ЗАГАДКА «ЮРГЕНА»

Свою последнюю работу автор назвал загадочно — «Юрген». Хочу предупредить сразу: не пытайтесь прибегнуть к помощи словаря. Он вам не поможет, и этого слова вы там не найдете, сколько бы его ни листали. Оно особенное. И знают о нем пока очень немногие.

...В памятном для всех сорок первом году Юра закончил девять классов Лермонтовской школы и перешел в десятый. Родина была в опасности. Один за другим уходили на фронт добровольцы. После долгих, настойчивых уговоров в райкоме комсомола и военном комиссариате Юрий в один из пасмурных, слякотных дней ноября был уже в окопах. Мечты о политехническом, о том, когда он сам будет создавать удивительные машины, были отодвинуты на второй план.

Время не властно стереть в памяти то, что пришлось вынести и пережить шестнадцатилетнему пареньку-солдату. На всю жизнь запомнился и первый фашист, сраженный очередью его автомата, и первые «боевые сто граммов» в засыпанном снегом окопе, и первое серьезное испытание — бой за деревню Синявино, когда одна из улиц ее шесть раз переходила из рук в руки.

И все же чаще всего Юрий вспоминает о дружбе, крепкой солдатской дружбе. Это она была душой и сердцем многих выигранных сражений. Это она приходила на помощь в тот самый момент, когда иссякали все человеческие сипы и гибель казалась неминуемой. Это дружба объединяла и сплачивала, звала на подвиг.

В одном из кровопролитных сражений на линии «Барса» из всего взвода к концу дня в живых остались Юрий и его командир. Фашисты наседали. Надо было во что бы то ни стало продержаться до темноты.

Меняя позицию и этим самым создавая впечатление у врагов, что на рубеже не два человека, а боеспособная воинская единица, Юрий со своим командиром сдерживали натиск. Но вот замолчал ППШ взводного — из раскаленного ствола вылетела последняя пуля. Он торопливо скользнул взглядом по окопу. Вытащил из болотного месива автомат навеки уснувшего бойца, прицепился, нажал на спусковой крючок — осечка. И опять осечка... В ход пошли гранаты. Очередная атака была отбита. Но вдали опять показались серые фигуры.

Увидев это, Юрий в один прыжок очутился рядом с командиром и, не говоря ни слова, передал ему остатки гранат и свой автомат. А сам в это время молниеносно разобрал несколько автоматов, поднятых взводным со дна окопа, что-то подтянул, прочистил их, и опять, как и прежде, несколько огневых точек заставляли врага пятиться назад.

В семнадцать лет, ровно через год после ухода на фронт, Юрий познал тяжкую горечь утраты. В декабрьскую стужу в блокадном Ленинграде умерла от голода мать, в спустя несколько месяцев и отец. В нелегкую минуту на помощь пришли друзья, и Юрий еще яростней крушил врага.

Многие фронтовые дороги исколесил он. Пробыв в армии ровно десять лет, Юрий демобилизовался из тяжелой бомбардировочной авиации в звании старшего сержанта. Не сразу нашел работу по душе. В конце концов, сменив несколько мест, он основательно решил остаться на машиностроительном заводе в Ленинграде. Руки по-прежнему тянулись к металлу, в голове рождались разные идеи. Но осуществление их продвигалось медленно. Не было настоящего близкого друга, не с кем было поделиться сокровенными мечтами, своими мыслями.

Юрий Иннокентьевич, человек нелегкой судьбы, знающий, «почем фунт лиха», умеющий ценить дружбу, искал ее, шел ей навстречу.

— С Геннадием мы подружились в пятьдесят пятом году, когда он впервые пришел в мотосекцию Ленинградского автомотоклуба ДОСААФ. Ему было тогда шестнадцать... — Юрий Иннокентьевич задумался, — а мне все тридцать. Геннадий три года подряд был призером всех летних и зимних мотокроссов, являлся чемпионом города среди юношей. Трудно пересказать обо всех его спортивных трофеях и многократных победах на трассах мотогонок. В 1959 году Геннадию Севостьянову было присвоено звание мастера спорта СССР, а через пять пет — почетного мастера.

Что же касается меня, — продолжал рассказывать Юрий Иннокентьевич, — то я пришел в мотоспорт в том возрасте, когда его уже покидают. Хотя и не очень успешно, я с огромным энтузиазмом занимался мотогонками. Это к развило во мне профессиональный «мотоциклизм», укрепило склонности к конструированию и техническим усовершенствованиям. Являясь с первых дней нашей дружбы как бы «личным» механиком Геннадия, я всегда помогал ему готовить машину к состязаниям, неоднократно ездил с ним на крупнейшие соревнования, внес немало новшеств в конструкцию мотоциклов, на которых он выступал. А когда Геннадий впервые стал чемпионом города, подарил ему модель-копию его машины. Сделав еще две модели гоночных мотоциклов, увлекся малой техникой. У Геннадия подрастал сын Петя, и я решил создать для него серию микромашин.

Крепкая дружба сталь плавит, говорят в народе. У Юрия Иннокентьевича она возродила старые, предвоенные мечты. За пять пет он создал микроавтомобиль типа «Лотос», работал над усовершенствованием заплечного мотороллера «Малыш», построил два микромотоцикла, оба собственной конструкции. Четырехлетний Петя уже освоил весь этот парк, правда, поездки он совершает пока под наблюдением опытного инструктора — своего отца.

Создает и строит эти миниатюрные машины Юрий Иннокентьевич у себя в квартире, как он сам говорит — на диване. Все делает собственными руками. Он токарь и слесарь, электрик и механик-испытатель, художник своего дела и электросварщик. И руки у него действительно золотые. Ну, а подспорьем, главной движущей силой, так сказать, в его творчестве является дружба с Геннадием, привязанность к Пете и к тысячам таких, как он. Очень хочется, говорил Юрий Иннокентьевич, чтобы ребята уже в 6-7 лет приучались к технике, могли сами управлять специально для них созданными машинами.

Слушая Юрия, я мысленно задавал себе вопрос: что же все-таки объединило и так крепко сдружило этих двух разных по возрасту людей! Что такое «Юрген»?

И то ли Юрий Иннокентьевич угадал мои мысли, то пи он и сам собирался об этом сказать, только я получил удовлетворительный ответ на свой незаданный вопрос.

— В Геннадии я увидел себя самого, свою юность... Мы оба очень дорожим нашей дружбой... И моя последняя работа «Юрген» (Юрий, Геннадий) — в честь нее. Вот и вся загадка. Юрген на нашем языке — это дружба.

Через месяц Юрию Иннокентьевичу Митропольскому исполнится сорок два года. Но в нем не заметишь той усталости и пассивности, которые присущи людям, бездумно проводящим свою жизнь. Стройный, подтянутый Юрий выглядит ровесником Геннадия. И только седые, почти совсем белые волосы да упрямые искорки в голубых глазах говорят о другом: об исковерканной войной юности и вернувшейся любви к настоящему делу у этого удивительно скромного и очень вежливого человека — одного из тысяч армии одержимых.

Г. РЕЗНИЧЕНКО, наш спец. корр. Ленинград

МОТОРИНКА

Ю. МИТРОПОЛЬСКИЙ, Ленинград

Моторинки — самые маленькие сверхлегкие мотоциклы, по своим качествам не уступающие большим собратьям. Изящный вид, достаточная проходимость, в известной степени комфорт — главные достоинства модели. К этому следует добавить: построить моторинку довольно легко, стоимость ее относительно небольшая, машина проста в эксплуатации, и для успешного управления ею достаточно навыков велосипедиста.

Модель прошла жесткие ходовые испытания, получила хорошие отзывы эксчемпиона мира по мотокроссу Виктора Арбекова, гонщиков-мастеров Андрея Дежинова, Геннадия Севостьянова, Игоря Нестерова. Но перейдем к техническому описанию (рис. 1).

Прежде чем приступить к созданию, следует изготовить все рабочие чертежи в масштабе 1:1. Примененные в конструкции готовые узлы и детали мотоциклов, мопедов и велосипедов перечислены в табл. на стр. 16. Передняя подвеска — пружинная, задняя — пружинно-гидравлическая (амортизатор мотоцикла «Паннония»).

Рама трубчатая, сварена из тонкостенных стальных труб (Ст. 20). При сварке удобно пользоваться шаблонами, изготовленными из листового дюралюминия, прессшпана или фанеры. Детали 1 и 3 (рис. 2) требуют токарной обработки. Косынка-кронштейн оси маятника выполняется составной (сварной), но можно применять детали, изготовленные из зубчатых колес соответствующих размеров. В этом случае колесо опиливается до нужных размеров и формы, а посадочное отверстие в бобышке рассверливается и нарезается резьба М10 для крепления полуосей маятниковой вилки заднего колеса. Резьбу лучше нарезать после того, как косынки-кронштейны будут приварены к раме. Так нужно поступить и при монтаже других деталей, имеющих резьбу. Косынки-кронштейны следует подогнать к раме, выставить на общей шпильке (оси) и приварить по месту одновременно.

Необходимо помнить одно из основных условий успешной работы моторинки: полуоси маятниковой вилки и вал ведущей звездочки главной передачи двигателя должны быть соосны. Это предотвратит чрезмерное растяжение и обрыв цепи. Поэтому двигатель нужно устанавливать возможно точнее. Для этого сначала закрепите кронштейны 4 и 5 на двигателе. Затем, соблюдая соосность, поставьте двигатель на раму так, чтобы крышка механизма выключения сцепления была снята, а поплавковая камера карбюратора находилась в строго вертикальном положении. Теперь остается укрепить кронштейны так называемыми «прихватками», снять двигатель и установить окончательно кронштейны, приварив их к раме.

Верхняя горизонтальная часть рамы приваривается к нижней в последнюю очередь. Это лучше делать на собранной ходовой части, чтобы точнее определить место крепления верхнего кронштейна амортизатора задней подвески. Расстояние от пола до нижней детали рамы (с накачанными шинами колес) должно равняться 140 мм. Положение верхнего кронштейна зависит от размеров примененных амортизаторов. В условиях домашней мастерской трубы гнут обычно самым простым способом: набивают их просеянным речным песком, нагревают и затем сгибают. Можно воспользоваться рояльной проволокой диаметром 3 мм. Намотайте из нее пружину с наружным диаметром, равным внутреннему диаметру трубы. Вставьте пружину в трубку, заклиньте ее и выгибайте трубу по заданному радиусу. Остальные детали крепления приварите, пользуясь чертежами общего вида.

Вилка переднего колеса телескопическая (рис. 3), с пружинными амортизаторами. Ход ее — 40 мм. При сборке перья вилки набиваются консистентной смазкой, а в зимнее время — незамерзающей смазкой ЦИАТИМ. Последовательность сборки такая. В торцы пружин вверните наконечники, введите их в перья и, вращая, ввинчивайте наконечники в резьбовые отверстия М8 внутренних полостей перьев вилки. Мостик вилки фрезеруется. Отверстия сверлятся и растачиваются. Ось мостика и кожухи телескопических амортизаторов запрессовываются в нагретом состоянии и опаиваются медью. Паз 4х1,5 мм в верхней части мостика должен быть расположен в соответствии с чертежом, так как он служит одновременно шпоночной канавкой для установки рулевого мостика.

Мостик руля изготовляется фрезерованием с последующей расточкой отверстий. Руль состоит из двух труб (Ст. 20) диаметром 22X2 мм. Технология гибки труб прежняя. На руле установлены органы управления стандартного типа (см. рис. 1 и спецификацию комплектующих изделий).

Выпускное устройство (рис. 4) отличается компактностью, малым сопротивлением выпуску отработанных газов и достаточной степенью глушения выхлопа. Оно значительно снижает потери мощности двигателя в глушителе. Меняя количество перепускных калиброванных отверстий и их сечение, вы можете добиться желаемой степени глушения шума выхлопа. Чтобы избежать искривления вставки глушителя, при его профилировании вводится стальной стержень диаметром 3,5-4 мм.

ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МИКРОМОТОЦИКЛА

Двигатель — Д5
Рабочий объем двигателя — 45 см3
Мощность — 1,2 л. с.
Зажигание — от магнето с постоянным опережением
Передаточное отношение главной передачи — 2,6
Длина — 1300 мм
Ширина — 580 мм
База — 960-990 мм
Клиренс — 120 мм
Вес — 20 кг
Грузоподъемность — до 100 кг
Шины — 2 1/4 X 12 1/2 дюймов
Емкость бензобака — 1,3 л
Максимальная скорость — 40 км/час

Наименование

Количество

1

Пробка (крышка) бензобака

1

2

Колено выхлопной трубы с гайкой

1

3

Покрышки 2 1/4 X 12 1/2

2

4

Камеры 2 1/4 X 12 1/2

2

5

Ступица колеса мопеда «Стадион» или «Рига-1»

1

6

Анкер с тормозными колодками

1

7

Ручка газа мотоцикла «Паннония»

1

8

Пластикатовые ручки руля

2

9

Пластикатовые насадки подножек

2

10

Бензокраник

1

11

Пробка (крышка) бензобака

1

12

Рычаг сцепления (из комплекта Д5)

1

13

Рычаг тормоза (из комплекта Д5)

1

14

Чашки подшипников рулевой колонки (велосипедн.)

2

15

Подшипники рулевой колонки (велосипедн.)

2

16

Гайка рулевой колонки (велосипедн.)

1

17

Контргайка рулевой колонки (велосипедн.)

1

18

Подвеска заднего колеса («Ковровец»)

1

19

Цепь велосипедная

1

20

Трос сцепления (из комплекта Д5)

1

21

Боуденовские тросы (газа и торм.) от мотоциклов «Ява» или ЧЗ

 

22

Оттяжки оси заднего колеса (от мопеда)

2

23

Шайба с усиком (для рулевой колонки)

1

24

Задний фонарь

1



Фото на этой странице — из личной коллекции Юрия Митропольского. Справа — он сам, слева — почетный мастер спорта СССР Геннадий Севостьянов; с ними — четырехлетний Петя Севостьянов. Его мотоцикл почти ничем не отличается от того, на котором отец Пети неоднократно устанавливал рекорды страны. Разница лишь в том, что он в три раза меньше. Это и есть первая работа Юрия Митропольского, если не считать, конечно, сделанных его руками нескольких моделей-копий гоночных машин. Потом был микроавтомобиль с мотором Д-6, затем микромотоцикл «Юрген». Подробно о нем и его авторе вы узнаете, раскрыв журнал на стр. 12.



РИС. 1. ОБЩИЙ ВИД МИКРОМОТОЦИКЛА «ЮРГЕН»: 1 — крыло; 2 — передняя вилка; 3 — бензобак; 4 — рама; 5 — мостик руля; 6 — капот; 7 — двигатель; 8 — сиденье; 9 — амортизатор задней подвесим; 10 — заднее крыло; 11 — задний фонарь; 12 — ведомая звездочка заднего колеса; 13 — глушитель; 14 — маятниковая вилка подвески заднего колеса; 15 — щиток-отражатель; 16 — руль; 17 — рычаг тормоза; 18 — ручка управления дроссельной заслонкой; 19 — подножка; 20 — рукоятка руля; 21 — рычаг сцепления.



РИС. 2. РАМА: 1 — головка; 2 — верхний кронштейн амортизатора задней подвески; 3 — косынка кронштейн; 4, 5 — кронштейны крепления двигателя.

РУЛЕВАЯ КОЛОНКА: 1 — головка рамы; 2 — чашка подшипника; 3 — гайка; 4 — контргайка; 5 — шайба.



РИС. 3. ТЕЛЕСКОПИЧЕСКАЯ ВИЛКА ПЕРЕДНЕГО КОЛЕСА: 1 — мостик вилки (сталь 45); 2 — рулевой вал (сталь 45); 3 — кожух амортизатора (сталь 20); 4 — перо вилки (сталь 20); 5 — наконечник пружины (сталь 45): а — перо, в — пружина, с — наконечники пружины.



РИС. 4. ГЛУШИТЕЛЬ: 1 — отрезок стандартного колена глушителя; 2 — труба стальная Ø28x1,5 мм; 3 — вставка глушителя.

* * *

Подвеска заднего колеса состоит из качающейся маятниковой вилки (рис. 1) и пружинно-гидравлического амортизатора от мотоцикла «Паннония». Маятник сварен из стальных труб: в — Ø20 мм и д — Ø12 мм.

При сварке рекомендуется придерживаться такой последовательности. На трубах «а» под углом в 12 º сделай срезы. Затем к этим трубам приварить стальные перья 1 толщиной 3 мм.

С помощью простого приспособления (рис. 2), состоящего из оси диаметром 10 мм с резьбой на концах, распорной втулки и двух гаек, выставите трубы «а» с перьями на горизонтальной плите. Труба «б» подгоняете- по месту и приваривается торцами к трубам «а». Концы труб «а» надо выгнуть, как указано на чертеже, и обрезать до необходимых размеров. К ним приваривается труба «г» диаметром 20 мм и длиной 250 мм. К деталям «а» и «г» привариваются ребра жесткости 4 из проволоки диаметром 4-5 мм. Выставите и приварите детали «в» и «д»; сверху к ним приварите для крепления амортизатора кронштейн 2.

После завершения всех сварочных работ можно выпилить средкюю часть заготовки труб «г», обрезать наружные ее концы и снять приспособление, фиксировавшее перья. Внутренний диаметр деталей «г» подготовьте под запрессовку бронзовых втулок 3.

Капот 1 (рис. 3) вырезается из стали толщиной 0,8 мм. Горизонтальные кромки отбортовываются, что придает ему дополнительную жесткость. Капот крепится к раме болтами.

Заднее крыло 3 изготовлено из того же материала. Задняя стенка капота приваривается к крылу. Она крепится к капоту и раме болтами. Верхней плоскости крыла придайте легкую выпуклость резиновой киянкой. Седло 2 (рис. 3) состоит из амортизирующего элемента (латекс), наклеенного на верхнюю плоскость капота и чехла. Разметка отверстий под заклепки, крепящие чехол, выполняется по месту.

Бензобак (рис. 5) сварной, выполнен из стали толщиной 0,8-1 мм. Размеры штуцера выбираются в зависимости от типа бензокраника. Фланец пробки бензобака припаивается. Желательно применить герметичную крышку. Это предотвратит выливание бензина при транспортировке микромотоцикла в любом положении.

Грязевой щиток переднего колеса (рис. 6) выклеивается из стеклопластика с последующей обработкой на точильном камне и наждачной бумагой. Можно изготовить его и выколоткой из металлического листа или же прессованием из полиэтилена.

Тормоз (рис. 7) с ручным приводом на заднее колесо взят от мопеда «Стадион».

Подножка (рис. 8) своей цилиндрической частью (Ø20 мм) наглухо запрессовывается в нижнюю соединительную трубу рамы.



РИС. 1. МАЯТНИКОВАЯ ВИЛКА ПОДВЕСКИ ЗАДНЕГО КОЛЕСА И ЕЕ ДЕТАЛИ: 1 — перо (2 шт); 2 — кронштейн для крепления амортизатора (2 шт); 3 — втулка (2 шт); 4 — ребро жесткости (стальная проволока Ø4 мм, приварена по всей длине для усиления вилки); 5 — упор реактивной тяги или подкоса крышки тормозного барабана (винт М8 приварен головкой к плоскости правого пера маятниковой вилки).



РИС. 3. УЗЕЛ КРЕПЛЕНИЯ СЕДЛА И ЗАДНЕГО КРЫЛА К КАПОТУ: 1 — капот; 2 — седло; 3 — заднее крыло.

РИС. 4. СИДЕНЬЕ: а — развертка чехла сиденья. 6 — сечение сиденья; 1 — текстовинит; 2 — пенополнуретановая подложка; 3 — вкладыш из прессшпана; 4 — подкладка (текстовинит); 5 — капроновая нить.



Чертежи для печати

Источник: "Моделист-Конструктор" 1967, №3, 4
Scan: Владимир Петрушенко



Новости Партнеров

Rambler's Top100