ПАРУСНЫЕ ДОСКИ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

За два десятилетия существования виндсерфинга техническое оснащение этого вида спорта претерпело немало изменений. Стараниями энтузиастов парусная доска из неуклюжего плавсредства, представлявшего собой обычный прибойный серфер с приделанным парусом, превратилась в снаряд, воплотивший в себе самые современные достижения аэро- и гидродинамики и изготовленный из таких материалов, которые ранее применялись разве что в авиакосмической технике, - например, углепластик и кевлар. Эволюция виндсерфинга была стремительной. Еще первое поколение парусных досок не успело устареть, как возник новый тип снарядов, названный «виндгляйдерами» (от английского слова «глайд» - глиссировать) и в 1980 году получивший статус олимпийского класса (подробнее о нем см. в «М-К» № 7 за 1982 год). А уже в июле 1986 года на Играх доброй воли в Таллине впервые в стране состоялись гонки на снарядах «аквата» - новых мини-парусниках, рассчитанных на высокие скорости движения в режиме глиссирования.

Общий вид «акваты-370» (цифры означают длину корпуса) показан на рисунке. В отличие от виндгляйдера снаряд имеет слегка килеватую форму с вогнутыми обводами типа «крыло чайки». Объем корпуса сравнительно большой - 230 л. Три продольных киля и острые кромки скул обеспечивают выход на режим глиссирования при ветре свыше двух баллов (3,3 м/с.) Для удержания доски в этом же режиме при разворотах борта имеют характерный завал по всей длине корпуса.

Чтобы обеспечить устойчивость на курсе при глиссировании по гребням волн, «аквата» оснащена плавничком увеличенной площади. Последний способен перемещаться по длине в кормовой части доски, благодаря чему можно подобрать его оптимальное положение.

Узкий профилированный шверт большого удлинения установлен на шарнире и может занимать любое промежуточное положение - от полностью опущенного до целиком убранного в корпус. Мачта крепится к подвижному степсу, что позволяет спортсмену регулировать ее положение непосредственно во время гонок, если этого требует изменение направления ветра. Высоту мачты также можно изменять в пределах от 4930 до 5300 мм с помощью регулируемого шпора, а также съемного топа.

При создании «акваты» западногерманская фирма-изготовитель применила самую современную технологию. Оболочка корпуса состоит из нескольких слоев: снаружи - декоративный слой с добавками красящих веществ; под ним - слой ткани из полиамидных волокон - кевлара, воспринимающего сжимающие, растягивающие и ударные нагрузки; затем следует твердый пенопласт - заполнитель «сандвича»; последний слой, обеспечивающий общую жесткость корпуса, - продольные полосы углеволокна, пропитанные эпоксидной смолой.

При выклейке «сандвичевых» оболочек палубы и днища между ними закладывается полиуретановый болван, изготовленный в соответствии с обводами корпуса за вычетом толщины наружной оболочки. Для улучшения сцепления подошв специальной обуви спортсмена с палубой последняя покрыта вспененным полиуретановым лаком.

Разумеется, повторить технологию фирмы-изготовителя «акваты» в любительских условиях практически невозможно, однако использовать некоторые примененные ею принципы вполне реально. Например, желающим сделать парусную доску нового типа своими руками можно рекомендовать выклеить в матрице оболочку в виде сандвича с использованием твердого пенопласта. О том, как изготовить мастер-модель и матрицу для выклейки корпуса виндсерфера, уже рассказывалось в «М-К» № 7 за 1982 год. А описание наиболее эффективного способа выклейки корпуса методом вакуумного формования приводилось в журнале «Катера и яхты» (см. № 2 за 1985 год).

Для повышения общей жесткости корпуса в него при склеивании палубной и днищевой оболочки вкладывают два смазанных эпоксидной смолой продольных лонжерона, вырезанных из твердого пенопласта и подогнанных по форме внутренней полости корпуса доски.

Поворотный шверт целесообразно сделать по рекомендациям журнала «Катера и яхты» № 3 за 1981 год.

«Аквата-370» оснащается парусами различных размеров. На Играх доброй воли в комплекте было два паруса: 5,8 и 7,0 м2. Паруса имеют сквозные латы из стеклопластика. Передняя часть сшита из тяжелого дакрона, а задняя из майлара - комбинированного материала редкого переплетения, покрытого с обеих сторон блестящей полупрозрачной пленкой.

По условиям гонки парус может настраиваться при помощи талей с двухшкивными блоками на кормовой оковке гика (для регулировки шкотового угла) и на нижней части мачты (для оттяжки галсового угла паруса).

Из-за сравнительной сложности и достаточно высокой стоимости парусные доски типа «аквата» рассчитаны прежде всего на спортсменов высшей квалификации. Поэтому для любителей виндсерфинга не менее привлекательны более простые и легкие доски, предназначенные для соревнований в экстремальных условиях - в очень свежий ветер, на прибойной волне. За рубежом они получили название «фан», что в переводе с английского означает: «игра», «забава». При длине доски 2,6...2,9 м - объем корпуса «фана» составляет всего 75...90 л (в 2.5...3 раза меньше, чем у «акваты»). В слабый ветер самые малые суда этого класса не выдерживают веса спортсмена и погружаются в воду. Однако при ветре в 4-5 баллов «фан» выходит на режим глиссирования и может развивать огромную скорость. Именно на таком типе доски с парусом площадью 4 м2 в июле 1986 года был установлен новый абсолютный рекорд скорости под парусом французом Паскалем Мака - 71 км/ч (38,86 узла). Заметим, что предыдущий рекорд принадлежал 18-метровому катамарану «Кроссбау-Н» с огромной площадью парусности - 130 м2!

Создание спортивных снарядов для экстремальных условий потребовало от конструкторов большой изобретательности. Одной из самых серьезных проблем было обеспечение устойчивости на курсе. При больших скоростях широкая корма доски, облегчающая выход на глиссирование, создавала избыточную подъемную силу, вызывающую так называемое «дельфинирование» - продольное раскачивание корпуса.

В дополнение к этому на большой скорости к кормовому плавнику с поверхности прорывался воздух, вследствие чего возникала кавитация, снижающая устойчивость на курсе. Чтобы уменьшить излишнюю площадь в корме, на досках типа «фан» максимальную ширину смещают ближе к носу, а корму зауживают. При этом уменьшается и общая смоченная поверхность корпуса, что также способствует повышению скорости.

В целях уменьшения рыскливости в корме устанавливают от двух до четырех плавников с увеличенной суммарной площадью, благодаря чему появляется возможность идти при курсе бейдевинд (круто к ветру) без шверта. Иногда профили плавников делают асимметричными по отношению к средней линии доски, что повышает ее маневренность. Спортсмен, создавая крен на тот или иной борт, может совершать поворот, не прибегая к манипуляциям парусом, как это необходимо для обычного виндсерфера, и не теряя таким образом скорости. Существует и еще один способ повышения устойчивости - создание в кормовой части днища продольных углублений - тоннелей или килеватых обводов типа примененных на «аквате».

Для облегчения управления доской типа «фан» при сильном волнении, когда она совершает прыжки в воздухе с волны на волну, на палубе устанавливают несколько пар ножных ремней.

Часто при высоких скоростях спортсмен вынужден перемещаться на корму и сильно наклонять мачту назад, из-за чего шкотовый угол паруса начинает «замываться» волной. Поэтому на «фанах» применяют специальные паруса с укороченной задней шкаториной. При вертикальном положении мачты шкотовый угол паруса оказывается приподнятым вверх, однако в установившемся режиме глиссирования гик принимает горизонтальное положение, что более удобно в этой напряженной ситуации.

При изготовлении виндсерфера типа «фан» целесообразно применить технологию, которую мы рекомендовали для «акваты». Вообще о создании парусных досок и парусов к ним наш журнал рассказывал неоднократно (см. «М-К» № 6, 8, 9, 12 за 1980 год и № 7 за 1981 год).

В заключение следует еще раз напомнить, что новое поколение парусных досок предназначено для спортсменов, уже достаточно хорошо освоивших обычный виндсерфер.

Н. ШЕРШАКОВ







Чертежи для печати

Источник: "Моделист-Конструктор" 1988, №6
OCR: mkmagazin.almanacwhf.ru



Новости Партнеров

Дизан группы A4J
Rambler's Top100