УТБ-2: ЛЕГКОСТЬ, ЭКОНОМИЧНОСТЬ

И. ГОРДОНОВ, инженер

В первые послевоенные годы многие наши летчики и штурманы бомбардировочной авиации, прежде чем попасть на боевые машины, начинали полеты на УТБ-2 - легком, экономичном и простом в пилотировании самолете.

Эта машина конструкции Павла Осиповича Сухого спроектирована в 1946 году, Она предназначалась для обучения курсантов, летчиков и штурманов в школах ВВС, а также для учебно-тренировочных полетов экипажей бомбардировщиков в строевых частях. На УТБ готовили пилотов и штурманов гражданской авиации. Использовали его и для буксировки учебных конусов-целей.

За основу проекте был взят серийный самолет-бомбардировщик Ту-2. Крыло, задняя часть фюзеляжа и хвостовое оперение остались почти без изменений. Частичной переделке подверглись центральная часть фюзеляжа и шасси. Носовую часть фюзеляжа и мотогондолы изготовили заново. Часть вооружения сняли. Все это позволило применить менее мощные двигатели АШ-21 (700 л, с.), работающие на более дешевом топливе. В итоге полетный вес самолета УТБ-2 по сравнению с Ту-2 уменьшился на 4 тыс. кг. Наша авиация в течение года получила новый скоростной самолет.

Конструкция УТБ-2, кроме обшивки рулей и элеронов, - цельнометаллическая. Для удобства серийного выпуска и транспортировки ее расчленили на ряд самостоятельных агрегатов.

ФЮЗЕЛЯЖ - полумонококовый. Состоит из трех частей: носовой, центральной и хвостовой. В носовой находится кабина для двух летчиков и штурмана или летчика и двух штурманов. Передняя часть фюзеляжа изменила форму. Установка двух сидений, расположенных рядом, как в гражданской авиации, увеличила ее ширину. Центральная часть фюзеляжа после ликвидации бомболюков значительно упростилась и стала легче. В ней был проделан лаз для сообщения между пилотами и стрелком, кабина которого находилась в хвостовой части фюзеляжа.

КРЫЛО кессонной конструкции, свободнонесущее с высоким расположением. Оно состоит из трех частей; центроплана, неразъемно соединенного с фюзеляжем, и двух отъемных консолей. По краям центроплана находятся мотогондолы, в их хвостовую часть убираются основные стойки шасси. Обшивка - металлическая. Угол поперечного «V» крыла по нижней поверхности 7°, угол установки 2°. Крыло механизировано взлетно-посадочными щитками (с двумя фиксированными углами отклонения; 15° - на взлете и 55° - при посадке), установленными на центроплане и консолях.



ХВОСТОВОЕ ОПЕРЕНИЕ самолета свободнонесущее с двумя килями, расположенными по концам стабилизатора. Горизонтальное оперение состоит из стабилизатора трапециевидной формы (левая и правая консоль его - одно целое) и руля высоты, составленного из двух половин, синхронно управляемых одним приводом. Вертикальное оперение - две овальные шайбы, закрепленные на концах консолей стабилизатора.

Элероны, руль высоты и руля поворота металлические, с полотняной обшивкой, снабжены триммерами с дистанционным электрическим управлением.

Значительное уменьшение бомбовой нагрузки (остались только бомбы малого калибра на внешней подвеске) и отказ от пушечного вооружения позволили облегчить конструкцию убирающегося шасси - двух стоек, оканчивающихся симметричными вилками с двухтормозными колесами размером 900X300 мм. Хвостовое колесо 470X210 мм самоориентирующееся. В полете убирается с помощью гидравлического подъемника.

Вооружение: верхняя ограниченно-подвижная установка ВУБ-68 под пулемет УБТ калибра 12,7 мм с боезапасом 60 патронов и четыре наружных бомбодержателя для подвески авиабомб калибра 50 и 100 кг.

Учебный конус для стрельбы перед полетом в свернутом виде крепится снизу фюзеляжа на одном из замков бомбодержателя. Перед посадкой буксировочный трос сбрасывается со второго замка бомбодержателя.



Окраска УТБ-2, как и на многих наших самолетах, сверху - зеленая, а снизу - голубая (переход плавный). Звезды - на килях с внешней стороны и на нижней поверхности консолей крыла.

КРАТКАЯ ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Габариты,: м:
размах крыла - 18,86
Длина - 13,985.:
Площадь крыла, м2 - 48,8
Взлетный вес, кг - 6546
Максимальная скорость на высоте 1900 м, км/ч -380
Время набора высоты 3000 м, мин - 8
Потолок, м - 6800
Дальность полета, км - 950
Длина, м:
Разбег - 460
пробега - 375



1 - кок и лопасти винта (черные), 2 - законцовки лопастей и прямоугольники на лопастях (желтые), 3 - надпись (красная), 4 - противопылевой фильтр, 5 - верхняя заслонка, 6 - передняя заслонка, 7 - узел заделки антенны на киле, 8 - хвостовой аэронавигационный огонь, 9 - кресла пилотов, 10 - сумка-портфель, 11 - входной люк, 12 - сиденье штурмана, 13 - шторки для обеспечения «слепого полета», 14 - сиденье стрелка, 15 - полукольцо установки ВУБ-68, 16 - звеньесборник, 17 - патронный ящик, 18 - пулемет Березина калибра 12,7 мм, 19 - входной люк, РВ - руль высоты, РН - руль направления.







Чертежи для печати

Источник: "Моделист-Конструктор" 1976, №8
Scan: Чеслав Ясюкевич



Новости Партнеров

Дизан группы A4J
Rambler's Top100