«ХААПСАЛУ-КАЛУР» — РОДИНА ЛЕДОХОДОВ

Ю. БЕХТЕРЕВ, наш спец. корр.

На самом севере Эстонии, совсем недалеко от острова Эзель находится маленький городок Хаансалу. Каждое лето сюда совершают паломничество десятки тысяч любителей мягкого климата гостеприимной Прибалтики. Хаапсалу — городок-курорт. Но он же город-труженик, один из важнейших центров добычи рыбы в республике.

Очень плавно, почти незаметно спускаются улицы города к морю, к длиннющей косе. Здесь, на этой косе, основные «службы» колхоза «Хаапсалу-калур», что значит в переводе «хаапсальский рыбак». Хозяйство это известно не только в Эстонии: продукция рыбаков «Калура» не залеживается в магазинах Москвы и Пскова, Кишинева и Минска. Ловят и летом, и, что особенно для нас важно, зимой.

Ну, летом — это как обычно. Это как и полагается современному рыболовецкому колхозу. Мощные сейнеры, оснащенные всем необходимым навигационным оборудованием, мотоботы (для лова в прибрежной зоне), моторные лодки (разумеется, самодельные): на них выходят добывать угря. А на берегу — цехи по переработке рыбы, добротные ремонтные мастерские, стапеля для постройки судов, консервный завод. Словом, обычный, повторяю, современный колхоз, не очень крупный — всего 500 членов, но и не маленький. По производственным показателям «Хаапсалу-калур» год из года занимает призовые места, имеет немалые доходы и активно расширяет свое хозяйство.

Техника, техника! Современного колхозного рыбака она окружает со всех сторон! Да, остались здесь и сети, и даже удочки, но... для того, чтобы получить право на выход в море, нужно окончить специальные курсы. И колхоз ежегодно направляет молодежь в рыболовецкие учебные заведения, где дают квалификацию моториста, штурмана, наконец, капитана.

Очень удобно это: колхоз в городе. Может, в частности, здесь лежит причина того, что «Калур» совершенно не испытывает недостатка в кадрах. Потомственная профессия рыбака передается из поколения в поколение. Играет свою роль и стабильный высокий заработок, и то, что колхоз обеспечивает всех своих членов превосходным жильем... Но не только это. Главное, пожалуй, заключается в том, что в «Калуре» создалась совершенно особенная атмосфера, которую без преувеличения можно назвать творческой.

Ну вот, казалось бы, какая особая . корысть рыбакам из Хаапсалу заниматься экспериментами по лову угря с помощью электротока? Опыты идут уже год и, скажем прямо, большой прибыли колхозу не приносят. Улов на улов не приходится: бывает, что мотобот, начиненный аппаратурой, возвращается к причалам, осев, что называется, по самые борта, а чаще приходит пустой. Но молодые энтузиасты убеждены, что дело это перспективное, и продолжают поиски.

О другой детали, характеризующей эту самую творческую атмосферу, необходимо рассказать подробнее.

Надо вам сказать, что загруженность рыбака делом в разные сезоны года весьма и весьма неравномерна. Есть периоды штормов, есть межсезонье, когда никакими, даже самыми современными, снастями не вытащишь и кильку. Наконец, есть зима, когда сейнеры отдыхают и ремонтируются у причалов, ледяной припай сковывает мотоботы и моторки. Но рыба-то нужна каждодневно! Зимой за ней приходится добираться за 10—15 км — к концу ледяного поля, за острова, что маревом маячат на горизонте.

Еще несколько лет назад, как рассказывает председатель колхоза Вилло Пылсдам, группы рыбаков отправлялись на зимний лов на лошадях, на мотоциклах, а то и просто пешком. Вот тогда-то Сергей Рашевский, механик по ремонту сейнеров, и придумал своеобразный гибрид мотоцикла на лыжах и... колесного трактора. Машинка эта не обладала большой мощностью (двигатель — 125 см3), но благодаря толкающему оребренному колесу довольно ловко преодолевала наледи и везла рыбака со скоростью 30 — 40 км/ч.

Рашевскому пришлось быть первопроходцем: сам придумывал, каким должно быть это колесо, сам рассчитывал передачу, сам изготовлял лыжи. Надо сказать, что в противовес многим самодеятельным изобретателям, которые у себя в коллективе порой «проходят» за чудаков, Рашевский встретил полное понимание со стороны администрации и парторганизации колхоза. Сметливые, рачительные хозяева, они углядели в санно-колесном гибриде перспективную машину для доставки рыбаков и груза к местам, облюбованным калурцами для зимнего лова. И не ошиблись. За каких-нибудь два-три года в механических мастерских колхоза были построены семь ледоходов, которые сегодня практически полностью обеспечивают зимним транспортом рыболовецкие бригады. Колхоз на свои средства покупал мотоциклы, двигатели, а члены рыболовецких бригад с помощью механиков переделывали их в однотипные в общем-то конструкции, каждая из которых тем не менее во многом превосходила предыдущую.

Очень скоро строители мотосаней убедились, что для поездок нужны машины большей мощности и к тому же надежно защищающие водителя от встречного ветра. Шутка ли! Скорость этих снегоходов достигает 60 км/ч — на них были поставлены двигатели от мотоциклов М-72, К-750. Соответственно пришлось пересчитать передачу, увеличить диаметр колеса двигателя, придумать подобие кузова с ветровым щитком, который надежно защищал бы водителя. Большая мощность машины позволила установить на ней ящик для рыбы и прицеплять сани-волокушу для транспортировки улова.

Тут возникли новые трудности. Хэрман Сеппель и Хейно Мальм — последователи Рашевского — до сих пор не пришли еще к единому мнению о том, нужна ли мотосаням мягкая подвеска. Надо сказать, что отсутствие инженерных расчетов и рекомендаций, конечно же, сказалось на компоновке многих узлов машин и особенно на подвеске. Поначалу задние амортизаторы представляли собой обыкновенные мощные пружины, укрепленные вверху на раме, а внизу — на рычаге-качалке. Никаких штоков или направляющих стержней предусмотрено не было. И потому уже после первого же сезона эксплуатации боковые биения так расшатали самодельные амортизаторы, что их пришлось приварить намертво. В результате толчки и вибрации стали ломать раму и вызывать трещины на крыле, защищающем водителя от осколков льда. Хейно Мальм и до сих пор считает, что амортизаторы для машины, передвигающейся на небольшие расстояния в основном по гладкому льду вроде бы и ни к чему: кратковременные неудобства окупаются простотой конструкции. Сеппель же убежден, что усовершенствование подвески значительно увеличит срок службы узлов и агрегатов ледохода.

Другая сложность — перегрев двигателя. Пока водитель (а вместе с ним и двигатель) не были укрыты от встречного ветра, мотор работал в режиме. Ветровой щиток и подобие капота, установленные на ледоходных санях, заставили всерьез продумать систему охлаждения. Наиболее удачно она получилась на машине рыбака Ольдемара Арно, устроившего принудительное охлаждение по типу запорожского двигателя.

Много споров было о целесообразности установки машины на четыре лыжи. Ледоход получался уж слишком длинным и неповоротливым. В один из зимних дней Арно отправился на рыбалку на санях четырехлыжной системы и провалился в полынью. Точнее, почти провалился. Благодаря большой длине машины и дополнительным лыжам ледоход «выкарабкался» из каши ломающегося льда и как ни в чем не бывало продолжил путь. Менее «неуклюжая» машина, обладающая большим удельным давлением на лед, ушла бы в воду, как говорится, без всплеска.

Примеру калурских рыбаков уже последовали их коллеги из некоторых других колхозов Прибалтики. И все они убеждены в том, что система «лыжи плюс колесный двигатель» наиболее пригодна для передвижения по льду.

* * *

Было бы, конечно, опрометчиво называть машину, созданную хаапсальскими рыбаками, принципиально новым словом в технике. Специалист наверняка найдет в ней ряд недоработанных узлов, незавершенных конструкторских решений. И все же опыт калурцев очень примечателен. И не только как свидетельство творческого отношения людей моря к вверенной им технике. Очень важно отношение к рационализаторской работе, которое сложилось в колхозе «Хаапсалу-калур», очень приятна та атмосфера творческого поиска, которая нашла воплощение в серии вездеходных машин-ледоходов.

В этом номере мы даем краткое описание типичного ледохода с двигателем М-72, построенного в «Калуре». Среди машин серии есть и ледоходы с двигателями мотороллера «Тула», менее мощных мотоциклов. Принцип их конструкции един. И, собственно, именно этот принцип мы и предлагаем нашим читателям взять в основу для дальнейших творческих разработок.

ЛЕДОХОД «КАЛУР»

Ледоход «Калур» (рис. 1) представляет собой зимний вид транспорта, приспособленный для передвижения по рыхлому снегу и льду со скоростью до 60 км/ч. Это своеобразный гибрид мотоцикла на лыжах и колесного движителя, связанных между собой рычажной подвеской. Он способен перевозить водителя, одного пассажира, 100 кг груза и прицеп — сани на 25 кг.

Основные размеры таковы: длина — 3750 мм, ширина — 1400 мм, высота (без ветрового щитка) — 1220 мм, вес машины — 230 кг. На ледоходе установлен двигатель М-72. Привод от карданного вала на колесо-движитель — комбайновая роликовая цепь.

Рама — от мотоцикла М-72, усиленная косынками и удлиненная трубами Ø50 мм для крепления колеса-движителя. В задней части рамы на кронштейнах находится оцинкованный ящик размерами 900X750X340 мм, служащий багажником. К раме на подшипниках № 205 крепится рычаг-качалка с торсионом амортизатора. Длина рычага — 1080 мм. Снизу к раме приварены изогнутые трубы Ø50 мм, служащие упорами крепления лыж.

Ходовая часть ледохода состоит из четырех лыж длиной 1600 мм (передние) и 1800 мм (задние), выполненных из досок, усиленных дюралюминиевыми уголками. Башмаки лыж, сделанные из стали Ст.3, допускают качание лыж в плоскости движения. Клиренс — 220 мм.

Движитель — колесо, сваренное из полосового железа, имеет Ø820 мм. Колесо крепится к рычагу-качалке на подшипниках № 205. Оно ошиповано металлическими конусами с длиной выступающей части 30 мм и оребрено пластинами из стали Ст.3 выступающей частью 50 мм. Сложная конфигурация колеса наиболее отчетливо видна на рисунке 2.

Передача от карданного вала на колесо-движитель цепная, роликовой цепью от комбайна. Ведомая звездочка имеет Ø250 мм, Z-19, ведущая звездочка — Ø350 мм, Z-48. Расстояние между центрами звездочек — 1000 мм.

Рулевое управление (рис. 2) трапециевидного типа собрано из трубок, сваренных между собой, как показано на чертеже.

Другие детали машины подробно показаны на чертеже и дополнительных пояснений не требуют.

Ледоход «Калур» эксплуатируется в течение трех лет и за это время показал себя надежным вездеходным средством транспорта.



Рис. 1. Четыре проекции ледохода «Калур» («Рыбак») с двигателем и главной передачей от мотоцикла М-72. Вместо оси заднего колеса установлена ведущая звездочка, соединенная цепью от комбайна с ведомой шестерней на оси колеса движителя. Общий вид ледохода «Калур» изображен художником Э. Молчановым на первой странице обложки этого номера журнала, а его компоновка и детали — на следующей странице.



Рис. 2. Ледоход «Калур» — общая компоновка: А — рулевой вал и привод управления передними лыжами; Б — маятниковая вилка подвески ведущих колес; В — ведущее колесо; спецификация деталей: 1 — усиливающая накладка на лыжу, 2 — лыжа, 3 — скоба крепления поворотной стойки, 4 — поворотный рычаг, 5 — верхняя труба крепления стойки передних лыж, б — карданный шарнир рулевого вала, 7 — фара, 8 — ветровой щиток, 9 — кузов багажника, 10 — траверса крепления маятниковой вилки, 11 — ведущее колесо, 12 — маятниковая вилка, 13 — стойка задней лыжи, 14 — главная передача, 15 — реактивный рычаг задней лыжи, 16 — нижняя труба крепления стоек передних лыж, 17 — стойка передней лыжи, 18 — хребтовый брусок передней лыжи, 19 — щиток, защищающий ноги водителя, 20 — кабан рулевого вала, 21 — поперечная рулевая тяга.



Источник: "Моделист-Конструктор" 1973, №1
OCR: mkmagazin.almanacwhf.ru



Новости Партнеров

Дизан группы A4J
Rambler's Top100