АВП СТРОЯТ ДЕТИ

На этих страницах вы увидите описание и чертежи самодельного аппарата на воздушной подушке. У многих неизбежно должна возникнуть мысль: интересно, но вряд ли осуществимо. К самодельным автомобилем, катерам, даже самолетам мы привыкли.

Но аппарат на воздушной подушке?

Вот пример, способный развеять ваши сомнения.

Ребята, посещающие кружок техники Дома пионеров, занялись изучением, созданием и испытанием аппаратов на воздушной подушке.

Правда, это происходило не в нашей стране, а в Румынии, в городе Галаце.

Работой руководил студент института судостроения МАТЕЙ КИРАЛИ.

Когда пятнадцать учеников 5-го и 6-го классов собрались делать АВП, многие встретили их намерение если не с явной улыбкой недоверия, то сдержанно. Но настойчивость преодолела все сомнения. При Доме пионеров города Галаца был организован кружок судостроения и судовой электромеханики. Проектную работу возглавил Себастиан Антохи, ученик 11-го класса, электротехническую — Георге Неделку. Ребята поставили и решили задачу: построить два аппарата небольших размеров, которые могли бы водить дети. В этих аппаратах двигательная группа обеспечивает возможность и держаться над поверхностью земли, и двигаться. Сзади вентиляторе смонтирована распределительная камера. Часть воздушного потока создает подушку, а часть — тяговое усилие.

Аппараты достигают скорости 20-70 км/час, летают над сушей, водой, болотами. При их создании использованы материалы, легко поддающиеся обработке. Корпуса сделаны из стекловолокна, каркас — из дюралюминиевых труб. Для контроля вождения применяется радиоаппаратура.

В планах кружка — два новых аппарата: для двух ребят или одного взрослого — длиной в 4 м, шириной 2,80 м и высотой 90 см, с двигателем мощностью 8 л. с., и маленький корабль специально для учеников младших классов.

Многие, вероятно, помнят шутливый рецепт изготовления бублика: берут дырку, обертывают ее тестом, а затем пекут. И все!

Лет десять-пятнадцать назад, когда впервые появились практические конструкции судов на воздушной подушке, редко кому могло прийти в голову, что громоздкий и устрашающе сложный «монстр» станет доступным моделистам-любителям. Много, казалось бы, неразрешимых вопросов вставало срезу перед самодеятельным конструктором. Где достать сверхмощные моторы, авиационные винты, материалы для изготовления «подола» («юбки») подушки и прочие многочисленные экзотические узлы и детали. Но прошло время, и однажды некий энтузиаст-техник построил «персональную» машину на воздушной подушке по принципу анекдотического бублика: в «дырку», образуемую камерой от шины большой грузовой автомашины, он укрепил площадку с установленным на ней мотоциклетным восьмисильным двигателем, вращающим самодельный винт диаметром около 40 см. Приподнялся в этом «бублике» на 15 см над поверхностью земли и... полетел!

Конечно, это рекламный трюк вроде цирковой езды на одном колесе велосипеда, но в то же время он недалек от истины. Идя по пути вот таких вполне оправданных упрощений, Е. Глухарев, один из ведущих конструкторов вертолетов американской фирмы «Сикорский», будучи сам энтузиастом в области самоделок, разработал конструкцию судна на воздушной подушке специально для самодятельной постройки и индивидуального пользования. Маши-ка представляет собой стреловидное крыло, имеющее трубчатую рему из тонкостенных стельных трубок, несущую алюминиевую обшивку. Дабы избежать сложных работ, все детали трубчатой рамы соединяются сваркой, алюминиевые листы — клепкой. Описание своей конструкции автор опубликовал в журнале «Popular Mechanics».

Автор использовал для большей устойчивости и надежности вместо одного два маломощных двигателя, применяемых в обычных картах.

Винты многослойные, клееные, изготовлены из ели. Заборный патрубок вентилятора, так же как и носовая часть крыла, изготовляется из стекловолокна.

Вот, собственно, и все.

Полет на такой чудо-машине до удивительного прост. Сначала вы запускаете с помощью шнура оба двигателя и прогреваете их. Примерно при 1/3 положения рычага газа «подол» корпуса надувается и, приподнявшись на 10-12 см над поверхностью земли, становится, как бы опираясь на его края.

При положении рычага на 1/2-2/3 сектора газа судно приподнимается целиком. Управление осуществляется перемещением корпуса водителя. Аппарат можно заставить наклоняться и двигаться в любую сторону, вперед, назад, вбок и даже вращаться ка месте.

При малых скоростях управлять движением машины можно педалями тормозного устройства. Горизонтальные рули становятся эффективными лишь при скорости 35-40 км/чес и выше.

Над поверхностью воды судно движется довольно лениво. Над землей можно развивать внушительную скорость — 75-80 км/час, приподнимаясь еще на 7-10 см. Все зависит от мощности двигателей и тщательности изготовления винтов. Набор скоростей до 40 км/час идет медленно, но по достижении ее вступают в силу аэродинамические свойства корпуса судна, создающие дополнительную подъемную сипу. При этом машина способна перепрыгивать даже через небольшие препятствия высотой до 10-12 см.

К. ГЛАДКОВ



Чертежи для печати

Источник: "Моделист-Конструктор" 1972, №1
Scan: Петрович



Новости Партнеров

Дизан группы A4J
Rambler's Top100