РУЛЕВАЯ МАШИНКА

«Пилоты», «капитаны» и «водители» радиоуправляемых моделей очень часто с горечью убеждаются на соревнованиях в несовершенстве рулей, от которых зависит маневренность модели.

Существующая система концевых выключателей, к сожалению, далеко не идеальна. Дело в том, что после размыкания концевого выключателя электродвигатель еще долгое время продолжает вращаться по инерции, и руль отклоняется больше, чем было предусмотрено. Добавочный угол зависит от степени разрядки источника тока, нагрузки на руль, и определить его величину заранее невозможно.

Но в тех же обычных исполнительных механизмах с электроприводом широко применяется система центрирующих контактов, которая устанавливает механизм в среднее положения без сигнала передатчика. Точность установки имеет при этом незначительную погрешность из-за зазора в контактах, который устраняет самовозбуждение всей системы, вызываемое инерционностью электродвигателя.

А что, если попробовать по тому же принципу добиться точности установки в крайнее положение?

Эту задачу удалось решить.

Проследим, как работает электрическая схема механизма (рис. 1). На выходном валу редуктора укреплен поводок с двумя скользящими контактами Л и П, которые в среднем положении не касаются пластин 1 и 6 контактной платы.

Допустим, при поступлении команды от передатчика срабатывает репе 1. Тогда щетка Б электродвигателя через замкнутый контакт реле Р1, пластину 5, контакт П, пластину 4 соединится с положительной клеммой батареи — электрическая цепь замкнется, и ток через электродвигатель пойдет в направлении БА. Проследим ход тока в краткой записи: +Б2 — 4 — П — 5 — Р1 — БА — Б2. По-

водок будет вращаться против часовой стрелки до тех пор, пока не разомкнется система контактов П — 5. Но электродвигатель по инерции повернет поводок на угол больше 30°, и скользящий контакт П замкнет пластины 8 и 9. Теперь ток пойдет в обратном направлении, то есть от А к Б по цели +Б1 — АБ — 8 — П — - 9 — Б1. В результате поводок и находящаяся с ним на одной оси качалка по часовой стрелке повернутся на заранее заданный угол 130°).

Когда сигнал с передатчика прекращается, реле Р1 устанавливается в исходное положение и замыкает цепь — Б1 — 3 — Л — 1 — БА — + Б1: электродвигатель будет вращать поводок по часовой стрелке, пока не разомкнется система контактов 1 — Л.

Если команда поступает на репе Р2, схема работает аналогично.

На рисунке 2 показана конструкция механизма.

Для изготовления редуктора использованы шестерни от будильника. Оси их были сняты и укорочены до 12,5 мм на токарном станке. После контрольной сборки редуктора шестерни припаиваются к осям, которые устанавливаются в платах того же будильника (предварительно обработанных согласно рис. 2). К выходной шестерне припаяна и приклепана качалка.

Электродвигатель взят от детской игрушки — катера — и закреплен на верхней плате механизма с помощью фланца, выточенного из дюраля.

Контактная плата — из фольгированного гетинакса 1,5 мм. Контактные пластины после разметки вырезаются острым ножом.

Гребенчатые контакты сделаны из фосфористой бронзы 0,2-0,3 мм, которую можно заменить латунью. Особое внимание обратите на то, чтобы точки соприкосновения подвижных контактов с платой были расположены точно по радиусу.

После сборки редуктора сделайте предварительную подрезку контактных пластин, а после распайки электропроводки — окончательную.

Готовый механизм закройте крышкой из оргстекла.

Рулевая машинка, о которой здесь говорилось, не раз успешно испытывалась на моделях самолетов.

В. ЯКОВЛЕВ, Москва



РИС. 1. ПРИНЦИП ДЕЙСТВИЯ РУЛЕВОЙ МАШИНКИ: К и С — крайние и средние положения поводка.



РИС. 2. СБОРКА МЕХАНИЗМА: 1 — гребенчатый контакт (бронза); 2 — поводок (оргстекло); 3 — электродвигатель; 4 — фланец (дюраль); 5 — Плата №2 (дюраль); 6 — контактная плата; 7 — плата от будильника; 8 — плата №1; 9 — стойка (дюраль); 10 — качалка (латунь).



Источник: "Моделист-Конструктор" 1967, №4
Scan: Владимир Петрушенко



Новости Партнеров

Дизан группы A4J
Rambler's Top100