“УРАГАН” НАД ПОЛЕМ БОЯ, Истребитель Hawker «Hurricane» Мk I

В развитии любого вида техники, в том числе и самолетов, периодически наступают моменты, когда возможности традиционных технических решений уже исчерпаны. И тогда машины, созданные в разных странах, становятся похожими друг на друга, как близнецы-братья. Так случилось в конце 20-х — начале 30-х годов. Типичный истребитель тех лет, будь он германский или американский, представлял собой цельнометаллический или полудеревянный биплан с полотняной обшивкой и с неубирающимся шасси. Мощность мотора достигла 700 л. с. удельная нагрузка на крыло не превышала 100 кг/м2, вооружение состояло из нескольких пулеметов малого калибра. Разумеется, паритет в области истребительной авиации в то время не мог продолжаться долго. Интересы достижения военного превосходства над противником заставляли конструкторов искать новые технические решения.

Конечно, работы в области военной техники велись в большом секрете. Тем не менее основные черты концепции новых истребителей уже были хорошо известны: аэродинамическая схема моноплана с низким расположением крыла и убирающимся шасси, мощный мотор и усиленное вооружение. В разных вариантах эти элементы повторялись практически во всех истребителях 30-х годов. Наиболее радикальным вариантом стал, пожалуй, И-16 авиаконструктора Н. Н. Поликарпова, созданный в 1933 году. Этот самолет имел предельно обжатые размеры и, наверное, минимально достижимый вес. В Германии примерно в то же время появился цельнометаллический моноплан «Мессершмитт-109"—самый рациональный и самый перспективный истребитель начала 30-х годов.

В Англии на фирме “Хоукер”, которая была широко известна еще в годы первой мировой войны под названием “Сопвич”, под руководством главного конструктора Сиднея Каммпа в начале 30-х годов разрабатывался первый английский истребитель-моноплан «Харрикейн» — “Ураган”. Наверное, это был самый консервативный вариант истребителя-моноплана, сохранивший множество элементов бипланов 20-х годов. В том числе достаточно большие размеры крыла и всего самолета в целом, сложную многодетальную конструкцию с постоянной обшивкой всех поверхностей, пулеметное вооружение винтовочного калибра. Самолет имел крыло площадью 24 м2; взлетный вес машины достигал 3000 кг; использовался мотор “Мерлин” фирмы “Роллс-Ройс” с мощностью 990 л. с. с деревянным воздушным винтом фик сированного шага. Вооружение “Харрикейна” составляли восемь пулеметов калибра 7,7 мм — мечта пилотов 20-х годов..

Первый полет истребителя состоялся осенью 1935 года. “Харрикейн” вполне оправдал надежды заказчика — Королевских ВВС. Он развивал скорость 507 км/ч на высоте 4900 м, высоту 6000 м набирал за 8 минут 25 секунд, потолок истребителя составлял 10 350 м. С октября 1937 года истребитель выпускался под обозначением Мк-1.

Для серийных истребителей тех лет было характерным постепенное развитие путем внесения в конструкцию многочисленных усовершенствований. Таким образом, например, был неузнаваемо изменен “Мессершмитт-109”; существенным доработкам подвергся И-16; именно так в значительной мере совершенствовались и другие самолеты времен Великой Отечественной войны. “Харрикейн” в этом отношении остался самым консервативным истребителем в истории авиации. За долгие годы (а выпускался он вплоть до 1944 года) в машину практически не вносилось каких-либо изменений, лишь слегка модернизировалось вооружение и заменялись двигатели.

Поэтому основные модификации этого истребителя перечислить совсем нетрудно. Так, с 1940 года серийно выпускался “Харрикейн” MK-IIA, отличавшийся от исходного Мк-1 только более мощным двигателем “Мер-лнн-ХХ” (1260 л. с.). Первые же воздушные бои второй мировой войны продемонстрировали слабость пулеметного вооружения «Харрикейна", поэтому оно было усилено... установкой еще четырех пулеметов калибра 7,7 мм. Этот вариант под названием Мк-11В выпускался с 1941 года. Вскоре английские конструкторы все-таки поняли бесперспективность даже двенадцати пулеметов малого калибра, и тогда я варианте истребителя, обозначенном Мk-IIС, пулеметы заменили на четыре 20-мм пушки, дополнительно добавив держатели для двух бомб по 226 кг, что позволило использовать “Харрикейн” как истребитель-бомбардировщик.

Этот вариант самолета стал основным — по крайней мере более 5000 из 14 233 построенных «Харрикейнов» имели обозначение Мк-11С.

Пушечные “Харрикейныв вместе с более легкими и скоростными “Спитфайрами” применялись для защиты Англии от налетов германских бомбардировщиков. При этом, как правило, “Спитфайры” связывали боем истребители сопровождения, а их более тяжелые собратья расправлялись с бомбардировщиками. Примерно такую же тактику когда-то предложили наши военные стратеги в попытке научно обосновать одновременное использование в авиационных частях скоростных монопланов И-16 и маневренных бипланов И-15.

Эти тактические концепции оказались несостоятельными. Реальные боевые действия показали, что каждый самолет-истребитель должен быть и скоростным, и маневренным, и хорошо вооруженным. Таким и стал “Спитфайр”, а “Харрикейн” вскоре утратил свое значение как истребитель. Тем не менее он еще активно использовался англичанами в Африке, в Бирме и других странах. Самолет был хорошо освоен в серийном производстве, поэтому фирма всячески пыталась продлить его существование и в 1942 году предложила новый вариант—Мк-11Д. Это был все тот же самолет, но вооруженный двумя пушками калибра 40 мм и двумя 7,7-мм пулеметами. Он предназначался для уничтожения танков противника; было построено около 300 таких “Харрикейнов”. В дальнейшем на этой машине была установлена броня для защиты жизненно важных агрегатов, а двигатель заменили на новый мощностью в 1620 л. с. Так появился последний вариант “Харрикейна” — Мк-IV. Он мог нести и неуправляемое ракетное оружие.

Некоторое количество истребителей в различных вариантах использовалось с кораблей военно-морского флота. Они носили название “Си Харрикейн”. Причем в самые тяжелые для Англии времена эти самолеты применялись как одноразовые: запускались с катапульт, установленных на кораблях, не приспособленных для посадки самолетов. После выполнения задания летчик покидал истребитель с парашютом или производил посадку на воду рядом со своим кораблем. Позднее на “Си Харрикейны” установили крюк, позволявший производить посадку на палубу авианосцев, оборудованных аэрофинишерами. Такие самолеты серийно выпускались не только в Англии, но и в Канаде.

“Харрикейны” хорошо знали во многих странах, в том числе и в Советском Союзе, куда эти истребители поставлялись по ленд-лизу в начальный период Великой Отечественной войны. Они активно использовались на всех фронтах, причем преимущественно как машины для борьбы за превосходство в воздухе, поскольку в то время нам остро не хватало самолетов именно такого назначения. Увы, подобная задача “Харрикейнам”, устаревшим, пожалуй, еще в 1937 году, оказалась не по зубам: они по всем статьям уступали и немецким, и новым советским истребителям. Тем не менее при острой нехватке авиационной техники “Харрикейны” сыграли определенную роль. Наиболее удачливыми оказались самолеты, перевооруженные в СССР. По предложению известного летчика-североморца Б. Ф. Сафонова во фронтовых мастерских многочисленные пулеметы заменялись на две 20-мм пушки ШВАК и два 12,7-мм пулемета БС. К середине 1942 года “Харрикейнов” в Советском Союзе практически не осталось.

В 1942 году английское правительство предложило для поставки в СССР истребитель “Харрикейн” Мк-11С с двигателем мощностью 1300 л. с., вооруженный четырьмя 20-мм пушками “Испано”. Один такой, самолет даже проходил у нас государственные испытания в НИИ ВВС. При этом было определено, что взлетный вес машины составляет 3455 кг, а с двумя подвесными баками даже 3800 кг. Мк-11С развивал максимальную скорость 496 км/ч на высоте 5150 м и 412 км/ч у земли, высоту 5000 метров набирал за 8,3 минуты, потолок его состав” ляп 9850 м, а дальность полета 890 км (1610 км с подвесными баками). Для 1942 года такие данные уже считались недостаточными, и поставки “Харрикейна” в СССР не возобновлялись.

В. КОНДРАТЬЕВ





Истребитель Хоукер “Харрикейн” Мк-1а (Hawker “Hurricane” Мк-1а): 1— воздушный винт Де Хэвилленд, 2— воздухозаборник компрессора, 3— воздухозаборник радиатора, 4— трубка Пито, 5— стойка антенны, 6 - фонарь кабины (в сдвинутом положении), 7— выхлопной патрубок, 8— гидроцилиндр убирания шасси, 9— триммер, 10— дверца кабины (только с правого борта), 11— двигатель “Роллс-Ройс” модели “Мерлин-111” (1030 л. с.), 12—блок пулеметов, 13—рукав подачи пулеметных лент, 14—гильзоотражатель, 15—пулемет “Браунинг”.

 





Оборудование кабины: 1— зеркало заднего обзора, 2— карманы для документов и карт, 3— прицел, 4— задняя броневая плита, 5— штурвал, 6— педаль, 7— компас, 8— патрубок подачи кислорода. 9, 10, 11, 13, 14— рукоятки управления вспомогательными системами, 12— рычаг ручного насоса.

Чертежи для печати

Источник: "Моделист-Конструктор" 1990, №3
OCR: mkmagazin.almanacwhf.ru



Новости Партнеров

Дизан группы A4J
Rambler's Top100