ДОРОЖНЫЕ ФАНТАЗИИ

Интересно ли работать с готовыми наборами железнодорожных моделей? Как начинать оформление макета? Об этом рассказывает юным читателям Виктор Сергеевич ЮДИН. Железнодорожным моделированием он увлекся несколько лет назад и успел сделать много интересного. Макеты, которые он построил у себя дома, выполнены с мастерством, выдумкой и вкусом.

Самое доступное для всех, у кого есть набор железнодорожных моделей фирмы «Пико» (ГДР), — изготовление макета станции, участка пути или целого узла. В макетировании сочетаются декоративное оформление (насыпи для рельсов, домики, деревья, пруды, реки и т. д.) и автоматизация (стрелки, светофоры и пр.).

Первым делом нужно найти место для будущего макета. В зависимости от имеющейся площади изготовить прочную раму и обшить ее фанерой, на этой основе располагаются потом рельсы, стрелки и все другие детали железной дороги. Схем расположения путей множество. Выбрать нужно ту, которая уместится на раме. На основе наблюдений настоящих железных дорог можно придумать свою схему. Сложность ее зависит от количества стрелок — чем их больше, тем интереснее, сложнее и больше получится макет.

Имея в виду общую схему, которая показана на рисунке 1, я изготовлял макет по частям. На рисунке 2 показаны размеры и детали отдельного куска макета на участке станции. Полностью изготовленный участок со всеми деталями (сигнализацией, автоматикой и постройками) будет интересен.



К фанере или толстому картону прибиваются рейки. Сверху прокладываются пути, ставятся светофоры, домики и т. д. Снизу монтируются провода сигнализации и автоматики, ставятся реле светофоров и стрелок.

Для создания рельефа местности используются различной высоты куски дерева, на которые прибивается фанера или толстый картон. Очень удобна также древесноволокнистая плита (рис. 3).

Скосы возвышенностей изготавливаются из бумаги или материи, наклеенных в несколько слоев (каждый слой должен просохнуть). Чем их больше, тем прочнее будет макет. По этой поверхности накладывается «земля», которая смягчает острые края скосов. Лучше всего для этой цели использовать мелкие опилки от картона. Толстый картон или древесноволокнистую плиту зажимают в тиски и широким напильником стачивают с нее похожие на порошок опилки. Смешав их с клеем БФ-2, ножом «намазывают» на поверхность макета.

«Гравий» для насыпи делается из прессованной пробки, которая измельчается на терке или в мясорубке и наклеивается.

Для «травы» годятся опилки или поролон. Острой бритвой срезаются тонкие, прозрачные куски поролона и наклеиваются клеем БФ-2. Края срезанного поролона должны быть неправильной формы.

Красить макет лучше всего темперой, так как она, высохнув, не блестит. Сделать «траву» зеленой можно, смешав желтую масляную краску с синей, чтобы она вмела переходы от желтого к синему, что в общем даст зеленый цвет. Кое-где надо добавлять немного красной краски — «трава» приобретает более натуральный вид.

Деревья изготавливаются из тонкой медной проволоки Ø0,3-0,6 мм. Из нее свертывается сначала жгут, который будет служить стволом. Затем от него отделяются несколько проволочек — ветвей (рис. 4).



Готовый каркас дерева проклеивается клеем БФ-2 и после просушки покрывается темперной краской. На каждый сучок наклеивается несколько маленьких прозрачных кусочков поролона — листья, которые окрашиваются затем масляной краской.

Станции, будки, дома и другие детали железной дороги нужно делать в масштабе набора.

Мы рассказали о самом главном в изготовлении рельефа. Остальные детали макета можно создавать по своим наблюдениям, рисункам или фотографиям, придумывая, как и из чего их лучше сделать,

В. ЮДИН. Москва



Источник: "Моделист-Конструктор" 1970, №1
Scan: Владимир Петрушенко



Новости Партнеров

Дизан группы A4J
Rambler's Top100