БМП - ЩИТ И МЕЧ ПЕХОТЫ

Мы знакомы с ней, с этом стремительной и грозной машиной, носящей название БМП — боевая машина пехоты. Одни видели ее на военных парадах, посвященных годовщине Великого Октября, другие — в телевизионных передачах “Служу Советскому Союзу!”, ну а третьи — в период “совместной службы” в рядах Советской Армии.

Созданная в конце 60-х годов, БМП стала качественно новым средством вооружения мотострелковых подразделений, сочетающим огневую мощь, высокую мобильность и хорошую защищенность.

Идея создания бронированного транспортера, способного укрыть пехоту от смертоносного пулеметного и ружейного огня, возникла еще в годы первой мировой войны, практически одновременно с появлением танков. Одним из примеров ранних образцов машин такого рода может служить разработанный в Англии в 1917 году бронированный гусеничный транспортер Mk IX, предназначавшийся для перевозки 50 человек или 10 т груза.

Непрерывное улучшение тактико-технических характеристик танков уже а 20-е и 30-е годы привело к коренному изменению взглядов на бронированные гусеничные машины. Из средства поддержки пехоты они переросли в самостоятельный род войск, способный решать самые разнообразные оперативные задачи. Резко возросла их скоростъ — до 60—80 км/ч! — и недавних тихоходов пехота уже физически не могла сопровождать.

К концу 30-х годов в составе сухопутных войск появляются крупные танковые и механизированные соединения. Опыт гражданской войны в Испании и боев на Халхин-Голе показал, что развитие нового рода войск требует и оснащения мотопехоты боевыми бронированными машинами, не уступающими в подвижности и проходимости сопровождаемым танкам, обеспечивающим эффективное применение оружия десанта.

Но для их разработки уже не осталось времени, и во вторую мировую войну сухопутные армии воюющих стран вступили практически без бронетранспортеров. Это сразу же сказалось на ходе боевых действий. Следующая на автомобилях за танками пехота либо застревала на бездорожье, либо, попав под огонь противника, несла большие потери — теряла боеспособность сама и оставляла без необходимой огневой поддержки сопровождаемые танки. Первой это ощутила страна-агрессор: уже с 1940 года немцы стали применять в мотопехотных подразделениях средний полугусеничный бронетранспортер, ставший в ходе войны основной транспортно-боевой машиной фашистской Германии.

Равноценную конструкцию, правда, несколько позже, в 1942 году, получили союзные армии. В США в спешном порядке было разработано семейства полугусеничных бронетранспортеров М2, М3, М5 и М9. В ограниченном количестве эти машины поставлялись па ленд-лизу для вооружения Красной Армян.

Выпускались бронированные транспортные средства для пехоты и в Японии. Это были полугусеничный “Хоха” и гусеничный “Хоки”. Последний использовался в боях на Филиппинах в 1944 году.

Но, несмотря на весьма широкое применение бронетранспортеров в ходе второй мировой войны (только в США их было выпущено около 40 тыс.), ни одна из воюющих стран не смогла создать боевую машину пехоты, полностью отвечающую предъявляемым к ней требованиям. Ну а те, что состояли на вооружении, были недостаточно бронированы и плохо вооружены, не обладали хорошей проходимостью.

Именно поэтому в послевоенный период главной целью конструкторов стало создание боевой машины нового типа, сочетающей в себе качества танка и бронетранспортера.

Первыми массовыми советскими бронетранспортерами стали БТР-152 (см. “М-К” № 1 за 1972 год]. Созданные на базе грузовых автомобилей высокой проходимости, они имели легкобронированный, открытый сверху корпус и по боевым качествам еще не являлись принципиально новыми машинами. Правда, помимо броневой защиты, они отличались от своих предшественников военной поры повышенной маневренностью и скоростью, большей Бездоходностью.

В 50-е годы на вооружение поступил первый советский гусеничный бронетранспортер БТР-50, способный перевозить 20 человек или 2 т груза.

В начале 60-х годов начался выпуск плавающего бронетранспортера БТР-60П, наиболее полно отвечающего требованиям современного общевойскового боя. Полностью закрытый корпус с бойницами и два пулемета во вращающейся башне позволяли десанту вести огонь, не выходя из машины, а восьмиколесный движитель со всеми ведущими и управляемыми колесами обеспечивал хорошую проходимость.

В конце 60-х годов советскими конструкторами была создана уникальная по своим качествам боевая машина пехоты — БМП, высокоманевренная и скоростная. Дизельный двигатель мощностью 300 л. с. позволяет ей развивать по хорошей дороге скорость до 65 км/ч. Запас хода составляет 600 км, а это значит, что БМП может длительное время действовать без пополнения запасов горючего, что особенно важно в современном динамичном бою.



Несмотря на солидный вес — 13 т, удельное давление на грунт невелико и составляет всего лишь 0,6 кг/см2, отсюда хорошая проходимость по любым грунтам. БМП уверенно берет различные препятствия, прежде непреодолимые. Например, угол подъема на дернистом грунте может достигать 35°, не помеха для движения и рвы шириной 2,5 м, вертикальные стенки высотой 0,7 м. Герметизированный, специальной формы корпус позволяет машине с ходу преодолевать водные преграды. Движение на плаву обеспечивается гусеничным движителем, при этом скорость достигает 7 км/ч.

По расположению механизмов и оборудования внутри БМП разделена на отделения (отсеки) управления, силовое, боевое и десантное.

Отделение управления находится в левой передней части корпуса. В нем друг за другом расположены рабочие места механика-водителя и командира. Возле сиденья механика-водителя размещены органы управления машиной и контрольно-измерительные приборы. Управлять БМП не сложнее, чем автомобилем.

Рядом с сиденьем командира находится радиостанция и здесь же фильтро-вентиляционная установка для очистки воздуха и создания избыточного давления. Для наблюдения за местностью перед командиром и механиком-водителем размещены перископические приборы, в комплект которых входит оборудование ночного видения.

Силовое отделение расположено в правой передней части машины. Оно отделено от других отделений тепло-звукоизоляционной перегородкой, имеющей специальные лючки для доступа к агрегатам. В отделении находятся, кроме двигателя, силовая передача и обслуживающие системы. Двигатель, коробка передач и планетарные механизмы поворота выполнены в одном блоке, что позволяет при ремонте быстро произвести их замену.

Боевое отделение занимает среднюю часть машины. В нем сосредоточены вооружение, боекомплект, приборы наведения и обеспечения стрельбы.

Во вращающейся башне установлено 73-мм гладкоствольное орудие. Прицельная дальность стрельбы составляет 1300 м, боевая скорострельность 8—

10 выстрелов в минуту. Орудие заряжается полуавтоматически или вручную из конвейера емкостью 40 выстрелов. С орудием спарен 7,62-мм пулемет ПКТ; его боекомплект составляет 2000 патронов, снаряженных в сочлененные кусковые ленты.

На стволе и бронемаске орудия смонтирован кронштейн для пуска противотанковых управляемых реактивных снарядов (ПТУРС), обеспечивающих уверенное поражение танков противника на дальности от 500 до 3000 м.

Для наведения оружия в цель служит комбинированный прицел, которым можно пользоваться как днем, так и ночью, а также, электрический привод наведения в вертикальной и горизонтальной плоскостях. Огонь из всего этого оружия ведет третий член экипажа — наводчик-оператор.

Десантное отделение занимает всю кормовую часть машины. Здесь размещается в полном вооружении мотострелковое отделение. Каждый десантник обеспечен прибором наблюдения и может стрелять из личного оружия через специальную амбразуру. В этом же отсеке находятся основной и два запасных топливных бака, аккумуляторные батареи. Для входа и выхода десанта в кормовой части корпуса имеются две двери, а для выхода на плаву — четыре люка на крыше.

На БМП предусмотрена система защиты от оружия массового поражения и обеспечения обитаемости экипажа. Она работает в автоматическом режиме и позволяет быстро загерметизировать корпус и включить фильтро-вентиляционную установку.

В бою может сложиться такая обстановка, когда для защиты от сосредоточенного огня противотанковых средств противника одной скорости и маневренности окажется недостаточно (ведь БМП не танк, ее броня рассчитана на защиту в основном от пуль и осколков). В таких случаях на помощь приходит термодымовая аппаратура, которая в считанное секунды укрывает машину дымовой завесой длиной 100— 150 м и стойкостью не менее 1 мин.

Если машина все-таки будет повреждена и возникнет пожар, в действие вступит еще одна автоматическая система — противопожарного оборудования. При повышении температуры срабатывает термодатчик, по сигналу которого мотоотделение герметизируется, выключаются вытяжные вентиляторы, останавливается двигатель, а огнегасящий состав по магистральному трубопроводу через распылители подается на очаг пожара.

Таким образом, состоящая на вооружении советских мотострелковых войск боевая машина пехоты представляет собой сложную систему вооружения, максимально приспособленную для ведения современного общевойскового боя с применением различных видов оружия. Действуя в тесном взаимодействии с танками, пехота на БМП способна успешно преодолевать подготовленные оборонительные позиции противника, насыщенные большим количеством различных видов стрелкового, артиллерийского и противотанкового оружия.

П. ГОРОХОВ, В. КОРАБЛИН



Боевая машина пехоты: 1 — механизм подъема волноотражательного щитка, 2 — фара, 3 — крыло, 4 — орудие, 5 — направляющая ПТУРС, 6 — ПТУРС, 7 — крышка амбразуры для стрельбы из пулемета, 8 — воздухозаборная труба, 9 — крышки амбразур для стрельбы из автомата, 10— ведущее колесо, 11 — люк для доступа к двигателю, 12 — пробки отверстий для заправки охлаждающей жидкости я масла, 13 — сетка над заслонками радиатора, 14 — сетка над жалюзи радиатора, 15 — пулемет, 16 — крышка люка наводчика-оператора, t7 — амортизатор, 18 — поддерживающий каток, 19 — опорный каток, 20 — направляющее колесо, 21 — волноотражательный щиток, 22 — съемный лист крыши, 23 — головки перископических приборов наблюдения, 24 — крышка люка механика-водителя, 25 — головка прибора наблюдения командира, 26 — крышка люка командира, 27 — люк для установки ПТУРС, 28 — съемная головка прицела, 29 — колпак клапане вытяжного вентилятора, 30 — бортовой габаритный фонарь, 31 — крышка люка десантного отделения, 32 — буксирный трос, 33 — кормовой габаритный фонарь, 34 — пробки отверстий для заправки топливом, 35 — дверь-бак, 36 — защитный кожух головки прибора наблюдения, 87 — трак.





Чертежи для печати

Источник: "Моделист-Конструктор" 1984, №2
OCR: mkmagazin.almanacwhf.ru



Новости Партнеров

Дизан группы A4J
Rambler's Top100