрегатов может показаться излишне усложненной. Действительно, использовать двигатель от мотороллера в сборе с коробкой было бы проще, однако я выбрал этот вариант, исходя из наличия у меня деталей и узлов.

Так как двигатель довольно высокооборотный и трех передач в коробке недостаточно, предусмотрена возможность замены входной звездочки передач, чтобы получить необходимый диапазон скоростей для вспашки и транспортных операций. При установке звездочки с 36 зубьями получаем трансмиссию с высоким крутящим моментом, а с 16 зубьями - более быстроходную, обеспечивающую максимальную скорость мотоблока до 20 км/ч.

Чтобы при замене большой звездочки на малую цепь не провисала, в передаче имеется натяжная звездочка, ось которой можно перемещать в пазу лонжерона.

Выходная звездочка коробки передач Z3 (15 зубьев) связана цепью (шаг 19,05 мм) со звездочкой Z4 (11 зубьев) заднего редуктора от грузового мотороллера ТГА-200 «Муравей».

Чтобы обеспечить жесткую зависимую подвеску колес, пришлось провести ряд доработок. Из стального прутка вытачиваются две полуоси, причем подшипниковой шейке придается размер, обеспечивающий посадку внутреннего кольца подшипника с натягом. Это необходимо для предотвращения осевого смещения полуосей. Затем на одном из концов каждой полуоси приваривается шлицевал муфта, а на другом, после установки кольца под защитное уплотнение, - колесная ступица. Эти детали можно использовать от полуосей «Муравья».

Несущий корпус полуоси изготавливается из толстостенной стальной трубы наружным диаметром не менее 60 мм и длиной 220 мм. С одной из сторон растачивается отверстие Ø52 мм, предназначенное для двух шариковых подшипников № 205, и канавка для фиксирующего их пружинного кольца. Предохранит подшипники от грязи и удержит в них смазку кольцевое уплотнение из толстого листа войлока, установленное между двумя стальными пластинами. Другой конец корпуса вваривается во фланец, присоединяемый болтами к картеру моста. Таким образом, картер редуктора с корпусами полуосей в сборе образует жесткий несущий мост. Он прочно закрепляется на раме четырьмя болтами, пропущенными через отверстия лонжеронов рамы, а также двумя стремянками, прижимающими концы корпусов полуосей к опорным кронштейнам.

На шпильках ступиц полуосей монтируются колеса от мотороллера. Их диски несимметричны, что позволяет менять колею: 500 мм для обработки междурядий и 650 мм для транспортных работ.

Увеличить сцепление можно с помощью простых грунтозацепов, изготовленных из отслужившей элеваторной цепи зернокомбайна с удаленными скребками. Цепь соединяется в кольцо по размеру наружного диаметра приспущенного колеса. Разместив его посредине беговой дорожки, накачиваем шину - грунтозацепы прочно сядут на покрышку.

Все управление агрегатами мотоблока скомпоновано на руле - двух изогнутых соответственно росту водителя стальных трубах Ø22-25 мм, прикрепленных болтами к лонжеронам рамы. Здесь расположены рычаги дросселя карбюратора, выключения сцепления, переключения скоростей, включения реверса моста, а также кнопка остановки двигателя.

Для уменьшения вибрационных нагрузок все агрегаты силовой установки, кроме ведущего моста, монтируются на раме через резиновые прокладки.

Навесное оборудование может быть самым разнообразным - исходя из конкретного назначения и условий эксплуатации, ну а тяговые характеристики мотоблока вполне позволяют применять однолемешковый плуг, культиваторы и окучники на два рядка, зубовую борону шириной 80 см и бульдозерный отвал шириной около 70 см.

Для выполнения разнообразных транспортных операций мотоблок соединяется с одноосной тележкой. На ее сваренной из стальных профилей раме закреплены вместительный деревянный кузов, сиденье водителя и поворотное сцепное устройство, обеспечивающее вертикальную жесткость соединения. Колеса с тормозными барабанами (от «Муравья») оборудованы механическими тормозами, управляемыми педалью с места водителя.

Думаю, что возможности машины еще не исчерпаны. Работы по ее совершенствованию продолжаются. Так, например, задумал я сделать вывод вала отбора мощности, чтобы использовать двигатель для привода всевозможных навесных и прицепных орудий.

М. ВАСИЛЬЕВ, с. Можарки, Красноярский край



Рис. 2. Кинематическая схема мотоблока: 1 - подшипники полуосей № 205, 2 - полуось. 3 - выходной вал редуктора моста. 4 - редуктор моста, 5 - звездочка ведущего моста Z4(11 зубьев, шаг 19,05 мм). 6 - цепь (шаг 19,05 мы), 7 - звездочка выходного вала коробки передач Z3 (15 зубьев, шаг 19,05 мм), 8 - коробка передач от мотороллера «Вятка», 9 - звездочка входного вала коробки передач Z2 (16 или 36 зубьев, шаг 12,7 мм), 10 - цепь (шаг 12,7 мм), 11 - звездочка редуктора двигателя Z1 ( 16 зубьев, шаг 12,7 мм), 12 - конический редуктор от бензопилы «Дружба», 13 - двигатель.



Pис 3. Рама мотоблока: 1 - поперечная балка, труба 30X30X3 мм, 2 - лонжерон, труба 42X42X3 мм, 3 - центральная поперечина, труба 45X20X3 мм 4 - опора моста, труба 45X20X3 мм, 5 - вертикальная направляющая прицепного кронштейна, труба 42X20X3 мм, 6 - стремянка крепления прицепного кронштейна, стальной пруток Ø10 мм, 7 - продольная балка прицепного кронштейна, труба 42X42X3 мм, 8 - паз крепления оси натяжной звездочки.

Рис. 6. Установка заднего моста: 1 - продольный лонжерон рамы, 2 - болт крепления картера редуктора ведущего моста, 3 - дистанционные втулки. 4 - ведущий мост, 5 - опоры моста, 6 - стремянка, 7 - корпус полуоси, 8 - фланец.

Чертежи для печати

Источник: "Моделист-Конструктор" 1985, №2
OCR: mkmagazin.almanacwhf.ru



Новости Партнеров

Дизан группы A4J
Rambler's Top100