ПЕРВАЯ БРОНЯ

Четыре часа утра 22 июня 1941 года. На военный городск 22-й танковой дивизии 14-го механизированного корпуса Красной Армии, расположенный за рекой Мухавец, южнее Бреста, в трех-четырех километрах от границы, обрушивается неожиданный удар артиллерии из-за Буга. Над городком одна за другой проходят на восток девятки гитлеровских бомбардировщиков.

Командиру дивизии генерал-майору танковых войск В. П. Пуганову ясно: война! Дежурные подразделения танковых полков выходят на оборону границы, где уже стучат винтовочные выстрелы, заливаются пулеметные и автоматные очереди. Легкие Т-26, развернувшись в боевой порядок, с ходу вступают в бой и теснят пехоту противника к Бугу. За танками поднимаются подразделения 28-го стрелкового корпуса.

Первый натиск врага отбит, но противник не оставляет попыток форсировать Буг. К передовым подразделениям дивизии подтягиваются основные силы. 44-й танковый полк под командованием майора И. Д. Квасса атакует противника между крепостью и селением Кодень. Здесь уже обороняется мотострелковый полк 22-й танковой дивизии. Схватка вот-вот перейдет в ближний бой, численное преимущество на стороне противника. Батальоны майора Квасса огнем заставляют пехоту врага сначала залечь, потом попятиться. Бросая орудия, гитлеровцы беспорядочно отступают к Бугу. Батальон капитана С. И. Кудрявцева, совершив фланговый маневр, выходит прямо к переправе, созданной противником. Двенадцать лодок с десантом, с минометами и пулеметами, с запасами боеприпасов растянулись по Мухавцу, пытаясь обойти Брест с юга. На них обрушивается огонь танкистов. Сорокапятимиллиметровки Т-26 выстрел за выстрелом накрывают десант фашистов. Вентиляторы не успевают отсасывать пороховые газы, а башнеры снаряд за снарядом досылают в казенники орудий. Через десяток минут на воде остались только обломки лодок, да кое-где на западный берег карабкались уцелевшие гитлеровцы.

30-я танковая дивизия, также вооруженная легкими Т-26, атаковала прорвавшиеся танки врага 22 июня в 12.30. Надо отметить, что в танковом парке дивизии было несколько Т-26 старых выпусков, вооруженных не 45-мм, а 37-мм пушками, имелись даже двухбашенные пулеметные танки первых выпусков. Им пришлось особенно трудно в этом бою. И все же части 17-й и 18-й танковых дивизий 47-го моторизованного корпуса противника дрогнули и откатились назад, к Видомлю.

На следующий день опять отличились танкисты 22-й танковой. Вражеская мотоколонна в сопровождении восьми танков неожиданно вклинилась в стык между полками. Впереди немецкой колонны шли машина советской марки М-1 и несколько грузовиков также нашего производства. Расчет врага был прост: обмануть бдительность советских воинов и захватить мост через Мухавец в районе Жабинки. Хитрость противника разгадали. Танковые полки, взяв колонну в клещи, в упор расстреляли се.

Легким Т-26, имевшим 15-мм броню, было трудно бороться с танками Т-3 и Т-4, защищенными лобовой броней в 30 мм. Вновь сформированные механизированные корпуса

Красной Армии еще не успели полностью перевооружиться на танки новых марок: КВ-1 и Т-34. Но там, где появлялись даже легкие Т-26, успешнее были контратаки пехоты, жестче становилась оборона.

Заместитель командующего Западным фронтом генерал-лейтенант А. И. Еременко 7 июля 1941 года доносил в Ставку: «Я лично, участвуя в боях 2—3 июля 1941 года на Борисовском направлении и 4—6 июля в районе Дрисса — Барковичи, установил положительную роль танков в боевых порядках пехоты... Появление наших танков на поле боя вместе с пехотой, даже небольшими группами, создавало замешательство в рядах противника. Поэтому я прошу рассмотреть вопрос о возможности передачи пехоте одной-двух рот танков на дивизию или, по крайней мере, дать один батальон на корпус. Я считаю, что наши танки Т-26 в механизированных соединениях принесут меньше пользы, чем в пехоте».

Т-26, созданный как танк общевойсковых частей и соединений еще по требованиям 1931 года, по своим тактико-техническим данным более подходил для сопровождения и поддержки пехоты в ее боевых порядках.

Небольшая скорость движения как раз соответствовала тесному взаимодействию с пехотой. Для механизированных соединений требовались «крейсерские» танки — быстроходные, хорошо вооруженные машины, способные вести бой самостоятельно в глубине боевых порядков противника. Советской военной наукой это и предусматривалось, ко спешное комплектование механизированных корпусов накануне войны вынудило пойти на изъятие Т-26 из стрелковых дивизий для пополнения механизированных соединений.

Однако и легкие Т-26 в руках умелого экипажа были грозной силой. Пока могла стрелять пушка, танкисты боролись с врагом. Герой Советского Союза Г. Пенежко, встретивший начало войны на западных рубежах, вспоминает: «На правом фланге, в нейтральной полосе, Движется к нам Т-26, ведя на буксире другой, подбитый, Пушка подбритого смотрит вниз, его корма чуть дымится. К медленно ползущему буксиру быстро приближается вражеский танк. Он идет ему строго в затылок, а за ним вдалеке остановилось несколько других немецких машин. Я понимаю его маневр: прикрываясь подбитым, буксируемым танком, он стремится подойти ближе, Чтобы затем, развернувшись в сторону, с ходу расстрелять буксирующую машину. Из башни буксира один за другим вываливаются двое. Перепрыгнув с кормы на буксируемый танк, они исчезают в открытом отверстии люка механика-водителя. Пушка подбитого танка дрогнула, поднялась навстречу преследователю И дважды блеснула пламенем. Немецкий танк споткнулся и замер...»

Механизированные корпуса Западного и Юго-Западного фронтов выполнили свою задачу. Вооруженные в основном устаревшими к 1941 году танками Т-26, БТ, Т-35 и Т-28, они отразили первый массированный удар танковых групп противника, сорвали его попытку первым ударом захватить обширные районы и главные коммуникации страны, нанесла танковым группам Клейста и Гудериана поражение во встречном сражении в районе Луцк — Броды — Ровно, положив этим начало крушению планов «блицкрига».



Т-26 — ТАНК ПЕХОТЫ

К лету 1929 года молодое Советское государство достигло немалых успехов в области индустриализации, появились предпосылки и для создания отечественной танковой промышленности. В июле 1929 года Реввоенсовет утвердил новые тактико-технические требования, которым должны были отвечать вновь создаваемые танки и другая бронетанковая техника. Предполагалось в короткие сроки снабдить армию новыми легкими гусеничными и колесно-гусеничными танками с одновременным выпуском танкеток, тяжелых и средних и плавающих танков. Чтобы ускорить разработку и производство боевых машин, решено было приобрести ряд образцов танков за границей. Конечно, советские конструкторы могли бы разработать танки и без закупки иностранных машин, что они уже доказали постройкой крупной серии танков ИС-1 и созданием опытных Т-18, Т-24, Т-17 и др. Однако необходимость создать требуемое количество броневой техники в сжатые сроки вынудила наших танкостроителей пойти на этот шаг. Патенты для того и закупаются, чтобы сэкономить время и не открывать того, что уже сделано.

30 декабря 1929 года комиссия под руководством начальника Управления механизации и моторизации РККА И. А. Халепского отбыла за границу. В Англии она закупила шеститонный танк «виккерс». Перед советскими танкостроителями встала сложная задача — в короткий срок создать более совершенную боевую машину.

Первый вариант танка Т-26 внешне почти не отличался от английского образца, если не считать несколько измененной передней части корпуса и очертаний двух расположенных рядом пулеметных башен с пулеметами ДТ. Считалось, что такое расположение башенного вооружения обеспечит наибольший темп стрельбы с обоих бортов.

Для танка был разработан карбюраторный двигатель мощностью 91 л. с. с горизонтальным расположением цилиндров, размещенный в кормовой части машины. С такой силовой установкой танк мог развивать максимальную скорость до 30 км/ч, что для танка сопровождения пехоты, на роль которого предназначалась эта разработка, было по тем временам вполне достаточным,

13 февраля 1931 года, заслушав доклад И. А. Халепского, Реввоенсовет Постановил принять на вооружение танковых батальонов стрелковых дивизий легкие танки с индексом Т-26.

В начале 30-х годов ни в одной армии мира не имелось специальных противотанковых пушек, и поэтому танки одевали в противопульную броню. Т-26 имел бронирование: лоб, корма и борт — 15 мм, днище и крыша — 16 мм. Полный боевой вес с экипажем в три человека достигал 8,6 т.

В октябре 1931 года промышленность изготовила 17 танков Т-26, которые участвовали в ноябрьском параде на Красной площади, а всего до конца года было выпущено 120 двухбашенных танков.



Меньше чем через год после выпуска первого варианта советские конструкторы увеличили мощность вооружения своего танка. Не отказываясь от двухбашенной компоновки, они оснастили левую башню 37-мм орудием. Был также предусмотрен вариант с 12,7-мм пулеметом в левой башне. Однако двухбашенное расположение вооружения не позволяло сосредоточить огонь по одному борту. К тому же с установкой пушки появилась необходимость в заряжающем, но увеличить экипаж было нельзя из-за недостатка места.

При работе над модификацией 1933 года вернулись к классической схеме — однобашенный танк со спаренным вооружением. Танк получил цилиндрическую башню увеличенного размера, несколько смещенную на корпусе влево. В башне устанавливалось 45-мм орудие и спаренный с ним 7,62-мм пулемет ДТ. Для внутренней, связи танк был оснащен переговорным устройством. Вскоре начался выпуск танков, снабженных коротковолновой радиостанцией. Она обеспечивала связь между экипажами при дальности до 15 км. Первоначально антенна в виде поручня устанавливалась на корпусе боевой машины. Позднее поручневую антенну стали размещать на башне.

Во второй половине 30-х годов значительное развитие получила противотанковая артиллерия. На вооружении западных армий появились противотанковые системы калибра 20,37 и даже 45 мм. Пора было подумать об усилении броневой защиты танка. Это стало ясно после опыта боёв в республиканской Испании.

«...Я имею все основания утверждать, что Советский Союз отправил в Испанию лучшее свое оружие. Что касается танков, то они по своим качествам превосходили германские и итальянские танки мятежников. В середине октября в республиканскую зону прибыли 50 советских танков. Уже 29 октября испанские танкисты, обученные советскими товарищами и сопровождаемые в бою храбрыми инструкторами, продемонстрировали полное превосходство над врагом и его техникой, нанеся ему тяжелые потери». Так писал о событиях 1936 года Энрике Листер, один из военных руководителей республиканских войск. Машина, о которой он писал, была Т-26. Но, несмотря на все превосходные качества нашего танка, вопрос об усилении броневой защиты не снимался. Простым утолщением броневых листов проблема не могла быть решена — ходовая часть ранее была рассчитана только на 8 т веса.

Модернизируя машину, конструкторы пошли на некоторое уменьшение размеров и укоротили танк. Это дало возможность несколько усилить лобовую броню башни, выкроить несколько сотен килограммов на увеличение боезапаса и топлива. Кроме того, были внесены изменения и в углы наклона броневых листов башни и подбашенной коробки, что увеличило рикошетирование снарядов. Эффективность вооружения повышалась применением для орудия и спаренного пулемета стабилизатора пинии прицеливания ТОС. В этой системе линия прицела наводится на цель и затем удерживается в данном положении гироскопом. Совершая колебания вместе с корпусом танка, ствол орудия в какой-то момент проходит через положение, соответствующее наведению на цель, контакты автоматически замыкаются — происходит выстрел. Точность стрельбы с ходу при этом значительно возрастала.

Учитывая, что танки предназначались для поддержки пехоты, в том числе и для боев в системе оборонительных сооружений противника, когда нападения можно ожидать с разных сторон, конструкторы дополнительно оснастили Т-26 1937 года пулеметом ДТ в кормовой нише башни. Для защиты от штурмовой и бомбардировочной авиации противника на башне танка устанавливался 12,7 или 7,62-мм пулемет на вертлюге, огонь из него вели при открытом люке.



Танки Т-26 всех модификаций участвовали в боях с Японией на Халхин-Голе, прорывали оборону белофиннов под Выборгом в 1940 году, первыми встретили удар гитлеровских бронированных полчищ на западных рубежах нашей Родины в 1941 году. В августе 1945 года в составе войск 1-го и 2-го Дальневосточных фронтов действовали отдельные танковые батальоны Т-26, проходимость которых в условиях заболоченной местности оказалась весьма высокой благодаря небольшому собственному весу. К тому же по своим тактико-техническим свойствам они вполне успешно могли бороться и с бронированными средствами японцев.

В течение почти десятилетия, вплоть до конца 30-х годов, Т-26 наряду с танком БТ оставался основным танком Красной Армии. Т-26 уникальная машина не только по числу модификаций. База танка послужила для ряда экспериментов и при создании многих образцов боевой техники.

Так, в 1934 году на базе Т-26 был создан так называемый «артиллерийский танк» АТ-1 с 76-мм короткоствольной пушкой. Он предназначался для усиления огневой поддержки танков дальнего действия. Специалисты артиллерийского вооружения по программе «малый триплекс» создали на базе Т-26 три образца самоходных артустановок: СУ-5-1 — пушка калибра 76 мм, СУ-5-2 — 122-мм гаубица и СУ-5-3 — 152-мм мортира. На той же базе в середине 30-х годов была создана опытная самоходная 76-мм зенитная установка СУ-6 (1936 г.). Для артиллерии танк использовался без башни — ее заменили неподвижной рубкой. Эти тягачи могли буксировать даже орудия калибра 76 мм. В 1934 году в небольшом количестве вышел Т-26 с 76-мм орудием в серийной башне.

Вооруженцы меняли не только калибр орудия, но и метод поражения целей. К середине 30-х годов в серию был запущен огнеметный танк СТ-26. 360 литров запаса огнесмеси хватало на 70 выстрелов на дальность до 30 — 35 м.

Системы инженерной службы создали на базе Т-26 мостоукладчик СТ-26 и минный тральщик. С 1935 года проводились испытания машины на преодоление водных преград. С этой целью часть танков оснащалась металлическими поплавками для движения по воде. Для форсирования глубоких водных преград под водой был создан танк Т-26ПХ. Снабжение воздухом экипажа и двигателя в нем осуществлялось через воздухопитающую трубу, возвышающуюся над водой. В Ленинградском округе и на Дальнем Востоке экипажи боевых машин успешно освоили этот способ преодоления рек.

Т-26 выпускался до 1940 года. Именно эта боевая машина стала первой броней нашего Отечества в сорок первом.

А. БЕСКУРНИКОВ



1839 - Год основания фотографии

Рис. 1. Легкий танк Т-26 образца 1933 года: 1 — направляющее колесо, 2 — воздухозаборник, 3- ввод антенны, 4 — смотровой прибор, 5 — смотровая щель, 6 — маска пушки, 7 — звуковой сигнал, 8 — фара, 9 — поддерживающий ролик, 10 — ведущее колесо, 11 — опорная тележка с катками, 12 — буксирная скоба, 13 — люк трансмиссии, 14 — люк механика-водителя, 15 — люк башенного стрелка, 16 — люк командира, 17 — люк над воздухоочистителем, 18 — крыло, 19 — люки моторного отделения, 20 — глушитель.



Чертежи для печати

Источник: "Моделист-Конструктор" 1981, №9
OCR: mkmagazin.almanacwhf.ru



Новости Партнеров

Дизан группы A4J
Rambler's Top100