БРДМ-2: МАШИНА ДЛЯ РАЗВЕДКИ

С незапамятных времен говорят про разведку, что она — глаза и уши армии. Не устарело это крылатое выражение и в наши дни. Сегодня военные тактики и стратеги уделяют разведке (толь же большое внимание, как, например, и командиры Красной Армии период гражданской войны. В то время, правда, разведчики чаще всего передвигались пешком или в лучшем случае верхом.

В Великую Отечественную у разведчиков появились мотоциклы, грузовики и даже бронеавтомобили. Но такая техника вряд ли устроила бы современных войсковых разведчиков. Дело в том, что хорошо слышать и далеко Видеть им уже мало. Чтобы успешно справляться с десятками новых сложных задач, с изменившимися обязанностями, им понадобилась специальная машина, в полной мере отвечающая уровню техники нашего времени.

Такая машина была создана. Это БРДМ-2 — бронированная разведывательно- дозорная машина.



...Повинуясь неслышимой радиокоманде, приземистые бронированные машины рванулись вперед и, быстро Набрав скорость, скрылись за поворотом дороги. Перед разведывательным дозором стоит серьезная задача: установить наличие противника на пути его Отхода. Но воинам она по плечу, ведь у них есть надежный помощник — БРДМ-2.

Каковы же характеристики машины? Попробуем сначала обратиться к тому определению, к которому чаще всего прибегают специалисты. Итак, это боевая, колесная, двухосная, со всеми ведущими колесами, плавающая и вооруженная двумя пулеметами машина. К тому же БРДМ-2 обладает высокими динамическими качествами, большим запасом хода, высокой проходимостью и способностью с ходу преодолевать водные преграды.

...Остался позади и глинистый проселок, впереди — асфальтированное шоссе. Команда “вперед”, четкий переход на третью, а затем и на четвертую передачу — и вот уже машина буквально летит по шоссе со скоростью сто километров в час!

Внимание! Впереди — поворот. Сброшен газ, машина плавно притормаживает и легко вписывается в весьма малый радиус крутого виража. Но что это! Поперек дороги — неожиданная преграда: глубокая, шириной больше метра канава.

Для обычного автомобиля она стала бы серьезным препятствием — преодолеть ее можно было бы лишь с помощью настила. Но для машины разведчиков и траншея не помеха. Перед нею БРДМ-2 лишь слегка .замедлит ход. Включается привод — и тотчас из-под “брюха” машины опускаются четыре дополнительных колеса с пневматическими авиационными шинами (700Х Х250 мм), накачанными до 5,5 — 6,0 атм.

Четырехколесная машина, превратившаяся таким образом в “многоножку”, легко преодолевает окопы, рвы, траншеи и канавы.

Надо сказать, что повышению проходимости БРДМ-2 конструкторы уделили самое пристальное внимание. Ведь разведчикам приходится действовать днем и ночью, весной и поздней осенью, в летнюю жару и в зимнюю стужу. И двигаться такой машине придется не только по шоссе. Поэтому ее сделали приспосабливающейся к различным дорожным условиям, способной одинаково уверенно преодолевать размокшие дороги, пахоту, заболоченные участки, пески и снежную целину.

Как мы уже сказали, все колеса БРДМ-2 — ведущие. Встретится крутой подъем или иной труднопроходимый участок местности — водителе переходит на низшую передачу и включает передний мост. Если и этого окажется мало, можно уменьшить удельное давление на грунт или увеличить его, включив систему регулирования давления в шинах. Делается это как на стоянке, так и при движении машины прямо с водительского места. Нормальное давление в шинах — 2,7 кгс/см2.

Встретится заболоченный участок, водитель включает пониженную передачу и уменьшает давление в шинах. При этом они как бы расплющиваются, а площадь опоры резко увеличивается. БРДМ-2 хотя и на пониженной скорости, но все же уверенно продолжит движение.

В других условиях приходится увеличивать давление в шинах — например, при движении по песку, когда нужно держаться следа идущей впереди машины.

Зимой же по снежному покрову глубиной до 0,3 м можно ехать, не снижая давления в баллонах, так как колеса продавливают снег до мерзлого грунта и хорошо сцепляются с ним. При более высоких сугробах давление в скатах снижают.

Ну а если бой? И, скажем, повреждена шина? Неужели менять баллон? Не говоря уже о том, что делать это под огнем не просто, задержка может стать препятствием выполнению боевого приказа. Но такого не произойдет, и здесь опять выручит система регулирования давления, позволяющая поддерживать и контролировать необходимые “атмосферы” в любом из баллонов. Как только станет заметен спад давления в какой-нибудь из шин, компрессор тут же начинает восполнять утечку.

Попробуем смоделировать самую критическую ситуацию — БРДМ-2 застряла. Участок труднопроходимый, болотистый. Семитонная машина основательно увязла в трясине. Двигатель мощностью 148 л. с. не справляется с нагрузкой — раскисший грунт цепко держит колеса. И в этом случае машина выберется из “плена” самостоятельно, с помощью лебедки. На расстоянии до 30 м от машины (длина троса) выбирается дерево, пень или столб (если таких поблизости нет, в грунт заделывается анкер), за которые и закрепляется трос лебедки. Включается привод — и четырехтонное усилие, развиваемое лебедкой, выдергивает застрявшую машину.

Чтобы получить полное представление о ходовых качествах БРДМ-2, добавим, что наименьший радиус ее поворота равен 9 м, наибольший угол подъема, который может преодолеть машина, — 30°, наибольший угол крене составляет 25°.

Важной боевой характеристикой подобных машин является запас хода — расстояние, которое она проходит без дополнительных заправок, на горючем полностью заправленных топливных баков. У БРДМ эта цифра весьма солидная — 750 км! И все равно, командир скрупулезно ведет подсчет километража, учитывая, сколько прошли, сколько задерживались, на каком расстоянии от своих войск находятся... Арифметика несложная, но цена ей высока — жизнь экипажа и сохранность разведывательных данных.

...За полсотни метров до некогда соединявшего берега неширокой реки моста стоял знак: “Ремонтные работы. Объезд”. Аккуратно обогнув его, головная машина мягко перевалила через кювет и въехала в воду. За ней проследовали и остальные БРДМ-2. Поднимая волны, они ходко двинулись К противоположному берегу. Заметим, что амфибийиые качества вездеходу обеспечивает герметичный корпус и водомет, сообщающий автокораблю скорость до 10 км/ч.

Чтобы стать подлинными “глазами” армии, разведывательная машина должна быть действительно “глазастой”.

И конструкторы позаботились об этом, оснастив ее шестнадцатью дневными Приборами наблюдения, перископическим прицелом для прямой наводки в цель пулеметов, а также приборами ночного видения для командира и водителя, позволяющими двигаться в темное время суток с той же скоростью, что и днем. Чтобы исключить ослепляющее действие фар встречного транспорта, осветительных ракет, пожаров и других источников света, инфракрасные приборы снабжены интересным приспособлением — экранирующим устройством, или, как его еще называют, шторкой.

Есть на БРДМ и навигационная аппаратура — ТНА-2: датчики курса и пути, пульт управления, координатор — счетно-решающий прибор, преобразователь и указатель курса. Обращаются к этим устройствам в тех случаях, когда ориентирование затруднено, например при движении с высокими скоростями по незнакомой местности или при ведении боя в степи или пустыне, где нет видимых ориентиров. Ну и, разумеется, ночью, в тумане и во всех других случаях, когда видимость плохая или же полностью отсутствует. Пользоваться ТНА-2 просто и удобно. Приборы автоматически определяют координаты машины и указывают курсовой (дирекционный) угол ее движения. Поэтому командиру достаточно одного взгляда на прибор, чтобы точно определить местоположение.

Особенности современного боя требуют установки на машине и других Приборов: таких, как рентгенометр для измерения мощностей доз гамма-излучения, войсковой прибор химической разведки.

Когда возникает необходимость передать срочные данные, командир может воспользоваться ультракоротковолновой радиостанцией Р-123. Компактная и надежная, она позволяет поддерживать устойчивую связь в микротелефонном режиме на дистанции до 20 км. При этом обеспечивается беспоисковое (хождение в связь и бесподстроечное ее ведение, что резко увеличивает оперативность работы. В условиях дефицита времени это имеет немаловажное значение.

При ведении разведки одна из первейших заповедей — соблюдение полнейшей скрытности. Но как быть, если машина обнаружена? В этом случав БРДМ-2 может серьезно “огрызнуться” — ведь у нее есть вооружение: два пулемета, размещенные в башенной установке. Один — крупнокалиберный, 14,5-мм типа КПВТ. Другой—марки ПКТ имеет калибр 7,62 мм. Оба могут поражать живую силу и огневые средства противника. Кроме того, КПВТ может стрелять и по легкобронированным целям. Наибольшая прицельная дальность его составляет 2 км, скорострельность — 600 выстрелов в минуту. Питание патронами ленточное, в каждой ленте по 50 патронов, а во всем боекомплекте их 500, У пулемета ПКТ прицельная дальность поменьше — 1,5 км. Скорострельность его достигает 700 выстрелов в минуту, лента снаряжена 250 патронами, а весь боекомплект двумя тысячами.

Надежно защищен экипаж БРДМ-2 от пуль и осколков — ведь корпус машины сварен из бронелистов, к тому же он водонепроницаем.

...Последний участок глинистого проселка машины разведчиков преодолели с ходу. И вот наконец знакомый поворот. Еще минута — и следует четкий доклад командиру. В ответ скупые слова благодарности за отлично выполненное задание. И над притихшим лесом звучит гордое: “Служим Советскому Союзу!”

Н. АЛЕШИН. В. СЕРГЕЕВ



Бронированная разведывательно-дозорная машина БРДМ-2: 1 — волноотражательный щит, 2 — передний крюк для буксировки на плаву, 3 — фары освещения и прибора ночного видения, 4 — прибор наблюдения командира, 5 — крупнокалиберный пулемет КПВТ, 6 — антенна, 7 — ниша наблюдения, 8 — башня, 9 — багор. 10 — катушка троса, 11 — глушитель, 12 — заслонка водометного движителя, 13 — откидной лист крыши над силовым Отделением, 14 — лом, 15 — крышки люков воздухопритока, 16 — буксирный трос, 17 — лопата, 18 — пулемет ПКТ, 19 — люки посадки членов экипажа, 20 — крышка смотрового люка, 21 — крышка люка доступа к лебедке.



Трансмиссия БРДМ-2: 1 — крюк, 2 — лебедка. 3 — рычаг переключения передач. 4 — передние ко. леса, 5 — рулевая трапеция. 6 — полуэллиптическая рессора переднего моста, 7 — раздаточная коробка, 8 — цепи привода дополнительных колес, 9 — карданный вал. 10 — дополнительные колеса, 11 — балансиры дополнительных колес, 12 — механизм стояночной тормозной системы. 13 — коробка передач и отбора мощности на водомет, 14 — двигатель, 15 — задние колеса, 16 — воздухофильтр, 17 — рессора заднего моста, 18 — задний мост, 19 — водяные рули, 20 — редуктор водомета, 21 — вентиляторы, 22 — генератор, 23 — муфта выключения сцепления, 24 — бачок гидросистемы, 25 — передний карданный вал, 26 — главная передача переднего моста, 27 — рулевое колесо, 28 — продольная рулевая тяга, 29 — рулевая колонка.



Отделение управления (А) и боевое отделение (Б): 1 — сиденье командира, 2.— сиденье механика-водителя, 3 — люк механика-водителя. 4 — приборы наблюдения механика-водителя (дневные), б — приборы наблюдения командира, 6 — дневной Прибор наблюдения командира ТПКУ-25. 7 — люк командира, 8 — координатор навигационной аппаратуры, 8 — радиостанция, 10 — рентгенометр, 11 — огнетушитель, 12 — погон башни, 13 — рукоятка поворотного механизма пулеметной установки. 14 — подвесное сиденье Пулеметной установки, 15 — рукоятка стопора башни, 16 — рукоятка подъемного механизма пулеметной установки, 17 — нагнетатель, 18 — боеукладка левого борта, 19. 21 — сиденья членов экипажа, 20 — рукоятка привода водооткачивающего клапана.

Чертежи для печати

Источник: "Моделист-Конструктор" 1984, №6
OCR: mkmagazin.almanacwhf.ru



Новости Партнеров

Дизан группы A4J
Rambler's Top100