Самодельный МИНИ-ДЖИП: И ГОРОДУ И СЕЛУ

Первоначальный опыт автостроения многие самодельщики получали на переоборудовании мотоколясок. Да и вообще весь отечественный «автосам» вырос на транспортных средствах с мотоциклетными двигателями. Причем новичка эта .техника привлекает не только доступностью приобретения исходных узлов и агрегатов, но и сравнительно небольшим сроком доведения своего детища до уровня «пассажирского транспорта».

Конструкция обеих моделей мотоколясок (СЗА и СЗД) рамная, причем их кузов не отличается легкостью, поэтому всегда есть возможность существенно снизить массу будущей машины. Один из путей достижения этого - отказаться от закрытого «купе» и дверей, выбрав в качестве прототипа многочисленное семейство джипов, популярность которых объясняется прежде всего их универсальностью. (Вспомним хотя бы знаменитый «виллис»: скажем, в США он исправно служил и в армейской разведке, и в качестве командирского «коня», и тягачом полевой пушки, а после войны и микротрактором в маленьких фермерских хозяйствах.) За счет такого упрощения, а также тщательного соблюдения весовой дисциплины при переоборудовании машины, можно уложиться в общий (сухой) вес в 400 и даже в 350 кг, что позволит соответственно повысить грузоподъемность, скорость, проходимость.

Трехместные мини-джипы «Истра-3» были изготовлены в подмосковном городе Истра под руководством автора и предназначались для загородных поездок, походов, рыбалки, охоты. Преимущественно летняя эксплуатация определила некоторые конструктивные особенности: складной тент и откидное ветровое стекло. В результате машина получилась очень удобной в хранении: если снять аккумулятор, ее можно поставить вертикально на бампер, - в этом случае она займет площадь в сарае не более 1 м2.

Кузов автомобиля при той же, что и у СЗД колее, несколько шире серийного. Это позволило устанавливать рядом с сиденьем водителя еще одно двухместное сиденье или возможность размещать груз площадью 0,8x0,7 м и весом до 200 кг.

В конструкции мини-джипа от мотоколяски СЗД использована нижняя часть рамы с полом, а также подмоторная часть основной рамы. Вырезать эти элементы следует очень осторожно, чтобы не повредить механизмы управления и электропроводку. От мотоколяски взята и рама с ветровым стеклом, хотя ее можно заимствовать и от ветрового окна ГАЗ-69.

Для дальнейшей работы нужно установить раму (со всей ходовой частью) на подставки в горизонтальном положении. Горизонтальность как продольную, так и поперечную, следует проверять по хорошему уровню. Чтобы быть уверенным в учете крайних положений подвески колес, лучше сразу поднять машину таким образом, чтобы все колеса оказались на весу, - это будет нижнее положение подвесок. Затем раму нагружают (например, кирпичами или цементными блоками) - так, чтобы при отжиме, скажем, домкратом каждого колеса вверх рама не поднималась - это будет верхнее положение колес. В данном положении проверяется и свобода поворота передних колес.

Наружную раму кузова размерами 2600x1300 мм можно сварить из обычных водопроводных труб сечением Ø 33,5x3,25 мм. Еще лучше тонкостенные трубы Ø 33X2 или 032x2. Вес этой рамы с четырьмя подкосами в первом случае 23 кг, во втором - 14 (на 9 кг легче!). Во всех подобных случаях на массе машины по возможности надо экономить, ибо мощность двигателя ИЖ-П2 невелика.

После сварки наружной рамы следует проконтролировать размеры диагоналей - они должны отличаться не более, чем на 5 мм, перекос в свободном состоянии не более 10 мм.

Готовую раму кладут также на подставки, располагая ее относительно ходовой части по размерам, указанным на чертеже. При этом удобно пользоваться нитками с грузиками, опускаемыми по периметру наружной рамы в нужных точках: здесь также важно выдержать горизонтальность и основной рамы, и наружной. После этого устанавливают раскосы колесных ниш (из тех же труб; длина заготовок 320 мм) и фиксируют их сваркой. После дополнительной проверки и выправки производят окончательную сварку. Эту ответственную операцию желательно поручить профессиональному сварщику.

Вспомогательные элементы каркаса кузова делаются из более легких труб, например, Ø 20x1,5. Последовательность та же: пригонка заготовок по месту, фиксация зажимами (можно деревянными), прихватка, правка, окончательная сварка. После сварочных работ швы зачищают, обезжиривают (хотя бы протиркой тряпками, смоченными в бензине), тщательно грунтуют.

Обшивают кузов листовой сталью толщиной 1 мм, а еще лучше - жестким дюралюминием (Д16Т) толщиной 1 - 1,5 мм. Крепление обшивки к трубам каркаса - винтами М5 с шагом 80 - 120 мм. После разметки отверстия хорошо прокерниваются, сверлятся Ø 4,1 - 4,2 мм и нарезаются метчиками М5. Для повышения жесткости панелей и снижения шумности при езде надо либо предварительно сделать в заготовках продольные зиги, либо изнутри подложить фанеру формой, повторяющей панель, отступая по периметру на 20-50 мм и закрепив ее винтами или заклепками с шагом 150-200 мм.

Переднюю крышку (багажника) можно крепить «патефонными» замками: достаточно по два спереди и по бокам. Крышку мотоотсека - таким же образом, но если планируется оборудовать над ней багажный отсек, то замков должно быть больше, а саму крышку необходимо усилить профилями или более толстой фанерой.

Прочие части конструкции не столь принципиальны, и их каждый сможет решить самостоятельно. Это относится к размещению фар и световой сигнализации, дугам тента и фиксации его полотнища, установок ветрового стекла в основном и опущенном положении и т. п.

Органы управления используйте готовые, от мотоколяски. Если раздобыть их не удастся, скопируйте или заимствуйте от «Запорожца» или «Москвича».

Конечно, при постройке собственной машины повторять внешний вид «Истры-3» не обязательно. Однако не забывайте, что ваш автомобиль должен иметь свое «лицо». Часто в подобных случаях самодельщики прибегают к «бутафории»: например, имитируют радиатор. Тут к месту процитировать знаменитого архитектора Корбюзье: «Красота в функциональности». В «Истре-3» «лицо» функционально. Запасное колесо, например, служит явно выраженным буфером (настоящим, не декоративным!) в случае лобового удара. Дуги ограждения фар совместно с габаритными ручками (для вытаскивания машины из кюветов или канав) создают достаточно выразительный, отличный от других, облик джипа. Эта особенность «Истры-3» отмечалась и на конкурсе самодельных автомобилей, где были представлены две такие машины.

Можно использовать джип и в качестве мини-трактора: для этого задние колеса следует снабдить грунтозацепами любого типа.

Вместо шин размером 5.00-10 от мотоколяски на те же диски можно поставить шины 4.00-10 от мотороллера. На относительно широких дисках мотороллерная резина получает интересный «арочный» вид, прилегание к дорожному полотну улучшается (так делают с шиной 5.00-10 в багги, для чего специально уширяют диски). Это заметно улучшает плавность хода, которая, как известно, зависит от отношения неподрессоренных масс к подрессоренным, а вес колеса с мотороллерной резиной почти вдвое легче. В этих же целях лучше брать колеса СЗА, которые легче, чем у СЗД (с гидротормозами): для облегченной машины достаточен механический привод тормозов, особенно если установить его и на передние колеса. Да и вид у джипа с такими «неузнаваемыми» колесами много интересней. Правда, проходимость и скорость несколько снизятся.

Скорость мини-джипа с ходовой частью мотоколяски - примерно 60 км/ч. Эксплуатация вездехода в конкретных условиях выявит, есть ли запас мощности. Это обнаружится по завышению числа оборотов при полном газе - двигатель «ревет». Значит, надо снизить передаточное число, что позволит повысить максимальную скорость до 70-80 км/ч (в зависимости от состояния двигателя). В мотоколяске отношение чисел зубьев ведущей звездочки (на выходном валу двигателя) к ведомой (на входном валу коробки главной передачи) 20:16=1,25. Но можно заменить ведущую звездочку на одну из ижевских мотоциклетных с числом зубьев 17 или 18 или переделать ведомую, сточив старый венец и наварив новый, срезанный с ведущей звездочки мотоколяски, доведя таким образом передаточное отношение до единицы. Можно пристроить и венец от любой другой ижевской звездочки Z = 15 - 18. Поскольку замена звездочки сама по себе несложна, то неплохо иметь и сменные: например, для дальних поездок передачу 15:15=1, для огородных работ - 20:15=1,33.

На рисунках показано переоборудование модели СЗА, как более сложное: в случае использования в качестве исходной модели СЗД часть переделок упрощается за счет применения некоторых элементов обшивки кузова.

П. ЗАК, инженер





Источник: "Моделист-Конструктор" 1988, №9
OCR: mkmagazin.almanacwhf.ru



Новости Партнеров

Дизан группы A4J
Rambler's Top100