«ФАКЕЛ» УЧИТ ЛЕТАТЬ

Еще и пяти лет не прошло со времени наших полетов. Кажется, совсем недавно это было: 1967 год, класс в одной из казанских школ, чертежи планеров на стенах — там, где обычно висят карты по истории.

Здесь, в классе, начинал свою жизнь юношеский летно-технический клуб «Факел». Организаторами его стали комсомольцы Казанского авиационного института и ребята из Свердловского райкома ВЛКСМ. Авиационный инженер Михаил Петрович Симонов, секретарь райкома Наташа Данилевская, секретарь комсомольской организаций одного из подразделений института Юра Донской положили первый камень в фундамент будущего массового клуба, стали постоянными наставниками юных учлетов.

Они не открывали Америк. Они взяли на вооружение опыт довоенного Осоавиахима, изменив методы соответственно сегодняшним требованиям. Но цель осталась та же: превратить абстрактную романтическую увлеченность пятнадцатилетних мальчишек и девчонок в реальные, конкретные дела, дать им путевку в большую авиацию. Вот почему на теоретических занятиях планерного клуба речь шла и о настоящих самолетах, и о теории полета, и о конструкциях двигателей. Вот почему с первых же шагов будущих планеристов учили быть с техникой на «ты», учили творческому подходу к делу.

Вокруг «Факела» сплотилось много энтузиастов планеризма, инженеров общественного конструкторского бюро, мастеров планерного спорта. Они наладили систематическое обучение ребят, организовали с их помощью техническое обслуживание выделенных клубу планеров, лебедок. И конечно же, приступили к конструированию летательных аппаратов, соответствующих требованиям времени. Задача стояла непростая: сконструировать учебный планер для подлетов на высоту 3-5 м, надежный в управлении и безопасный, поскольку предстояло ему управляться не опытными планеристами, а юнцами, впервые садящимися за штурвал.

Подлеты начинали еще зимой, на укатанной снежной площадке. Перед тем как сесть в планер, учлеты проходили строгую врачебную комиссию, сдавали зачеты. А летом... летом клуб переезжал в спортивный лагерь. И здесь, конечно, старались не упустить ни минуты. Обучение велось от первой утренней зари до вечернего, искрящегося на верхушках сосен солнца. Первое упражнение — балансировка, затем пробежки, и, наконец, разрешение на взлет. Первый полет, первая встреча с небом, первая ступенька к мужественной профессии.

О лагере «Факел» имеет смысл рассказать подробнее. Он не такой, как обычно. Полная самоуправляемость. «Все своими руками» — девиз факельцев. И палаточный городок, и мосты в округе, и купальня, и, разумеется, аэродром — все сделано руками подростков. В свободное от учебы время учлеты продолжают занятия по теории, занимаются физкультурой и военно-прикладными видами спорта, работают над чертежами новых летательных аппаратов. Сегодня около их палаток всего три машины. Но зато и они не заводского изготовления, а свои, рожденные здесь же, в «Факеле», — это легкие и удобные планеры СА-9. Здесь же разработанная в клубе лебедка с тросовой системой, обеспечивающей полную безопасность при подлетах.

Уже 300 ребят закончили обучение в клубе «Факел». Все они избрали летную профессию, многие уже летают з небе нашей страны, склонились над чертежными досками в авиационных вузах, работают авиационными техниками.

Их могло бы быть значительно больше, если бы клубы, подобные «Факелу», начали действовать и в других городах, если бы был налажен промышленный выпуск учебных планеров СА-9. Опыт «Факела» заслуживает того, чтобы его подхватили повсюду.

A. ДУДА, B. ДУДА, инструкторы по планеризму, г. Казань

УЧЕБНЫЙ ПЛАНЕР СА-9

Планер первоначального обучения СА-9 в комплекте с буксировочной мотолебедкой был спроектирован, построен и испытан в городе Казани.

При проектировании планера были учтены опыт эксплуатации планера БРО-11 и КАИ-11, конструктивные особенности и летно-технические характеристики этих планеров, а также ряда аппаратов того же класса зарубежных стран.

Характеристики планеров первоначального обучения приведены в таблице.

Планер СА-9 представляет собой расчалочный подносный моноплан с высокорасположенным крылом цельнодеревянной конструкции, с небольшим количеством металлических узлов. Деревянные детали изготовлены из авиационной сосны, обшивка и кницы из авиационной фанеры. Металлические части выполнены из конструкционных сталей и дюралюминия. Расчалки хвостовой фермы — из троса Ø 1,8 мм, а лобовик — из троса Ø 5 мм. Планер имеет колесо. Зависающий элерон по всему размаху крыла и небольшая удельная нагрузка обеспечили снижение посадочной скорости.

Планер СА-9 успешно выдержал статические испытания. Флаттерные характеристики планера были определены на основании расчетов и частотных испытаний.

В период летных испытаний набор высоты выполняется буксировкой самолетом ЯК-12 до 3000 м, а также мотолебедкой — до высоты 25 м. По заключению летчика-испытателя и летчиков облета, планер прост в управлении, надежен и может быть рекомендован для первоначального обучения.

Мотолебедка, входящая в комплект планера, рассчитана на применение мотоциклов с мощностью двигателя не менее 10-12 л. с.

В. ШУКЛИН, инженер

Данные планера

Название планера

БРО-11, 1963

КАИ-11, 1967

СА-9, 1966

I. Геометрические размеры, м2

 

 

 

Размах

7,28

9,43

10

Длина

5,17

5,1

5,35

Площадь крыла, м2

10,5

10,2

11,76

Профиль крыла

Р-II

P-III

P-III

Площадь Г. О., м2

1,43

1,36

1,9

Площадь В. О., м2

1,22

1,12

1,16

Плечо В. О.

2,14

2,88

3,1

II. Вес, кг

 

 

 

Вес конструкции с оборудованием, кг

58

70

90

Нагрузка

60

72

70

Полетный

118

143

160

Удельная

11,2

13,9

13,5

III. Летные данные, км /час

 

 

 

Максимальное аэродинамическое качество

7

11,04

11,8

Экономическая скорость

40

55

41

Минимальная скорость

1,0

1,1

1,0

Посадочная

38

45

36

Максимальная скорость буксировки

 

90

75



Чертежи для печати

Источник: "Моделист-Конструктор" 1971, №10
Scan: Александр Белов



Новости Партнеров

Дизан группы A4J
Rambler's Top100