«ЛИТУАНИКА»

В. БИЧУНАС, г. Каунас

...Во многих странах мира на заре развития авиации появились люди, готовые на смертельный риск ради того, чтобы сделать хотя бы маленький шаг вперед по пути освоения «пятого океана». Не корысть, не жажда славы руководили действиями этих людей, а мечта. Извечная и прекрасная мечта человечества — мечта о полете. Первым взлетел и первым упал на землю мифический Икар, став навсегда символом крылатой мечты. Вслед за ним взлетали и падали многие. Одни из них сразу и навсегда заняли подобающее им место в истории технического прогресса, другие — на какое-то время остались неизвестными, и потомки изучают их судьбы долго и трудно, как судьбы древних цивилизаций при археологических раскопках... Достаточно назвать имена Руала Амундсена и Сигизмунда Леваневского, Амелии Эрхард и Жака Гильбо...

К этим известным именам сегодня можно добавить еще два, пока малоизвестных: Стяпас ДАРЮС и Стасис ГИРЕНАС.

Ранним утром 15 июля 1933 года на взлетной дорожке Нью-Йоркского аэропорта стоял готовый к полету пассажирский моноплан «пасемейкер-белланка», окрашенный в ярко-оранжевый цвет. По сравнению с другими самолетами этого типа, находившимися поблизости, оранжевый моноплан выглядел несколько странно. Его крылья были заметно длиннее, а внутри фюзеляжа вместо кресел стояли огромные баки, занимавшие пространство пассажирской кабины буквально до самых спинок пилотских сидений. На левом борту фюзеляжа этого самолета был нанесен какой-то большой транспарант с надписями на литовском языке, а на крыльях — литовские опознавательные знаки. Суетившиеся возле самолета люди разговаривали также по-литовски. Они явно торопились и нервно поглядывали на небо, еще закрытое утренним туманом. Невольно возникал вопрос: откуда мог взяться литовский самолет в Нью-Йорке? И почему на его борту красуется надпись: «Нью-Йорк — Каунас»? Ведь в то время регулярные полеты через Атлантику еще не начались, а первых смельчаков, которым посчастливилось перелететь из США в Европу, можно было сосчитать по пальцам одной руки. Поэтому все происходившее утром 15 июля 1933 года выглядело как сценка из фантастического кинофильма: и заправка оранжевого самолета горючим, после которой на земле осталось 12 пустых бочек, и его подготовка к вылету: в багажник заталкивали резиновые надувные лодки, весла, спасательные круги и жилеты... Так шла подготовка к беспосадочному перелету из Нью-Йорка в Каунас, который был задуман и организован группой энтузиастов на средства, собранные среди передовой технической интеллигенции Литвы. Самолет «пасемейкер-белланка» купили в США и переоборудовали специально для этого полета. Пилотировать его должны были молодые литовские летчики Стяпас Дарюс и Стасис Гиренас, горевшие желанием прославить свою родину, показать литовской молодежи пример мужества и отваги, способствовать прогрессу авиационной науки и техники в Литве.

Смелые летчики верили в победу, отправляясь в путь. Не ведали они только того, что их оранжевый самолет, благополучно пройдя за тридцать пять часов полета 6411 километров, упадет и взорвется «по невыясненным причинам»... И что обломки его будут храниться как священная реликвия в Историческом музее Литовской ССР, а сами они останутся народными героями в благодарной памяти соотечественников.

До перелета, о котором мы рассказали, оранжевая «Литуаника» была самым обычным и довольно распространенным самолетом того времени. Он применялся на местных воздушных линиях для перевозки шести пассажиров или соответствующего груза. Вот его технические данные. Габариты: длина, м — В,45, высота — 2,59, размах крыла — 15,24, площадь крыла, м2 — 37,7, вес, кг, пустого — 1209, полетный вес — 3668, скорость, км/ч, максимальная — 250, посадочная — 57, потолок, м — около 6000, максимальная дальность полета, км — 9650, двигатель «райт»-И6 (9-цилиндровая звезда) — 365, фюзеляж — сварной из стальных труб, обтянут полотном. Нижняя часть, образующая дно кабины, обшита дюралюминием. К нижним продольным лонжеронам фюзеляжа крепятся стойки шасси из стальных труб Ø70 мм, профилированных металлическими фермами и деревянными наделками для придания обтекаемой формы. От осей колес к фюзеляжу идут подкосы из стальных труб. Колеса закрыты большими каплеобразными обтекателями, которые крепятся к основным стойкам шасси. Между колесами имеется профилированная лента-растяжка, закрепленная тендерами. От стойки шасси к крылу отходит передний профилированный подкос.

Костыль с резиновой шнуровой амортизацией из твердого дерева, пятка костыля с металлической оковкой.

Двигатель укреплен на подмоторной раме из стальных труб и закрыт кольцевым обтекателем; перед картером расположен круглый коллектор газовыхлопа, в который по касательной входят выхлопные патрубки всех цилиндров. Внизу, также по касательной, из коллектора выходит труба большого диаметра, отводящая выхлопные газы под фюзеляж.

Пропеллер — металлический, фиксированного шага, двухлопастный.

Крыло — деревянной конструкции, из двух половин, соединяемых по ДП. Набор состоит из двух толстых деревянных лонжеронов и нервюр с полунервюрами. Передняя кромка до первого лонжерона зашита фанерой. Крыло и элероны обтянуты полотном. Каждое полукрыло крепится к фюзеляжу двумя подкосами, имеющими несколько необычную форму: нижняя их часть представляет каркас из деревянного лонжерона и набора нервюр, обтянутых полотном; верхняя — стальная труба, имеющая на конце проушину для крепления к крылу. От лонжеронов крыла к основным подкосам идут небольшие вспомогательные подкосы из стальных профилированных труб. Кроме того, имеется перемычка из стальной трубы, соединяющая между собой основные подкосы в их верхней части. Такая конструкция обладает очень высокой жесткостью при минимальном весе.

Стабилизатор и киль — деревянной конструкции, обтянуты полотном. Стабилизатор имеет снизу металлические трубчатые подкосы, сверху — растяжки из профилированной ленты.

Под фюзеляжем были предусмотрены горловины аварийного слива топлива, а под кабиной пилотов — два выпуклых блистера для осмотра нижней полусферы в полете. Как уже говорилось выше, самолет был окрашен оранжевой краской, с черными декоративными полосками по передним кромкам крыла, стабилизатора, подкосов и обтекателей колес. Моторные капоты — из полированного дюралюминия. Надписи на крыльях — черного цвета, на фюзеляже — белого. Приемник указателя скорости (трубка Пито) — на левой консоли, приемник гироскопических приборов (трубка Вентури) — у левого бокового окна пилотской кабины. Цвет — черный. Аэронавигационные огни на крыльях и руле поворотов — в каплевидных обтекателях.

"ЛИТУАНИКА" НА КОРДОДРОМЕ

Хорошо летающая модель самолета «Литуаника» была построена в авиамодельном кружке Каунасского Дворца пионеров, учеником 9-го класса 13-й средней школы города Каунаса Кэстутисом Жельнюсом при участии ученика 8-го класса 6-й школы Видмантаса Андрюнаса (рис. 1).

Фюзеляж (рис. Д) набран на рейке-стапеле сечением 10X15 мм. Передние овальные шпангоуты, несущие на себе двигатель и шасси, выпилены из авиафанеры толщиной 3 мм. В них прорезаны отверстия для подмоторной рамы из грабовых брусочков, которые вклеиваются на эпоксидной смоле. Передние овальные шпангоуты скреплены между собой сосновыми стрингерами сечением 2,5X2,5 мм. Остальные шпангоуты фюзеляжа — из миллиметровой авиафанеры. По наружным, углам фюзеляжа — сосновые стрингеры сечением 5X5 мм. Во внутренних шпангоутах сделаны прорези, и внутри фюзеляжа также пропущены стрингеры сечением 2x3 мм, на которых собрана ферма, придающая фюзеляжу жесткость. Склейка — эпоксидной смолой или клеем АК-20.

Шасси (рис. А) — гнутая П-образная стойка, изготовленная из стальной пластины толщиной 1,5 мм. В ее средней части снизу приклепана липовая колодочка, и все вместе вклеено эпоксидной смолой в фюзеляж. Металлическая стойка обмотана нитками № 10 на клею БФ-2, после чего наклейкой бальзовых пластинок стойкам придан обтекаемый профиль. После обработки стойки оклеены микалентной бумагой.

Обтекатели шасси выклеены из пяти слоев тонкой стеклоткани на эпоксидной смоле. Для этого сначала надо изготовить форму («болван») из липы и оклеить ее двумя слоями газетной бумаги на мучном клею (папье-маше). После высыхания зачистить наждачной бумагой. Стеклоткань наклеить небольшими кусочками, сообразуя их форму с формой обтекателя, чтобы избежать складок и морщин. Наложив два слоя стеклоткани, вклеивают пластинки из тонкой стали или жести в тех местах, где проходит ось колеса. Одна из пластинок выгибается так, чтобы осталось ушко для крепления обтекателя к стойке шасси. Затем поверх пластинок наклеивается еще два-три слоя стеклоткани на эпоксидной смоле. После затвердения смолы обтекатели обрабатываются напильником и шкуркой, шпаклюются нитрошпаклевкой и крепятся мелкими медными заклепками к основным стойкам шасси.

Колеса вытачиваются из дюралюминия Д16-Т и соединяются резьбовой втулкой. Баллоны — из черной пористой резины, толщина которой подбирается таким образом, чтобы при стягивании дисков баллоны плотно обжимались и «раздувались», приобретая нужную форму.

Фонарь пилотской кабины — из оргстекла толщиной 1,2 мм. Сначала все детали фонаря изготовляются из картона, подгоняются по месту и только после этого вырезаются из оргстекла. Для склейки лучше всего применять пасту, сделанную из опилок оргстекла, растворенных наркозным хлороформом.

Управление (рис. Е) состоит из центральной качалки и рулевой тяги, передающей движение качалки на руль высоты. Качалка устанавливается в фюзеляже, между шпангоутами №3 и 4, на плоских реечках, вклеенных ниже крыла. Под внутренним крылом вклеено фанерное ребро, через отверстия в нем проходят поводки корд. Рулевая тяга между качалкой и рулем высоты сделана из круглой сосновой рейки.

Крыло (рис. В) — из двух половин, стыкуемых на центральной нервюре из авиафанеры толщиной 5 мм. При соединении половинок крыла ему придается угол поперечного V=+6°, как у оригинала. Нервюры крыла изготовлены из твердой бальзы толщиной 1,2 мм, лонжероны сосновые, сечение реек 4X2 мм. До переднего лонжерона крыло обшито бальзовой пластиной толщиной 1 мм. В конце внешней консоли заклеен свинцовый груз весом 16 г для уравновешивания веса корд. Задняя кромка — узкая сосновая рейка. Все склеено эмалитом.

Стабилизатор и киль набраны на сосновых лонжеронах из бальзовых нервюр толщиной 1 мм. Руль поворота повернут наружу на 6°, чтобы модель не заваливалась внутрь круга. Обтяжка — микалентная бумага.

Обтекатель мотора надо выклеить на цилиндрической болванке, выточенной из липы, таким же способом, как и обтекатели шасси. Крепится к переднему шпангоуту на металлических кронштейнах, приклеенных эпоксидной смолой.

Капот выклеен из кусочков мягкой бальзы, зашпаклеван и оклеен микалентной бумагой. Вентиляционные отверстия имитированы наклейкой бальзовых реечек.

Костыль — из бамбуковых пластинок. Амортизация — так же, как у оригинала, из резиновых нитей.

Подкосы следует набрать на сосновом лонжероне из бальзовых нервюр. Задняя кромка — из сосны. Обтяжка — микалентная бумага.

Отделка и окраска. Вся модель оклеена микалентной бумагой и покрыта эмалитом 3-4 раза, с тщательной междуслойной сушкой и обработкой. Окрашена нитрокраской ярко-оранжевого цвета. Капот мотора, обтекатель, рама пилотского фонаря и пол снизу окрашены алюминиевой пудрой на эмалите или на бесцветном мебельном нитролаке.

Двигатель — МК-12-В старого выпуска (с круглой головкой), имеет приспособление для управления газом системы «Цейс». Бачок помещен в отсеке капота. Декоративные цилиндры выполнены из плотного пенопласта марки ПХВ и вклеены под капот эпоксидной смолой. Винт винипластовый, харьковского завода. Шаг его увеличен путем размягчения в горячей воде и последующей «закрутки» лопастей на шаблоне.

Опознавательные знаки нанесены нитрокраской с помощью аэрографа по трафаретам, изготовленным по приводимой нами схеме (рис. 2). Цвет знаков — черный.





Чертежи для печати

Источник: "Моделист-Конструктор" 1973, №3
Scan: Петрович



Новости Партнеров

Дизан группы A4J
Rambler's Top100