АВТОЖИР — КОНСТРУКЦИЯ ФЮЗЕЛЯЖА

Ю. РЫСЮК

Фюзеляж автожира, или, что правильнее, та конструкция, на которой размещается кресло пилота, органы управления, шасси, несущий винт, киль и руль направления, состоит из продольной балки 14, к которой присоединяются поперечная балка 22 и пилон несущего винта. Все эти детали изготовлены из дюралюминиевой трубы Ø65X2 мм марки Д16Т. Продольная балка соединена с пилоном фигурными косынками 36, крепящимися сквозными болтами с распорными втулками. К нижним отбортовкам косынок присоединяется стремянками из прутковой стали Ø10 мм поперечная балка («вид сбоку»). К передним отбортовкам этих же косынок крепится трубчатая рама кресла пилота («вид спереди» и «вид сбоку»). Крепление таких вспомогательных деталей, как подкосы пилона несущего винта, кресла пилота, пирамиды буксировочного замка, подвески ручки управления и хвостового ролика, также осуществляется болтами и плоскими косынками из листовой стали.

Киль и руль направления имеют каркас из сосновых реек, обтянутый с обеих сторон авиационной фанерой толщиной 1 мм. Узлы подвески изготовлены из листовой стали толщиной 2,5 мм.

Верхний узел крепления подкосов 12, одновременно несущий на себе спинку 8 кресла пилота, представляет собой хомут из листовой стали толщиной 5 мм.

Пирамида крепления буксировочного замка и щитка приборов изготовляется из равнобокого уголка (25X3 мм) дюралюминия марки Д16Т. Буксировочный замок по конструкции аналогичен применяемым на легких учебных планерах и выполняется из листовой стали марки Ст 20 толщиной 3 мм, крючок замка из листовой стали толщиной 5 мм.

Фюзеляж собирается в такой последовательности: соединив продольную балку, на которой смонтированы все вспомогательные детали, с пилоном несущего винта косынками 36, устанавливают поперечную балку. На ней уже должны быть смонтированы полуоси колес и нижние узлы крепления подкосов 35. Затем с помощью подкосов пилон строго перпендикулярно подгоняется к поперечной балке и в таком положении фиксируется контргайками. Правильность подгонки проверяют, натягивая между крайними точками конструкции стальную проволоку. После этого, установив полученную крестовину на ровной площадке и закрепив ее неподвижно, монтируют кресло пилота, пирамиду крепления буксировочного замка, хвостовое оперение и колеса шасси. В последнюю очередь монтируется заранее собранный на ступице несущий винт.

Детали конструкции, изготовленные из стали, необходимо покрыть для предохранения от коррозии сначала грунтом АГ10 или 138, затем нитрокрасками светлых тонов. Мелкие детали (косынки, болты) желательно оцинковать или кадмировать. Детали хвостового оперения грунтуются и окрашиваются по обычной технологии.





1 — управляемое колесо размером 130x80 мм, 2 — тормозная пластина, Д160 л. 2, 3 — пирамида, Д160 уголок, 4 — буксировочный замок, 5 — ручка управления. Ст. 30ХГСА тр. 35x1 мм, 6 — кресло пилота, Ст 20 тр. 20x1,5 мм, 7 — привязные ремни, комплект, 8 — спинка кресла пилота, ФАБ, ПСИ 9 — пилон, Д160 тр. Ø65x2 мм, 10 — лопасть несущего винта, ФАБ и пенопласт, 11 — ферма втулки несущего винта, Д16Т, 12 — верхний узел крепления подкосов. Ст. 20 л. 5, 13 — ролик поддерживающий, Д16Т, 14 — балка-фюзеляж, Д16Т тр. 65x2 мм, 15 — киль, ФАВ л. 1, рейка сосновая, 16 — руль направления, ФАБ л. 1, рейка сосновая, 17 — хвостовой ролик, Д16Т, резина, 18 — педаль- управления передним колесом, Д16О, уголок, 19 — педаль руля направления, ясень, 20 — расчалка передняя, ОВС Ø3, 21 — тандер М5, готовое изделие, 22 — поперечная балка Д16Т Ø65x2 мм, 23 — главное колесо шасси, размер 300x125 мм, 24 — тандер M5, готовое изделие, 25 — противофлаттерный груз, Ст. 20 л, 1, свинец, 26 — триммер лопасти, Д16Т л. 1,5, 27 — расчалка задняя. ОВС Ø3 мм, 28 — кабанчик руля направления. Ст. л. 2, 29 — тандер МЗ, готовое изделие, 30 — тросы управления Ø2,2 мм, 2500, ГОСТ, 31 — подкос, Д16Т тр. 35x1 мм, 32 — тяга управления, Д16Т тр. 28x2 мм, 33 — вилка верхняя. Ст. 30 ХГСА, тр. 20x2, 34 — вилка нижняя. Ст. 30 ХГСА, тр. 20x2 мм, 35 — нижний узел крепления подкоса. Ст. 20 л. 3, 36 — фигурная косынка крепления пилона к балке, Ст. 20 л. 5.

Чертежи для печати

Источник: "Моделист-Конструктор" 1970, №10
OCR: mkmagazin.almanacwhf.ru



Новости Партнеров

Дизан группы A4J
Rambler's Top100