ТАНК, ОБОГНАВШИЙ ВРЕМЯ

А БЕСКУРНИКОВ

1 сентября 1939 года дивизии гитлеровской Германии двинулись на Польшу. Подспудно уже клокотавшее пламя второй мировой войны выплеснулось первым огненным языком наружу. Гитлеровские танки T-III и T-IV расстреливали польских улан, с беззаветной храбростью атаковавших в конном строю их боевые порядки, отрезали польские дивизии от баз снабжения, нарушали коммуникации. И хотя единственная моторизованная бригада польских вооруженных сил под Львовом нанесла частям 22-го танкового корпуса немцев довольно серьезный урон, гитлеровские генералы окончательно уверовали в превосходство своих танков.

Примерно в то же время на подмосковном полигоне состоялся показ новых образцов отечественной бронетанковой техники. Среди тяжелых KB и СМК выделялся красивой обтекаемой формой танк Т-32 с мощным 76-мм орудием. Он уверенно преодолел все препятствия, без видимого усилия свалил высокую сосну у реки, без остановки двинулся вброд и, преодолев крутой обрывистый берег, вышел к трибуне правительства.

Взгляды военных специалистов на новую машину разделились. Многие высказывались в ту пору за создание колесно-гусеничного танка, а Т-32 был выполнен в чисто гусеничном варианте. Тем не менее его конструктор Михаил Ильич Кошкин упорно отстаивал свое детище. Группой, которой руководил Кошкин, несколько ранее уже была создана опытная колесно-гусеничная машина (рис. 1). Это был довольно скоростной (до 65 км/ч), маневренный танк А-20, вооруженный 45-мм пушкой и двумя 7,62-мм пулеметами. Бронирование лобовой части корпуса составляло 25, а бортов — 20 мм. По-новому, с большими углами наклона, размещались броневые листы корпуса. Однако поиски усиления броневой защиты требовали дальнейшего увеличения толщины броневых листов, что, естественно, повышало вес танка. В этом случае обойтись одной парой ведущих колес, как на ранее создававшихся легких колесно-гусеничных танках, оказывалось невозможно. Потяжелевший танк не сможет передвигаться — ведущие катки будут пробуксовывать по земле или же с них просто сорвутся резиновые бандажи. Расчеты требовали установки не менее четырех пар катков, что, в свою очередь, усложнило бы конструкцию редукторов и повысило уязвимость ходовой части.

Кошкин поставил под сомнение необходимость применения колесно-гусеничного движителя. Воспользоваться колесным ходом вне дорог не всегда представляется возможным, особенно на снегу, на пашне. Зато, отказавшись от громоздких колесных редукторов, можно использовать высвободившийся вес на увеличение толщины брони, в том числе и на дополнительную защиту ходовой части. Броневой корпус, отметил конструктор, обязательно должен быть противоснарядным — ведь танку предстоит прорывать укрепленные полосы обороны противника.

Силовая установка — только дизельный двигатель! Многие сомневались: стоит ли вводить для танков новый тип двигателя, ведь изменение сорта горючего может создать неудобства в снабжении. Да и все иностранные танки того времени имели карбюраторные двигатели. Сомневающихся убеждали простым способом: на заводском дворе конструктор Николай Алексеевич Кучеренко, ближайший помощник Кошкина, подносил к ведру с бензином зажженный факел — ведро мгновенно вспыхивало. Тот же факел опускали в ведро с дизельным топливом — факел гас. Опыт, строго говоря, не особенно научный, но достаточно наглядный и убедительный.

Итак, конструкторский коллектив создал два танка: А-20 — «крейсерский», быстроходный, предназначавшийся для маневренных действий в глубине обороны противника, и Т-32 (рис. 2), тоже «крейсерский», пригодный для действий в любых видах боя — и при прорыве оборонительных полос, и в оперативной глубине. Слишком необычен был замысел создать принципиально новый тип танка, поэтому некоторые прямо высказывали сомнение: что это — «лекарство от всех болезней»?

Здесь стоит подчеркнуть, что зарубежным инженерам понадобилось еще 20 лет, чтобы подойти к конструкции так называемого «основного боевого танка», сочетающего в себе качества машины прорыва, крейсерского и сопровождения пехоты. Поэтому вполне понятно, что появление нового танка вызвало поначалу ожесточенные споры.

Кошкин довел толщину броневых листов в лобовой части до 45, а борта — до 40 мм. Усилено бы по и вооружение: пушка Ф-34 калибром 76 мм с высокой начальной скоростью снаряда, специально созданная для танков в конструкторском бюро В. Г. Грабина, и два пулемета. Опять нарушение сложившихся требований: танк средний, а пушка от тяжелого, противоснарядная броня, как у танка непосредственного сопровождения пехоты, скорость и маневренность, как у крейсерского. Вес машины достигал 26,5 т, а скорость 55 км/ч. Появление какого-то универсального танка, сочетающего характеристики разных типов, казалось неоправданным нарушением установившихся норм. Вопрос о новой машине на какое-то время «повис в воздухе». А пока он рассматривался, конструкторы совершенствовали ее.

После демонстрации двух таких машин руководителям партии и правительства новый экспериментальный танк под индексом Т-34 (рис. 3) был направлен на дальнейшие испытания. Обстрел корпуса снарядами 45-мм противотанковой пушки показал, что Т-34 стоит на грани непоражаемости. Универсальный танк превосходил легкие типы по броневой защите и вооружению, средние — по силе огня, тяжелые — по скорости и маневренности. От немецкого танка T-III 1941 года они выгодно отличались броневой защитой, вооружением, проходимостью и большим запасом хода. 37-мм пушка T-III не представляла опасности для Т-34, в то же время снаряд нашего танка пробивал броню основных машин Германии выпуска 1939 — 1942 годов на всех дистанциях прицельного огня. Еще больше советский танк превосходил немецкий T-IV, короткоствольное 76-мм орудие которого придавало снаряду весьма низкую начальную скорость.



Первые серийные Т-34 сошли с конвейера в июне 1940 года, а к концу года их было выпущено 115 штук. К началу войны пограничные военные округа располагали уже 967 такими машинами. Так начиналась победная биография знаменитой тридцатьчетверки.

Несколько раз в течение войны Т-34 подвергался модернизации. Так, в 1941 году его лобовую броню довели до 60 мм, маску орудия до 70 мм, лоб башни до 60 мм. В 1943 году на вновь разработанной на год ранее башне установили командирскую башенку (рис. 4), на 11 калибров увеличили длину ствола орудия, совершенствовали его баллистические качества. Несмотря на прирост веса, ходовые качества не изменились. Его двигатель оставался одним и тем же в течение всей войны.

Нельзя забывать и о пулеметном вооружении танка. В известном смысле пушка расчищает путь, чтобы сблизиться с пехотой противника, а там уже действуют пулеметы, расстреливая дезорганизованные войска. На Т-34 их было два — спаренный с пушкой и пулемет радиста-пулеметчика в лобовом наклонном листе корпуса. Еще один, запасной, находился в боевом отделении танка.

Когда у противника появились машины с увеличенной броневой защитой, в начале 1944 года на Т-34 установили новую башню с новым 85-мм орудием, которое позволило вести борьбу с танками противника на дальностях 1500 — 2000 м, а до 1000 м ее снаряды пробивали и 100-мм броню. Толщину лобовой брони Т-34 усилили до 75, а бортов до 60 мм. На танк установили новую пяти-скоростную коробку передач, улучшившую его ходовые качества. И опять, несмотря на возросший до 32 т вес, скорость машины не изменилась.

Как противникам, так и нашим союзникам во второй мировой войне не удалось создать танк, превосходящий легендарную тридцатьчетверку. Средний танк T-V «пантера» фашистской Германии при весе 45,5 т имел только 75-мм орудие, максимальную скорость не свыше 46 км/ч и запас хода всего лишь 100 км по проселку. «Пантера» была на 40 см выше Т-34-85 и, несмотря на 100-мм броню, не имела в бою преимуществ перед тридцатьчетверкой, стрелявшей 85-мм снарядом.

Стремясь обезопасить свои войска, немецкие конструкторы создали тяжелые танки T-VI «тигр» и T-VIB «королевский тигр», вооруженные 88-мм орудиями. Лобовая броня этих машин соответственно составляла 110 и 180 мм. Однако танки нельзя сравнивать слишком прямолинейно. Например, кто выиграет бой: Т-34 с 85-мм пушкой и броней 60 мм или «тигр» с только что перечисленными качествами? В бою в действие вступают такие факторы, как возможность уклонения от огня противника за счет высокой маневренности, низкого силуэта корпуса и башни, скорострельности, проходимости и т. д.

Создавая свой «королевский тигр», глава танковой фирмы фашистской Германии конструктор Порше хвастливо заявил: «Пусть таких будет всего пять-десять штук. Я уверен, что этого хватит, чтобы задержать наступление русских». Боевые качества своих танков Порше решил испытать в бою. «Мы просто хотим поохотиться за русскими танками», — сказал он, возглавив колонну из 14 «королевских тигров», входивших в состав 51-го отдельного танкового батальона 3-го танкового корпуса немецкой армии.

12 августа 1944 года на Сандомирском плацдарме, у села Оглендув, вражескую колонну встретил танк Т-34-85 (рис. 5) под командованием младшего лейтенанта А. Оськина. В составе экипажа находились: механик-водитель старший сержант А. Стеценко, командир орудия А. Мерхайдаров, радист-пулеметчик сержант А. Грудинин и заряжающий А. Халычев. Четырьмя выстрелами по бортам экипаж Оськина подбил два танка. Третий пытался уйти, но Оськин быстро сменил позицию и поджег его. В одном из этих танков бесславно окончил свои дни и самонадеянный конструктор.

За три дня боев 53-я гвардейская танковая бригада, на вооружении которой были Т-34-85, уничтожила 20 из 40 танков 501-го батальона, а на третий день у врага осталось здесь всего лишь 20% машин.

Созданный в 1944 году средний танк США М26 «першинг» более чем на 10 т превышал советский танк по весу и на 6 км/ч уступал в скорости, незначительно превосходя Т-34 по лобовой броне башни. По признанию американских специалистов, М26 имел малую подвижность и маневренность. Английский танк «кромвель-7» хотя и имел высокую скорость движения (64 км/ч), но обладал низкой проходимостью из-за большого удельного давления на грунт.



Танк Т-34, обогнавший время, сегодня — история. По своей популярности он вполне может стать рядом с легендарной тачанкой гражданской войны. А его техническое совершенство свидетельствует о том, каких поистине разительных сдвигов добилась ноша страна за годы после Великой Октябрьской социалистической революции. Он был надежным, простым в изготовлении, эксплуатации и ремонте, несложным для обучения.

Вместе с дополнявшими их боевые качества танками ИС тридцатьчетверки вынесли на себе всю тяжесть борьбы с фашистскими бронированными полчищами с 1941 по 1945 год.

Ныне их младшие братья — грозные, вездеходные, скоростные машины, находящиеся на вооружении Советской Армии, стоят на защите завоеваний Октября.

ТАНК Т-34 ОБРАЗЦА 1939 ГОДА

Танк первого выпуска имел корпус с рационально выполненными наклонами брони. Верхний и нижний лобовые листы толщиной 45 мм располагались под углом 60°. Верхняя часть борта шла под углом 45°, а нижняя — вертикально, кормовые листы — под углом 45°. В первоначальном варианте броня бортов и кормы составляла 45 мм, маска башни — 70 мм, борта башни — 45 мм и располагались под углом 30°. В дальнейшем броневая защита увеличивалась.

Мощная башня танка имела один общий неподвижный люк. На ее крыше находился вентилятор, бронеколпак перископического прицепа, в бортах и заднем листе башни были проделаны отверстия с заглушками для стрельбы из личного оружия. Наблюдения влево и вправо велись через боковые призматические приборы. На бортах башни и наклонных бортовых листах корпуса приваривали поручни.

Ввод антенны устанавливался на броне слева от места радиста-пулеметчика. На кормовом листе находились дополнительные баки прямоугольной формы. С каждого борта крепились по пять опорно-поддерживающих катков, два ведущих и два направляющих колеса. По старой терминологии ведущее колесо называлось «звездочкой», а направляющее — «ленивцем». Катки имели резиновый бандаж для плавности хода. Во время войны часть танков Сталинградского завода была выпущена без бандажей. Подвеска танка выполнена по типу «свечной», с балансирами. Пружинные устройства подвесок располагаются а шахтах корпуса. Гусеничная цель — из 72 траков. Ящик запасных частей и принадлежностей — слева, на надгусеничной полке. В лобовом верхнем листе выполнен люк механика-водителя с двумя перископическими приборами и броневая защита для шаровой установки пулемета ДТ. Слева от люка — фара. На переднем листе расположены два поручня. Вооружение танка: орудие Ф-34 и два пулемета ДТ (кроме того, один запасной). Боекомплект снарядов — 77 шт. Дисков для ДТ — 46, на танках без радиостанции — 75.

ТАНК Т-34-85

Отличается от танка первого выпуска формой башни и дополнительными баками цилиндрической формы (два справа и один слева).

Башня литая, шестигранная. В задней части ее крыши расположены два вентилятора, слева — командирская башенка с люком, справа — люк заряжающего. Количество поручней уменьшено до трех. Бортовых приборов наблюдения нет. В крыше расположены перископические приборы наводчика и заряжающего. У командирской башенки слева — ввод антенны.

Вооружение: 85-мм пушка ЗИС-С53 и два пулемета ДТМ. Боекомплект — 60 снарядов, 2750 патронов, 20 гранат Ф-1 и два комплекта сигнальных ракет к 26-мм сигнальному пистолету. На верхнем кормовом листе могут устанавливаться дымовые шашки, для подвода проводки к которым в верхней части листа приварены броневые трубки. Бронирование лобового листа — 90 мм.









А — Т-34-76 с литой башней, Б — сварная башня выпуска Сталинградского тракторного завода; 1 — ввод антенны, 2 — амбразура пулемета, 3 — броневая заглушка амбразуры для стрельбы из личного оружия, 4 — съемный броневой лист для демонтирования пушки, 5 — броневая заглушка, 6 — амбразура прицела, 7, 10, 13 — приборы наблюдения, 8 ~ прицел пулемета, 9 — маска пушки, 11 — рымболт для подъема башни, 12 — поручень для десантников, 14 — броневая накладка, 15 — артиллерийский выстрел, 16 — вентилятор, 17 — замок люка башни, 18 — траки, 19 — запасной люк.



А — Т-34-76 с литой шестигранной башней выпуска Сталинградского тракторного завода; Б — литая шестигранная башня улучшенной формы с командирской башенкой; 1 — ввод антенны, 2 — амбразура пулемета, 3 — смотровая щель, 4 — амбразура прицела, 5 — броневая крышка прибора наблюдения водителя, 6 — маска пушки, 7, 15, 16 — приборы наблюдения, 8 — вентилятор, 9 — поручень для десантников, 10 — выхлопной патрубок, 11 — уширенные траки 12 — командирская башенка, 13 — рымболт для подъема башни, 14 — броневая заглушка.



1 — смотровая щель, 2 — амбразура пулемета, 3 — приборы наблюдения, 4 — ввод антенны, 5 — крюк для подъема башни, 6 — амбразура прицела, 7 — броневая заглушка, 8 — броневой брус, 9 — дополнительный Сак, 10 — ящик для артиллерийского ЗИП, 11 — буксирный крюк, 12 — люк механика-водителя, 13 — табличка с заводским номером танка, 14 — броневая заглушка механизма поворота кривошипа ленивца, 15 — место крепления механизма для натяжения гусениц, 16 — пулемет ДТМ, 17 — броневая крышка, 18 — фара, 19 — сигнал, 20 — командирская башенка, 21 — вентилятор, 22 — броневая крышка воздухозаборника, 23 — заливные горловины, 24 — надмоторный люк, 25 — жалюзи воздухозаборника, 26 — устройство постановки дымовой завесы, 27 — выхлопной патрубок, 28 — трак с гребнем, 29 — палец, 30 — трак без гребня, 31 — шпора, 32 — скоба, 33 — кожух бортовой трансмиссии, 34 — втулки крепления обогревательной печи, 35 — защитная труба электропроводки, 36 — стоп-сигнал, 37 — люк трансмиссионного отделения, 38 — петля заднего люка, 39 — трос, 40 — заливная горловина, 41 — лопата, 42 — поручни для десантников, 43 — ящик ЗИП, 44 — запасной трак.



Рис. 10. Башня танка Т-34-85: 1 — сиденье заряжающего, 2 — сиденье наводчика, 3 — механизм поворота башни, 4 — погон башни, 5- — амбразура для стрельбы из личного оружия, 6 — кнопка включения подсветки угломера, 7 — щиток башенного оборудования, 8 — прибор наблюдения МК-4, 9 — прицел ТШ-16, 10 — щиток освещения прицела, 11 — пушка, 12 — плафон освещения башни, 13 — пулемет ДТМ, 14 — магазин пулеметных дисков, 15 — стопор походного положения башни.



Рис. 11. Отделение управления танка Т-34-85: 1 — сиденье пулеметчика, 2 — укладка пулеметных дисков, 3 — запасной люк, 4 — кулиса, 5 — педаль и рукоятка подачи топлива, 6 — - педаль тормоза, 7 — фиксатор педали тормоза, 8 — педаль главного фрикциона, 9 — сиденье механика-водителя, 10 — огнетушитель, 11 — воздухораспределительный край, 12 — шприц-пресс, 13 — воздушный кран, 14 — щиток электроприборов, 15 — кран-редуктор, 16 — реле-регулятор, 17 — уравновешивающий механизм крышки люка, 18 — кнопка стартера, 19 — тахометр, 20 — спидометр, 21 — рычаги управления, 22 — ручной воздушный насос, 23 — баллоны со сжатым воздухом, 24 — щиток контрольных приборов, 25 — аппарат ТПУ, 26 — шаровая установка лобового пулемета.

Чертежи для печати

Источник: "Моделист-Конструктор" 1977, №5
Scan: Владимир Петрушенко



Новости Партнеров

Дизан группы A4J
Rambler's Top100