УНИВЕРСАЛЬНЫЙ НИЗКОПЛАН

Весной 1967 года на выставке в Париже демонстрировался первый опытный экземпляр двухмоторного английского спортивно-туристского самолета широкого применения: «Бигл-ПАП-100» с двигателем «Роллс-Ройс Континенталь А-200А» мощностью 100 л. с. На фюзеляже было написано регистрационное обозначение: «G = AVDFPUP — 100» («пап» в переводе на русский язык означает — щенок). Самолет вызвал большой интерес у посетителей выставки. На этом двухместном низкоплане с комфортабельной закрытой кабиной можно было выполнять фигуры высшего пилотажа. Благодаря размещению обоих летчиков рядом обеспечивалась постоянная связь между ними без телефона, что очень важно в полете.

К концу 1967 года на «Бигл-ПАП-100» была установлена радиостанция, и он получил обозначение «В-121 ПАП-100».

Самолет «Бигл-ПАП-121» обладает высокими аэродинамическими качествами. Он может послужить отличным прототипом для постройки как кордовой, так и радиоуправляемой модели. На них можно будет выполнять фигуры высшего пилотажа и «конвейер», применять выпускающиеся закрылки, производить регулировку двигателя. Для двигателя 2,5 см3 мы рекомендуем размах крыла около 1 м, для двигателя 5 см3 — около 1400 мм.

А теперь познакомьтесь с устройством этого самолета.

«Бигл В-121 ПАП» — одномоторный, цельнометаллический низкоплан с оперением обычной схемы. Крыло состоит из двух консолей, соединяемых непосредственно с фюзеляжем, имеет ламинарный профиль NАСА-623615. Угол установки крыла +2°. По конструкции крыло — однолонжеронное, со вспомогательным лонжероном. В корневой части каждой консоли размещены щелевые закрылки, отклоняемые электромотором (два положения: на взлет — 10° и на посадку — 40°). Элероны — также щелевые, отклоняются тросами управления вверх на 28°, вниз — на 12°. По концам элеронов размещены весовые балансиры. В торцовых частях консоли крыла находятся бензобаки (56 л в каждом). Обшивка крыла, закрылков и элеронов — из тонкого дюралюминия. В передней кромке правого крыла расположена сдвоенная фара для ночных полетов.

Фюзеляж — «полумонокок», дюралюминиевый. Некоторые детали — из стеклопластика. Сиденья обоих летчиков расположены рядом. Управление — двойное. Дверцы кабины (автомобильного типа) находятся с обеих сторон фюзеляжа. При полете в случае необходимости они могут быть открыты. В варианте самолета с применением радиоаппаратуры в кабине размещена радиостанция для двусторонней связи, радиокомпас, приемник радиомаяка и оборудование для слепой посадки.

Двигатель — воздушного охлаждения, с горизонтально-оппозитным размещением цилиндра. С обоих бортов фюзеляжа, непосредственно за крылом, размещены обтекаемые подножки.

Горизонтальное оперение — свободнонесущее, постоянной ширины. Руль высоты, состоящий из двух половин, имеет весовую и аэродинамическую компенсацию. На правой половине руля высоты находится триммер. Управляется он штурвальчиком, размещенным на пульте управления между сиденьями летчиков (на чертеже триммер условно нарисован на левой половине).

Киль образован хвостовой частью фюзеляжа. На конце кипя и на хребтовой части кабины укреплены антенны радиооборудования самолета. Руль направления имеет роговую аэродинамическую компенсацию. Снизу фюзеляжа, в его хвостовой части, находится дополнительный киль, улучшающий устойчивость пути самолета. Оперение и рули обшиты тонким дюралюминием. Проводка управления рулями — смешанная: тросовая и жесткая.

Шасси — неубирающееся, трехколесное с носовым колесом. Все три колеса взаимозаменяемы. Амортизационные цилиндры основного шасси размещены внутри фюзеляжа; у носового колеса — на стойке. Колеса основного шасси снабжены гидравлическими тормозами и имеют одинарные, обтекаемые стойки.

Окраска первого опытного экземпляра самолета была следующая: борта фюзеляжа, в том числе киль, руль направления и кок винта, — красные, остальная поверхность, включая заостренную ленту на борту фюзеляжа, — светло-кремовая.

Основные данные самолета следующие: размах крыла — 9,45 м; длина — 6,93 м; высота — 2,06 м; площадь крыла — 11,15 м2; вес пустого — 440 кг; взлетный вес — 725 кг; максимальная скорость — 208 км/час; рабочий потолок — 3800 м; вертикальная скорость — 2,58 м/сек; взлетная дистанция до высоты 15 м — 350 м; дальность попета — 805 км.

Позднее в Англии построили еще один опытный трехместный самолет «ПАП-150» с двигателем «Лайкоминг 0-320» мощностью 150 п. с., а затем туристский вариант «ПАП-180» для четырех человек. На последней модификации был установлен четырехцилиндровый двигатель «Лайкоминг 0-320» мощностью 180 п. с., и несколько увеличен при этом размах крыла. В настоящее время самолеты фирмы «Бигл» серии «ПАП» нашли широкое применение в летных школах и аэроклубах Англии.

И. КОСТЕНКО, кандидат технических наук





Чертежи для печати

Источник: "Моделист-Конструктор" 1970, №9
Scan: Владимир Петрушенко



Новости Партнеров

Дизан группы A4J
Rambler's Top100